Эту богословскую подборку святых отцов и житий, которые,на мой взгляд, были бы сторонниками заботы о государстве или прямо провозглашали важным учение о патриотизме, меня попросил сделать ученик о.Даниила Сысоева.
св. праотец Енос.
В толковании книги Бытия о.Олег Стеняев (ссылаясь на св.отцов) на строки «тогда начали призывать имя Господа Бога» (Быт. 4:26) объясняет что когда каиниты стали создавать города, то праведные сифиты УЖЕ стали молиться за эти города-государства (и всё человечество)
Св.пророк и боговидец Моисей.
Святой поднимал и держал в молитвенном подвиге руки (и этот жест повторяют все православные священники)
когда боролись с амаликитянами ""И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль" (Исход 17:8-16 )
Св.судия Самсон.
Ему посвящены 13, 14, 15 и 16 главы книги Судий, практически всю свою жизнь воевал с врагами своего земного Отечества. Между тем в нем действовал Дух Святой. И рос младенец, и благословлял его Господь. Об этом нам свидетельствует Слово Божие: И начал Дух Господень действовать в нем в стане Дановом, между Цорою и Естаолом. (Суд. 13, 24-25).Святой Самсон погиб -именно-завалив в здании много амаликитян ради победы Израильского государства.
(Кроме того, все вожди и судьи Израилевы, как то: святой Иисус Навин, Девора, Иефай, Гедеон и т.д., так же воевали за своей народ и землю, данную им Богом. Плюс вдовица Иудифь, которая спасла свой родной город от нашествия иноплеменников, убив предводителя вражеского войска явно была патриоткой израильского царства.)
св.царь Давид.
Пророк Давид, первым подвигом которого был поединок с трехметровым филистимским акселератом Голиафом, самым сильным бойцом вражеского войска, пришедшего оккупировать его Родину. (см.: 1 Цар. 17).
св. царь Соломон.
Этот царь построил храм Божий в Иерусалиме; судил справедливо свой народ, боролся против государственных изменников. (3 Царств)
Св.царь Езекия
Воспитавшись под влиянием пророка Исайи (4Цар. 19:5), Езекия приступил к существенным реформам. Идолослужение было искоренено (был уничтожен даже Нехуштан Моисея - 4Цар. 18:4), в храме восстановлено богослужение и, как бы в знак восстановления завета с Богом, торжественно отпразднован был общеизраильский Песах (2Пар. 30:5).Езекия оградил страну от хищничества филистимлян, обстраивал Иерусалим; он же строитель знаменитого тоннеля-водопровода, обнаруженного в 1839 г.
Св.Мученики Маккавейские.
"Антиох Эпифан, проводя политику эллинизации населения, ввёл в Иерусалиме и всей Иудее греческие языческие обычаи. Он осквернил Иерусалимский храм, поставив в него статую Зевса Олимпийского, к поклонению которому принуждал иудеев.
Девяностолетний старец - законоучитель Елеазар, который за приверженность к Моисееву закону был судим, с твёрдостью пошёл на мучения и скончался в Иерусалиме. Такое же мужество показали ученики святого Елеазара: семь братьев Маккавеев и их мать Соломония."
+некий Симон из колена Вениаминова во сей части Библии назван "предателем сокровищ и ОТЕЧЕСТВА" (2 Макк. 4:1)
Сам Господь Иисус Христос
Приходил в 30 лет в Назарет в Своё Отечество (Мф.13, 54),по слову Евангелия, чтобы обратить к истинной вере жителей Галилеи и плакал о Иерусалиме предвидя его разорение римлянами и говорил: "коль краты(сколько раз ) Я восхотех собрати чада твоя, яко же собирает кокош птенцы своя под крыле.."((Лук. 13, 34)) тоесть не хотел разрушения государства Израиля.Также ,хананеянске, просящей об исцелении Он говорил : "Я послан только к погибшим овцам дома Израилева" тоесть и подчеркивал значимость израильского государства в глазах Бога-Отца. (Мф,15:24)
Ап.Павел
Сей всехвальный апостол помнил о своем римском гражданстве и пользовался им для успеха исполнения своего апостольского подвига. (см.: Деян. 16; 22). Ему же принадлежат и следующие исполненные великого патриотизма слова: великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян… (Рим. 9, 2-4).
Объясняя эти слова Священного Писания, блаженный Феофилакт Болгарский пишет: «Словами за братьев моих, родных мне по плоти указывает на самую нежную и пламенную любовь свою к иудеям».
В другом месте тот же Апостол пишет: Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле (Еф. 3, 14-15). Вот как блаженный Феофилакт Болгарский объясняет это изречение святого Павла: «От верховного Отца, говорит, всякое отечество: на земле - племена называет отечествами, получившие такое название от имени отцов; на небесах же, - так как там никто ни от кого не рождается, - отечествами обозначает отдельные сонмы, то есть и горние, и дольние чины Он сотворил, и от Него произошли те, которые именуются отцами».
св.царь Константин
"- Теперь, - так он обращается здесь к Богу, - молю Тебя, великий Боже! будь милостив и благосклонен к восточным Твоим народам; и чрез меня, Твоего служителя, даруй исцеление всем областным правителям.... Под Твоим руководством начал я и окончил дело спасения; преднося везде Твое знамя, я вел победоносное войско; и куда призывала меня какая-нибудь общественная необходимость, следовал за тем знамением Твоей силы и шёл на врагов. Потому-то и предал я Тебе свою, хорошо испытанную в любви и страхе, душу, ибо искренно люблю Твое имя и благоговею пред силою, которую явил Ты многими опытами и которою укрепляешь мою веру.... Хочу, чтобы народ Твой наслаждался спокойствием и безмятежностью; хочу, чтобы подобно верующим, приятности мира и тишины вкушали и заблуждающиеся, ибо такое восстановление общения может и оных вывести на путь истины."
http://lib.eparhia-saratov.ru/books/05d/dimitrii_rost/dimitrii_rost1/440.htmlМолитва св.царя Константина взятая у Лактанция о мире римской державы и пребывании её в христианстве.
Император заботился о законах государства, занимался благотворительностью, укреплял его границы и соединял территории.
св.воины Феодор Стратилат
Георгий Победоносец,
Иоанн Воин:
служили в армии, защищали мечом государство, выполняли все приказы кроме антихристианских.
свт.Иоанн Златоуст
"...И пришед в отечествие Свое, учаше их на сонмищи их (ст. 54). Какое же отечество Христа разумеет здесь евангелист? Думаю, что Назарет, - потому что сказано: не сотвори ту сил многих (ст. 58). В Капернауме же Господь творил чудеса, почему и сказал: и ты Капернауме, иже до небес вознесыйся, до ада снидеши; зане аще в Содомех быша силы были бывшия в тебе, пребыли убо быша до днешняго дне (Матф. XI, 23)."
http://www.wco.ru/biblio/books/ioannz7_2/main.htm+"...Итак, пророк говорит, что должно возносить великую благодарность Богу и за то, что есть цари (и государство тоже), и за то, что есть судии. Имея попечение о благоустройстве людей, чтобы многие из них не жили бессмысленнее зверей, Бог учредил власть начальников и царей, как бы бразды для управления колесницею или кормило для управления кораблем. Поэтому, если ты начальник, то благодари человеколюбивого Бога за то, что ты удостоился участвовать в таком попечении; если ты подчиненный, то опять благодари Его за то, что имеешь начальника, который печется о тебе и не дозволяет злым людям строить тебе козни."
http://www.ispovednik.ru/zlatoust/Z05_2/Z05_2_58.htm Святитель Василий Великий
в своем 13-м правиле пишет: «Убиение на брани (за православное отечество - С.Л.) отцы наши (1-3 веков-С.Л.) не вменяли за убийство, извиняя, как мнится мне, поборников целомудрия и благочестия»
+ "Он родился в сем городе, за что и более любим мы его, потому что он - собственное наше украшение. Как плодовитые дерева возращенные ими плоды отдают собственной земле, так и сей мученик, произойдя из недр нашего города и восшедши на величайшую высоту славы, родившему и воспитавшему его городу даровал наслаждение собственными его плодами благочестия. Прекрасны плоды и иноземные, когда они сладки и питательны; но гораздо приятнее чужеземных плоды отечественные и туземные: они, сверх наслаждения, по близости к нам, доставляют еще и некоторое украшение" (свт. Василий Великий. Беседа 18. На день святого мученика Гордия).
Свт.Григорий Нисский
В беседе «О младенцах, преждевременно похищаемых смертью» он говорит: «Но иные худо проводят жизнь, они мучители, жестоки произволением, порабощены всякому непотребству, до неистовства раздражительны, готовы на всякое неисцельное зло, разбойники, человекоубийцы, предатели отечества; и что еще преступнее этого, отцеубийцы, матереубийцы, детоубийцы…». Т.е., как видим из текста 8-го правила, предателей отечества он ставит в один ряд с человекоубийцами и разбойниками.
+каноническое правило 7-ое святителя Григория Чудотворца (†ок. 270 г.), которое он написал по поводу бывшего вторжения варваров в понтийскую область. Святитель настаивает на самом строгом наказании - отлучении от церковного общения для тех христиан, которые во время данного бедствия перешли на сторону врага и «принимали участие в нападении, забывши, что они были понтийцами и христианами». Данное правило вошло в Канонический Кодекс Православной Церкви.
св. Григорий Чудотворец.
Там говорится: «Аще которые сопричислились к варварам, и с ними, во время своего пленения, участвовали в нападении, забыв, яко были понтийцы и христиане, и ожесточась до того, что убивали единоплеменных своих или древом, или удавлением, такожде указывали не ведущим варварам пути или домы: таковым должно преградити вход даже в чин слушающих, доколе что либо изволят о них, купно сошедшеся, святые отцы, и прежде их Дух Святый»[8-ое правило].
св.Савва Сербский
Великий святой сербов оставил Афон, где принял очень желанное ему иночество и ради сербов договаривался о мире (как сын царя сербского) с Венгрией; построил множество храмов; на Афоне обновил сербский! монастырь Халандар.
http://days.pravoslavie.ru/Life/life199.htm св.царь Вахтанг
Вахтанг I Горгасали (ок. 440-502) - царь Иберии во второй половине V века, один из основоположников грузинской государственности.Его прозвище «Горгасал» переводится с персидского[1][2] как «волчья голова» (намёк на форму его шлема).Родственник и данник персидских Сасанидов, Вахтанг принимал участие в их войнах с греками и эфталитами. В отношениях с Византией добивался признания автокефальности Грузинской церкви. Он провёл мероприятия по укреплению грузинских крепостей и вступил в союз с армянскими Мамиконянами, а в 482 году возглавил крупное восстание против персидского владычества.Перестроил Тбилиси, в который рассчитывал перенести из Мцхеты столицу государства. Он отказался принимать участие в персидских войнах с Византией и погиб в битве с карательным отрядом Сасанидов.
Грузинский народ на протяжении веков хранит память о царе Вахтанге I. Он стал излюбленным героем народных сказаний, а Грузинская церковь причислила его к лику святых.
Св.Давид Строитель
Святой благоверный Давид III Возобновитель, царь Иверии и Абхазии (1089 - 1125; по другим источникам 1084 - 1125; в современных изданиях Давид IV Строитель), - выдающийся государственный, культурный и церковный деятель. Наименование "Возобновитель" дал святому царю Давиду грузинский народ за его великие труды по восстановлению Грузии и укреплению Грузинской Православной Церкви. Грузия, безжалостно опустошенная турками, страдавшая от междоусобиц, под скипетром Давида Возобновителя объединилась в сильное централизованное государство. Грузинская Церковь, в процветании которой царь видел залог незыблемости и единства государства, являлась предметом его особого попечения.
http://days.pravoslavie.ru/Life/life318.htm св.царица Тамар
Святая благоверная царица Грузии Тамара Великая родилась ок. 1165 года. Происходила из древней грузинской династии Багратидов и с 1178 года являлась соправительницей своего отца, Георгия III. Время царствования святой Тамары известно как золотой век грузинской истории: царица Тамара отличалась высоким благочестием и, продолжая начинания своего деда. святого благоверного царя Давида III Возобновителя, способствовала широкому распространению веры Христовой по всей Грузии, строительству храмов и монастырей. В 1204 г. правитель Румского султаната Рукн-эд-Дин обратился к царице Тамаре с требованием отказа Грузии от христианства и принятия ислама. Царица Тамара отвергла это требование, и в исторической битве близ Басиани грузинское войско разбило коалицию мусульманских государств. Мудрое правление благоверной царицы Тамары снискало ей всенародную любовь.
http://days.pravoslavie.ru/Life/life968.htm Свт. Алексий Московский чудотворец
"Несмотря на все смуты, святитель Алексий всячески заботился о своей пастве - ставил епископов, устраивал общежительные монастыри (по образцу Троицкого, основанного Преподобным Сергием), налаживал отношения с ордынскими ханами. Не раз святому и самому приходилось путешествовать в Золотую Орду. В 1357 году хан потребовал у великого князя, чтобы святитель прибыл к нему и исцелил слепую Тайдулу - его супругу. "Прошение и дело превышает меру сил моих, - сказал святой Алексий, - но я верю Тому, Который дал прозреть слепому, - не презрит Он молитвы веры". И действительно, по его молитве, окропленная святой водой, супруга хана исцелилась." И с русской Церкви были сняты все налоговые (данные) сборы.
св.Иоанн III ПАТРИОТ (Ватарзис).
"Иоанн III Дука Ватарзис был успешным правителем, который заложил основу для восстановления в Никее управления империей (утерянного в) Константинополе. Он был успешным в поддержании в целом мирных отношений с его самыми могущественными соседями: Болгарией и Султанатом, и его сеть дипломатических отношений распространяется на Священную Римскую империю и папство , а его вооруженные силы включяли даже франкских наемников.
Иоанн III осуществлял Никейскую экспансию в Европе и восстановил болгарское патриаршество, к концу своего правления он расширился за счет Болгарии и Эпира. Он также расширил контроль над большей частью Эгейского моря и присоединил важный остров Родос ; поддержал инициативы по освобождению Крита от венецианской оккупации.
Более того, Иоанну III тщательно заботился о развитии внутреннего процветания и экономике своего царства , поощряя справедливость и милосердие . Несмотря на его болезни , Иоанн III активно руководилстраной и в мирное и военное время . Полвека после его смерти , Иоанн III был канонизирован как святой , под названием Иоанна Милостивого и ежегодно отмечается 4 ноября в православном греческом календаре" .
http://en.wikipedia.org/wiki/John_III_Doukas_Vatatzes св.Александр Невский
(и все наши т.н. благоверные князья и святые витязи всегда заботились о благе вверенного им народа и защищали его от покушений иноплеменников. Таковыми были и святой равноапостольный князь Владимир Красно Солнышко, и преподобный Илия Муромец, и святой благоверный великий князь Александр Невский, и святой благоверный великий князь Димитрий Донской и святые воины, на поле Куликовом за Веру и Отечество живот свой положившие, которые местно прославлены в лике святых Тульской епархии.)
Ведь и Невская битва, и Ледовое побоище, и Куликовская битва происходили против оккупантов, которые хотели поработить русский народ, совратить его в ересь или иноверие. И не ради ли народа русского предпринимал святой Александр Невский поездки в орду, чтобы утолить гнев хана?
Перед Куликовской битвой русские воины видели чудное видение - два всадника в небе прогоняли черные полчища врагов, говоря: «Кто велел вам губить Отечество наше?» Это были святые страстотерпцы Борис и Глеб. Следовательно, и в Небесном Царствии пребывая, святые не забывают о своем земном Отечестве, а заботятся о нем.
Прп. Сергий Радонежский
Благословил двоих схимников из братии своего монастыря на битву с татаро-монголами. И павший в этом бою Александр Пересвет прославлен Церковью в лике святых, хотя он также убил басурманского силача Челубея.
Опираясь на этот пример, во дни Смутного времени, когда польские католические оккупанты осадили Троице-Сергиеву Лавру, ее братия без колебаний оказала вооруженное сопротивление полякам.
Свщм-к Ермоген Московский
К защите Веры и Отечества с оружием в руках призывал русских людей.
св.Димитрий Донской
Родился в 1350 году, воспитывался под руководством святителя Алексия Московского. Христианское благочестие святого князя Димитрия сочеталось с его талантом выдающегося государственного деятеля. Он посвятил себя делу объединения русских земель и освобождению Руси от татаро-монгольского ига.
Святой равноап. Косьма Этолийский:
"Чада мои любимые во Христе, сохраняйте мужественно и бесстрашно нашу священную веру и язык наших предков, так как оба этих понятия - суть нашей любимой Родины и без них нация наша погибнет. Братья, не отчаивайтесь. Божественное Провидение хочет однажды ниспослать нашим душам небесное спасение, чтобы воодушевить нас на освобождение от того жалкого состояния, в котором мы сейчас пребываем". (О. Александр (Носевич). Равноапостольный Косма Этолийский: Издательский Дом "Святая Гора", 2009. c.270).
Свт. Митрофан Воронежский
Всячески поддерживал Императора Петра I в его трудах по укреплению обороноспособности нашей армии и флота.
Св.правед. адмирал Феодор Ушаков.
Не потерпел ни одного поражения в морских сражениях, всю жизнь боролся за Веру и Отечество против их врагов.
Свт. Филарет Московский
Так объяснял пятую заповедь о почитании родителей пишет: «Вместо родителей для нас являются: Отечество, потому что оно есть великое семейство, в котором Государь есть отец, а подданные - дети Государя и Отечества; пастыри и учителя духовные, потому что они учением и Таинствами рождают нас в жизнь духовную и воспитывают в ней; старшие по возрасту; благодетели; начальствующие в разных отношениях».
+"Наша любовь к Отечеству должна простираться до готовности положить за него жизнь свою"(Пространный катехизис).
Прп. Серафим Саровский
Великий подвижник изгнал пришедшего к нему масона-декабриста, замышлявшего мятеж против Царя.
Свт. Феофан Затворник
Святитель считал подвиг воинов, погибших при исполнении своих служебных обязанностей, сродни мученическому. «Не погибель корабля ужасает, а участь бывших на нем, - пишет он в письме. - Станем мерить эту участь в отношении к участи вечной. Это главное. Эти люди исполняли свой долг. Военный долг не стоит ли в ряду Божиих, Богом определенных и Богом награждаемых? Да!… Теперь судите: люди, исполнявшие свой долг, внезапно захвачены смертью и отошли в иную жизнь. Как их там встретят? Конечно без укора …и как исполнителей своего долга… Смерть их была сладка или мучительна? Я думаю, что подобную мучительность испытывали только великие мученики… За что потерпели они эту мучительность? За исполнение долга. Так терпели и мученики… и, следовательно, скончавшиеся по причине крушения «Русалки» должны быть причисляемы к сонму мучеников».
«Любите Россию в духе Православия, ревнуйте об усовершенствовании ее во всех отношениях, но без нарушения мира веры, без подрыва ее основ и ее ценности повсюдной. В этом, скажу вам в горести, надежда на одних вас. Многие у нас уже начали уклоняться на распутия. Из чудных источников пьют они мутную воду неверия и напаяются началами, не сообразными с государственным устройством нашим и с духом нашего народа. Если вы пойдете по следам их, погибла Россия». свт. Феофан Затворник (из «Слов к тамбовской пастве»).
Свт. Игнатий (Брянчанинов)
«В благословенной России, по духу благочестивого народа, Царь и Отечество составляют одно, как в семействе составляют одно родители и дети их. Развивайте в русских воинах живущую в них мысль, что они, принося жизнь свою в жертву Отечеству, приносят ее в жертву Богу и сопричисляются к святому сонму мучеников Христовых».
Св. равноап.Николай Японский:
«Наказывает Бог Россию, то есть отступил от неё, потому что она отступила от Него... Без Бога, без нравственности, без патриотизма народ не может самостоятельно существовать. ...гнилой труп она по нравственности, в грязного скота почти вся превратилась, не только над патриотизмом, но над всяким напоминанием о нём издевается. Мерзкая, проклятая, оскотинившаяся интеллигенция в ад тянет и простой, грубый и невежественный народ... Душа стонет, сердце разорваться готово». (Дневники святителя Николая Японского (1870-1911 гг.) 3 (16) июля 1905. Воскресенье.
http://blagozvon.ucoz.ru/_ld/3/337_dnevn.htm#t9)
Св.прав. Иоанн Кронштадтский
"Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить, чтобы наследовать жизнь вечную там. Отче наш , говорим мы, иже еси на небесех. Видите, где пребывает во всей славе вечной Отец наш, Господь Бог? На небесах, там и Отечество наше. Кто верен Богу, тот верен и царю".
+ "Теперь приказано отпустить сто миллионов на постройку подобных панцирей (Речь идет о кораблях - А.М.); а способных офицеров нет как и нет, а главное - охоты к делу, патриотизма да религии в будущих моряках не предвидится, и морские будущие чудовища опять обречены будут на истребление. Господа, извините, но послушайте болящего за флот постороннего человека. Приготовьте сначала любящих Россию и Бога и преданных всем сердцем делу офицеров, как в Германии и Англии".
+Люби отечество земное и Отца отечества: оно тебя воспитало, просветило, отличило, почтило, всем довольствует; (
http://www.ornin.narod.ru/dnevnik/o_rossii.htm)
Свт.Андроник Пермский.
Владыка считал, что невозможен переход от монархии к иной форме правления без разрушения Российской государственности, и в 1916 году в Пермской епархии были созданы особые миссионерские курсы по обличению нового социалистическо-коммунистического лжеучения. «Долг совести верноподданного и безграничная любовь к Отечеству не дают мне молчать» - говорил Святитель Андроник.
Владыка высоко ценил духовную культуру русского народа. В своей книге «Письма архиерея к иереям» (выдержавшей несколько изданий) он писал: «Во всём уклад нашей жизни, в обычаях, в душевных исканиях, в народном и даже литературном творчестве непременно есть искание нравственной ценности жизни, отношение к ней именно с этой стороны».
А в своём слове при вступлении на Пермскую кафедру он сказал: «Нет, не было на земле народа, который так глубоко и жизненно воспринимал бы веру Христову... Если современному одряхлевшему миру суждено от Вседержителя ещё воскреснуть к новой жизни, то это воскресение его будет от Богоносного русского народа».
http://days.pravoslavie.ru/Life/life4756.htm Свт.Феофан Соликамский.
"Когда, в 1918 году, коммунистические власти России (а было ещё государство Колчака) проявили интерес к земельным угодьям Троицкого монастыря, епископ Феофан ответил, что боится более страшного Суда, и без власти правящего архиерея не имеет права сообщать о том, что принадлежит монастырю. Владыка организовывал и возглавлял многолюдные крестные ходы, проводимые в связи с гонениями на Церковь и грабежами монастырей. Когда в марте 1918 года некоторые священники во главе с благочинным выпустили заявление о лояльности (то есть верноподданничестве) и дружелюбии к большевикам, Владыка с грустью и недоумением отозвался на это: «Пастыри Церкви, служители «идеалам христианства» выражают «лояльность»... насильникам и грабителям... Вы должны были как пастыри, как соль земли, как свет миру, высказать свой нравственный суд насильникам..."
Cвмч.прот. Иоанн Восторгов
«Один мудрец заявил, что "русской земли" нет, что говорить о ней - значит обижать инородцев. Другой уверял, что патриотизм - бранное и позорное слово, и понятие отжившее.Безумные и слепые! Но почему же тогда исключать любовь к родным, к своему народу и своему отечеству? Разве это не люди? Разве они исключены из области проявлений и приложения альтруизма? Почему же нужно запрещать патриотизм? Дают жалкий и лживый ответ: "Патриотизм есть человеконенавистничество". Но разве, в самом деле, патриотизм есть ненависть ко всем народам, кроме своего? Разве Спаситель, плакавший о родном Иерусалиме, не любил всех людей? Разве апостол Павел, любивший такою крепкою любовью народ свой, был человеконенавистником? Разве преподобный Сергий, горячий русский патриот, как великий христианин, был чужд духа любви?Послушайте голоса природы и здравого разума; он говорит вам, что нельзя любить человечество, понятие отвлеченное: человечества нет, есть отдельные люди, которых мы любим; что нельзя любить того, кого мы знаем и с кем живем, так же, как и того, кого мы не видели никогда и не знаем.Послушайте апостола, - вы ведь часто любите ссылаться на "истинное христианство", - апостол учит: "доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере (Тал. 6, 10); если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного..." (1 Тим. 5,8). (Священномученик протоиерей Иоанн Восторгов. Патриотизм и христианство
Слово в день преподобного Сергия 5 июля 1907 года; сказано в храмовый праздник в церкви преподобного Сергия, что на Большой Дмитровке в Москве.)
http://lib.eparhia-saratov.ru/.../noa.../russiaprayer/1.html».
+"Народ Русский есть народ Православно-христианский, составляющий Царство христианское, имеющее мировое призвание, указанное Промыслом, - призвание сохранить и распространить святую истину Православия; народ наш входит в Церковь, гибель его есть потрясение Церкви, следовательно, потрясение мира и человечества, есть умаление истины... Служить в этом смысле народу - значит служить Богу, Христу, Церкви, истине, Православию, спасению мира и человечества. Патриотизм и национализм тогда - не цель, а средство для высшей цели, для служения вечной истине..."
(сщмч.Иоанн Восторгов).
Свщм-к Сильвестр Омский
Благословил белые войска Колчака и придумал чин священной клятвы правителя … обещаю перед Богом.. и Крестом быть преданным государству Российскому как своему Отечеству..”
Святой Царь Мученик Николай II
«Если для блага России нужна жертва, то пусть я буду этой жертвой»
«Тяжело неимоверно, грустно, обидно, стыдно, но не теряйте веру в Божию милость. Он не оставит Родину погибнуть.
Святейший Патриарх Тихон
Патриарх 8 (21) июля 1918 года во время богослужения в Казанском соборе в Москве сказал: «На днях свершилось ужасное дело: расстрелян бывший Государь Николай Александрович... Мы должны, повинуясь учению слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его. Мы знаем, что он, отрекшись от престола, делал это, имея в виду благо России и из любви к ней. Он мог бы после отречения найти себе безопасность и сравнительно спокойную жизнь за границей, но не сделал этого, желая страдать ВМЕСТЕ С РОССИЕЙ. Он ничего не предпринимал для улучшения своего положения, безропотно покорился судьбе».
Святитель Нектарий Эгинский:
"Посему надлежит вам и в деле всей жизни вашей явить себя достойными питомцами семинарии, истинными служителями Церкви и оправданий ее, испытанными борцами за Отечество. Выходя из школы, вы вступаете на поприще духовной брани, в которой должны подвизаться и победить. Разразилась жестокая битва, и вам предстоит сражаться с многочисленными и влиятельными врагами Отечества. Ибо эллинский мир наводнен проникающими повсюду инославными миссионерами, а материалистический дух века сего стремится искоренить всякое понятие о правде и истине, добре и благочестии - все, с чем неразрывно связаны идеалы и духовная жизнь человека, истинное его счастье. Немало явилось и чудестранных претендентов на земли, издревле нами унаследованные, на земли, где испокон веков жил и трудился на благо человеческой цивилизации род эллинов. Ныне враги эти уже не столь опрометчивы, как прежде, но куда более расчетливы в злоумышлениях и действиях своих. Враги многочисленны, но бесценное достояние наше, вера и Отечество, - все, что есть у человека самого дорогого, - обязывает нас мужественно и самоотверженно встать на защиту его от покушений и передать потомкам, могущим сохранить унаследованное". (Димитракопулос Софоклис "Нектарий Пентапольский - святой наших дней. Саратов, Издательство Саратовской митрополии, с. 175)
"Ныне Отчизна и Церковь более чем всегда нуждаются в мужах, преданных началам Креста, мужах неутомимых и живущих не для себя, но для народа и Церкви. На вас, возлюбленные ученики, взирают школа и народ, а Церковь наша ждет от вас патриотических усилий, утверждения делом и словом первооснов истины, первооснов справедливости, законов отеческих и церковных". (Там же, с.179)
Св. Николай Сербский:
"...из всех христиан, похоже, только сербы называют патриотизм "родолюбием" - словом, которое по смыслу гораздо ближе христианству. Любовь к земле и любовь к родным, то есть людям, близким тебе по разным причинам, - не одно и то же. Родолюбие, по сути дела, - это ограниченное человеколюбие. Хотя это еще и не христианское человеколюбие, но и не просто "землелюбие".
Истинное родолюбие есть школа всеохватного христианского человеколюбия. Сначала мы должны выучиться любить близких, чтобы потом выучиться любить и далеких нам людей. К сожалению, сегодня родолюбие в Европе чаще выражается в негативном, нежели позитивном смысле, - чаще ненавистью к соседним народам, нежели любовью к собственному. На самом же деле истинное родолюбие ни в коей мере не подразумевает ненависти к соседям. Самым большим французским родолюбом будет вовсе не самый ярый ненавистник немцев, а японским - не ненавистник американцев. Родолюбие оценивается не по величине ненависти, а по величине любви, в противном случае цель остается в стороне и все превращается в мрачный шовинизм - тяжкую болезнь европейцев, над которой не без издевки посмеиваются азиаты"
http://svrus.hram.by/content/view/49/31/ Прп. Серафим Вырицкий.
Подвижник тысячу ночей молился на камне, испрашивая победу русскому оружию. Св.блаж.Матронушка просила приносить ей палочки, по которым она молилась за наших воинов.
Святитель Афанасий (Сахаров)
Составил молебный чин об Отечестве
Свт Лука Крымский чудотворец.
«Только те, кому чуждо все, что истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что добродетель и похвала, только враги человечества могут сочувственно помышлять о фашизме и ожидать от Гитлера свободы Церкви. Гитлер, часто повторяющий имя Божие, изображающий с великим кощунством крест на танках и самолетах, с которых расстреливают беженцев, должен быть назван антихристом. Богу нужны сердца людей, а не показное благочестие. Сердца нацистов и их приспешников смердят пред Ним диавольской злобой и человеконенавистничеством, а из горящих сердец воинов Красной Армии возносится фимиам беззаветной любви к Родине и сострадания к замученным немцами братьям, сестрам и детям.
Ст.Паисий Святогорец:
"Безразличие к Богу приводит к безразличию ко всему остальному, приводит к распаду. Вера в Бога - великое дело. Человек служит Богу, а затем любит своих родителей, свой дом, своих родных, свою работу, свою деревню, свою область, свое государство, свою Родину. Тот, кто не любит Бога, своей семьи, тот не любит ничего. И естественно, что Родины своей он не любит, потому что Родина - это большая семья. Я хочу сказать, что все начинается с этого. Человек не верит в Бога и не считается потом ни с родителями, ни с семьей, ни с деревней, ни с Родиной. Вот это как раз и хотят сейчас разложить, для чего и насаждают это состояние расхлябанности". (Старец Паисий Святогорец. Том 2.Слова. Духовное пробуждение.)
ПОСЛЕСЛОВИЕ.
ОСК РПЦ МП о патриотизме
Патриотизм в Социальной концепции РПЦ:
Христианский патриотизм одновременно проявляется по отношению к нации как этнической общности и как общности граждан государства. Православный христианин призван любить свое отечество, имеющее территориальное измерение, и своих братьев по крови, живущих по всему миру. Такая любовь является одним из способов исполнения заповеди Божией о любви к ближнему, что включает любовь к своей семье, соплеменникам и согражданам.
Патриотизм православного христианина должен быть действенным. Он проявляется в защите отечества от неприятеля, труде на благо отчизны, заботе об устроении народной жизни, в том числе путем участия в делах государственного управления. В то же время …этике противоречит деление народов на лучшие и худшие, принижение какой-либо этнической или гражданской нации. Тем более несогласны с Православием учения, которые ставят нацию на место Бога или низводят веру до одного из аспектов национального самосознания.
Святейш. Патр.Кирилл:
"Необходимо развивать у молодых людей здоровые патриотические чувства не только на уровне эмоций, но на уровне соответствующего мировоззрения... Необходимо помнить, что патриотизм предполагает любовь к своему народу и активное участие в делах государства. Мы должны поддерживать свою страну".
Молитвослов обычный. (принятый в РПЦ)
"Спаси, Господи, и помилуй богохранимую страну нашу, власти и воинство ея, да тихое и безмолвное житие поживем во правоверии, и во всяком благочестии и чистоте."
Литургия, чин свт.Василия Великого.
"О Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, Господу помолимся."
Чин поминовения воинов в Дмитриевскю субботу.
Православная Церковь считает своим особым долгом молиться за православных воинов и военачальников, отдавших жизнь за православную веру и Отечество. Есть особый чин "поминовения о православных во́инех и о всех за веру и ОТЕЧЕСТВО на брани убиенных", изданный отдельной книжицей. Чин этот - обычная панихида. Но в тексте ектенийных прошений и возгла́сов "имярек" заменено общей формулой; канон же взят из последования на исход души и прекрасно приспособлен к данному случаю, например: "Слово ми подаждь молитися, Милосерде, о подвизавшихся за веру и ОТЕЧЕСТВО мужественне" (песнь 1, тропарь 1); "Услыши, Троице Святая... гласы молебныя, приносимыя Тебе в Церкви о пострадавших в воинстве за Церковь Твою Святую" (песнь 4, тропарь 3); "Молебницу Тя о пострадавших за Церковь Сына Твоего и свое ОТЕЧЕСТВО предлагаем" (песнь 9, тропарь 4).
Текст чина -
http://osanna.russportal.ru/index.php?id=liturg_book.trebnik.bielgrad1913