Sordida et profana tinctio, или о таинствах в инославии.

Jul 29, 2011 13:08



В день памяти св.м-цы Голиндухи хотелось привести здесь икону откровения святой о таинствах в инославии, что это чаша, полная тьмы.

Анализ канонических документов Церкви и наследия, святых отцов напоминает о нижеследующих прецеденты: - различные чиноприемы не являются свидетельством благодатности тех сообществ, из которых кто-либо принимается в Церковь.

Канонические аспекты.

1.Апостольское Правило 46 - "Епископа, или пресвитера, приявших крещение или жертву(т.е. их "причастие") еретиков, извергати повелеваем".
Апостольское правило 47 - "Епископа, или пресвитера, приявш.. аще от нечестивых(еретиков) оскверненного" не окрестит: да будет извержен, как посмеивающийся Кресту и смерти Господней, и не различающий священников от лжесвященников".
Апостольского правило 68- “Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, приемлет от кого-либо второе рукоположение, да будет извержен от священного чина и он, и рукоположивший; разве если достоверно известно будет, что от еретиков имеет рукоположение. Ибо крещенным, или рукоположенным от таковых, ни верными, ни служителями Церкви быть невозможно».
http://www.agioskanon.ru/apostol/001.htm#46

4.“1 каноническое правило свт. Василия Великого: "... хотя начало отступления произошло чрез раскол, но отступившие от Церкви уже не имели на себе благодати Святаго Духа. Ибо оскудело преподание благодати, потому что пресеклось законное преемство. Ибо первые отступившие получили посвящение от отцев, и, чрез возложение рук их, имели дарование духовное. Но отторженные, соделавшись мирянинами, не имели власти ни крестити, ни рукополагати, и не могли преподать другим благодать Святаго Духа, от которой сами отпали. Почему приходящих от них к Церкви, яко крещенных мирянинами, древние повелевали вновь очищати истинным церковным крещением. Но поелику некоторым в Асии решительно угодно было, ради назидания (греч. Икономос - икономии - Л.С. ) многих, прияти крещение их: то да будет оно приемлемо."
http://www.agioskanon.ru/otci/007.htm#1

Преп. Анастасий Синаит
- Правило правило свт. Тимофея Александрийского из Славянской Кормчей (принадлежит преп. Анастасию Синаиту.) "Вопросы и ответы" (Вопрос 14)

Вопрос. Почему, когда еретики обращаются к кафолической Церкви, мы не перекрещиваем их?
Ответ. Если бы это было так, то не скоро бы человек отвратился от ереси, стыдясь быть перекрещиваемым. Кроме того, известно, что через возложение рук иерея и через молитву нисходит на людей Дух Святой, как то свидетельствуют "Деяния [святых] апостолов".

Карф,79.
Которые в местах своего жительства усмотрены будут всячески содействующими и споспешествующими кафолическому единению, к очевидной пользе душ братий: тем да не будет препоною определение, постановленное против степеней их (священнических - Л.С.) на соборе за морем, ибо спасение не заграждено ни от какого лица. То есть, рукоположенные донатистами, аще исправясь, восхотят приступити к кафолической вере, да не будут лишаемы принятия в своих степенях, по определению бывшаго за морем собора, но паче да приемлются те, чрез которых оказывается споспешествование кафолическому соединению.”
Карф.68 «Нарекание прежняго заблуждения не должно быти препятствием принятию их в в чин клира, когда они приступив к вере, истинную церковь признали своею, и, в ней уверовав во Христа, приняли таинства Троицы, которыя, как явно есть, все истинны и святы и Божественны, и на которых утверждается все упование души, не смотря на то, что предварившая дерзость еретиков, безразсудно стремилась нечто предати противное, под именем истины»
((В толковании 73 правила Карфагенскаго Собора говорится: "Иже второе крестити кого, крещение первое приимша от правоверных, различныя правила отрицают; токмо аще не будет от нечестивых еретик крещен: тех бо крещение, сквернение есть паче, а не крещение".))
http://www.agioskanon.ru/sobor/014.htm#68

Грузинская православная Церковь Руис-Урбнийский собор (в нач.12в.) 15-ым правилом постановила принимать еретиков из армян (т.е. т.н. апостольского преемства) полным чином (при св.царе Давиде Просветителе) - перекрещиванием.

Послание Восточных Патриархов 1723 г. “О православной Вере” говорится: “...Веруем, что сие таинство Святой Евхаристии совершается не всяким, а одним только благочестивым Иереем, получившим священство от благочестивого и законного Епископа, как учит Восточная Церковь”.
http://www.orthodoxia.de/poslanie1723.htm

Важнейшее значение имеют решения Константинопольского собора 1756 года, подписанные от имени своих Церквей также Патриархами Александрийским и Иерусалимским.
«Мы, воспитанные по милости Божией в Православной Церкви, хранящие правила св. апостолов и божественных отцов и признающие единую нашу святую кафолическую и апостольскую Церковь и ее таинства, между которыми и божественное крещение, и следовательно считающие противным всему апостольскому преданию, и как произведение развращенных людей, все то, что происходит у еретиков… общим постановлением отметаем всякое еретическое крещение, а посему всех еретиков, к нам обращающихся, принимаем как неосвященных и некрещеных» (7)
http://www.kongord.ru/Index/Screst/sk168-16.htm

Каноническая практика Церкви.

Практика РЦ до 1667г.

Наоборот, с XV века в Русской Церкви начинает господствовать практика перекрещивания латинян. Так, летописи намекают, что в XV веке был крещен у нас венецианец Иван Фрязин, служивший в Москве монетчиком [15].

Особенно много свидетельств о перекрещивании латинян мы имеем от XVI века. Гнезненский архиепископ Иоанн Ласский на Латеранском Соборе 1514 года докладывал о русских: “Они говорят, что все подчиненные Римской Церкви не истинные христиане и не спасутся... Все церковные таинства профанируют и хулят, осмеивают и презирают”.

В 70-х годах XVI века приезжал в Москву чрезвычайным послом австрийского императора Даниил, принц из Бухова, от которого мы имеем сочинение “Начало и возвышение Московии”, где читаем: “Тех из наших земляков, которые переходят в их веру, они перекрещивают, как бы крещенных не надлежащим образом. Причину этого они приводят следующую: что крещение есть погружение, а не обливание. Так как таковым великий князь дарит несколько денег и платье, то часто люди легкомысленные за маленькую прибыль позволяют повторять на себе крещение и тем нашей вере причиняют немалое поношение” [16].

В конце своей жизни царь Иван IV начал свататься за Марию Гастингс, племянницу английской королевы Елизаветы. Известно, что этот царь деспотически относился к Православной Церкви; однако, когда посол Елизаветы Боус 13 декабря 1583 года на требование принять невесте Православие сказал, что вера христианская одна, царь заметил решительно: “Которой быть за нами княжне то сперва креститись в нашу веру крестьянскую” [17].

В августе 1590 года королева Елизавета писала царю Феодору Иоанновичу, упрекая его, между прочим, и за то, что некоторых купцов “принудили вновь креститься, когда они уже приняты в христианство через крещение” [18].
Бывший в России в 1593 году посол римского императора Николай Варкоч в описании своего путешествия свидетельствует: “Если бы привелось крещеным христианам переходить в их веру, они должны дозволить им опять крестить себя; так как московитяне сомневаются, истинно ли наше крещение, то тот бедный грешник, который дает крестить себя, должен отречься от принятого им крещения и снова креститься” [19].

.. Когда престол Московского царства предлагали польскому королевичу Владиславу, то от него требовали предварительного крещения в православную веру. 17 августа 1610 года святой Ермоген, патриарх Московский, и митрополиты, и архиепископы, и епископы, и архимандриты, и игумены, и весь освященный собор, и бояре, и окольничий, и всяких чинов Московского государства служилые и жилетцкие люди писали наказ посольству во главе с Ростовским митрополитом Филаретом, которое отправляли к польскому королю Сигизмунду III с просьбой отпустить королевича Владислава на Московское царство. В этом “наказе” много раз повторяется условие, которое ставят каждый раз на первом месте: “А Государь бы Королевич Владислав Жигимонтович пожаловал крестился в православную християнскую веру греческого закону” [21]. “А будет паны рада учнут говорити, что Королевич и так крестился в православную християнскую веру, и вдругорядь ему как креститись, другово крещенья Христианину не бывает? И боярину князю Василию Васильевичу с товарыщи говорити: то мы ведаем, что Государь Королевич крещен в римскую веру по римскому закону; а толко Государь Королевич над нами умилосердится, пожалует нас: похочет быти в нашей православной християнской вере греческого закона, и ему Государю подобает креститися истинным святьм крещением нашие святые християнские веры греческого закона” [22]. Самому Владиславу, также послали грамоту от имени святого патриарха Ермогена и от всех российских духовных и светских всякого чина и звания людей. В этой грамоте основная мысль: “со всякою тихостию и кротостию и смирением приими святое крещение” - и в пример Владиславу ставится святой равноапостольный князь Владимир [23].

После всего сказанного я позволяю себе думать, что было бы неточностью называть постановление Московского Собора 1620 года новшеством. Да и самый Собор 1620 года смотрел на свое определение вовсе не как на новшество, а как на утверждение старого обычая... Патриарх Филарет сам говорит о побуждениях к определению 1620 года: “Во второе лето паствы моея, от создания же мира в лето 7128 (1620), возвестиша убо мне, некотории два священника, Иван и Евфимий, от церкви пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, честнаго и славнаго ее рождества, иже в Столечниках, на Иону, митрополита Сарского и Подонского, сицеву вещь: яко той Иона митрополит тем двема священником Ивану и Евфимию, от латыньския веры пришедших двою человек ляхов, Яна Слобоцкого да Матвея Светицкого, не повеле крестити, но токмо святым миром помазати их и потом повеле причастити их пречистому Телу и Крови Господни. Принесоша же мне хартию вьшисану исправил, по его митрополичью указу еже не крестити, но токмо миром помазывати поведено им. Аз же смиренный Патриарх Филарет не презрех такова раскола, да не погибнут овцы стада Христова, и испытанием писаний и правою верою исправитися в подобу явленную вещь изволих, да не како остаток еллинския и июдейския злобы воистину в зрелую пшеницу вмесился будет, и искорене яко плевел да восторгнется, и чиста явится церковная нива. И того ради повелел Ионе митрополиту пред собою стати”. Митрополиту патриарх напомнил о патриархе Игнатии, который “угожая еретиком латыньския веры” в Успенский собор “введе еретическия папежския веры Маринку, святым крещением совершенным християнского закона не крестил ю, но токмо единем святым миром помаза, и потом венчал ю с тем расстригою, и якоже Июда предатель и сей поругася Христу”, “его же Игнатия за таковую вину священноначальницы великия святыя церкви российския, яко презревшаго правила святых апостол и святых отец, от престола и от святительства по правилом святым изринуша в лето 7114 (1606)”.

Патриарх говорит и о том, как и сам он исследовал правила и понял, “яко вси еретики различных еретических вер не имут права святого крещения, еже водою и Духом Святым. И того ради от всех еретических вер различных приходящих к православию христианского закона подобает совершенно крестити святым крещением”... “

Так же как и Московское государство учинилося, и от того времени по се время того не бывало в Московском государстве, чтобы еретиков латынь и иных различных вер еретиков не крестили, кроме изверженного из святительства Игнатия Патриарха” [24].

В 1621 году патриарх Филарет издал указ о том, как испытывать белорусов, - кого из них крестить, кого миропомазывать и кого не крестить, не миропомазывать [25]. Крещенных униатами указано было крестить в три погружения “для того, что крещены от отступника, который молит Бога за папежа” [26]. Но при написании и этого “указа” патриарх сознавал, что “се не новое предание введше, но древнее укрепляюще поновихом” [27].

Все эти утверждения патриарха Филарета имеют подлинное историческое основание. Вот почему и иностранцы, бывшие в Москве после 1620 года, упоминая о перекрещивании латинян, не говорят, будто эта практика лишь недавно появилась. Адам Олеарий в тридцатых годах XVII века немало интересовался вопросом именно о крещении в Древней Руси. Он описывает обряды, сообщает биографии более известных из крестившихся лиц, обсуждает факт перекрещивания с исторической точки зрения [28 ” - и далее Олеарий ссылается на акты Латеранского Собора [29].

Целые века практика Восточной Церкви была разнообразной, колеблясь между крещением и миропомазанием. Затем делаются различные в поместных Церквах соборные определения, которые меняются в разные века. Греческая Церковь в 1484 году постановляет латинян миропомазывать, а Русская все больше и больше с этого времени утверждается в практике перекрещивания, утверждая ее потом на Соборе 1620 года. Под влиянием греков в 1667 году Русская Церковь постановляет латинян миропомазывать и в начале XVIII века ограничивается миропомазанием и в отношении лютеран. Эта практика в Русской Церкви еще более смягчается: миропомазанные латиняне освобождаются и от миропомазания. Греческая же Церковь в это же самое время, в 1756 году, восстанавливает практику перекрещивания латинян и лютеран, делая, однако, иногда отступления, если католик был арабом или сирийцем.

Вывод свт.Иллариона Верейского:
“А разве это не убедительный факт, что в Восточной Церкви всегда определяли латинян принимать через миропомазание, то есть как в Древней Церкви принимали ариан, македонян, аполлинариан? Не засвидетельствовала ли этим Церковь, что она считает латинян столько же принадлежащими к Церкви, сколько принадлежали к ней ариане и прочие еретики древности?”
Cвт.Иларион Верейский "ЕДИНСТВО ЦЕРКВИ И ВСЕМИРНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ХРИСТИАНСТВА"
http://www.pravoslavie.ru/sretmon/illarion/ilarionchristconf.htm

Русская православная Церковь.
"15 августа 1996 г. в день католического Успения Божией Матери по благословению о.З. в Спасо-Мирожском монастыре была отслужена месса католическим священником Романо Скальфи, за которой причастился о.З. и некоторые братия монастыря. Свидетелями совершения католической литургии в православном монастыре стали прихожане Русской Зарубежной Церкви из Аргентины - Беликовы Владимир Георгиевич и Светлана Ивановна.

После разразившегося скандала на о.З. и братию были наложены дисциплинарные прещения (Указ архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия о запрещении в священнослужении о.З. от 28 ноября 1996 г.). Тем же указом запрещенному архимандриту сообщается, что клириком Псковской епархии он больше не является."
http://www.antimodern.ru/zenon.html

Румынская ПЦ.
"Священный Синод осудил неканонические поступки обоих иерархов, вызвавшие тревогу в Церкви. Вслед за этим Священный Синод принял к сведению их сожаление и покаяние, восприняв это как первый знак к исправлению"
http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/41484.htm

Святоотеческие свидетельства.
1.Св.Ириней Лионский.
“,,,Приношение одна только Церковь приносит Создателю, принося Ему с благодарением от Его творения …и все сонмища еретиков не делают приношение Богу… каким образом они могут говорить, что тот хлеб, над которым совершено благодарение, есть Тело их Господа, когда утверждают (далее смысл ереси, препятствующей благодати - Л.С.) что Он Сам не есть Сын Творца мира, т.е. Слово Его, чрез которое дерево приносит плоды, текут источники, земля дает сперва зелень, потом колос, наконец полное зерно в колосе (ср. Мк. 4,28) ”
(“Против ересей”, гл. ХVIII. О жертвах и приношениях и о тех, кто истинно их приносит., 4) http://apologia.narod.ru/earlyfat/fath/iriney/book_4/book_4.htm

2.Свт.Кирилл Иерусалимский.
“..только еретики в другой раз крещаются, потому что первое их крещение не было крещением”(Главы огласительные и тайноводственные, предисловие, п.7 http://www.orthlib.ru/Cyril/oglas00.html)

3.Председатель II Вселенскаго собора св. Григорий Богослов;
“послании ко Аклидонию преcвитеру”
по поводу хиротонии еретиков 2-го чина пишет так: "И слузе присному Божию, и инем, яко не приимати губительство еретическое и рукоположения же отметати аполинарийския, яко беззаконна и чуждая соборной церкви" (в житии его, лист
10).

«Не хочу быть непросвещенным по просвещении, извращая понятие об Одном из Трех, в Которых я крестился, и действительно погребстись в воде, крестясь не для возрождения, но для умерщвления… Если Дух Святый не Бог; то пусть прежде сам соделается Богом, и тогда уже обожит меня - Ему равночестнаго. А теперь какой обман в благодати, или лучше сказать, в дающих благодать - веровать в Бога, и пойти безбожным! одно исповедывать, другому научаться! Какие соплетения слов, какия обольщения, вопросом об одном и исповеданием одного приводящие к другому! О жалкое мое просветление, если по омовении делаюсь чернее, если вижу, что неочищенные светлее меня, если я игралище зловерия крестившагося; если ищу лучшаго духа, и не нахожу! Дай мне другую купель, и после того разсуждай худо о первой!» [свт. Григорий Богослов, слово на еретики.

4. Свт.Афанасий Великий
"Сии же [ариане] бедствуют и от самой полности тайны, глаголюще крещении, аще бо во имя Отца и Сына дается совершение, не глаголют же Отца истиннаго, за еже отметатися из Него подобнаго существа, отметаютжеся истиннаго Сына, и иного себе, от несущих зданнаго, возтворяюще именуют, како не всеконечно тщее и неполезное от них даемое есть; притворение бо имущее, истинну же ни едину имущее к благочестию помощь. [Ниже:] многия убо и иныя ереси, глаголющыя точию имена, не мудрствующыя же право, якоже речеся, ниже веру здравствующуя имущыя. неполезну имут и от них даемую воду, скудствующую благочестием, якоже и кропящемуся от них паче сквернитися в нечестии, ниже избавлятися. Тако еллини убо Бога устами глаголюще, безбожия же имут порок, яко сущно сущаго и истиннаго Бога не знают Отца Господа нашего Исуса Христа. тако манихеи и фруги, и Самосатовы ученицы, имена глаголюще, ничтоже мнее суть еретицы. тако поряду прочее и Ариева мудрствующе, аще и чтут написанная, и глаголют имена, тии ругаются приемлющым от них, вящьше иных еретик нечестивейшии суще" [Свт. Слово 3 на арианы]

5. Свт.Амвросий Медиоланский
“…Еретическое же крещение, как несогласное и чуждое апостольскому божественному установлению, есть пустая вода (udata anonhta) ”.

6. блаж. Иероним Стридонский
"Ибо и еретики подражают кротости церковной, но приношение их является не как служение Богу, но как пища демонов" (твор. его, ч. II, стр. 105).
(Толкование на 39-ю главу Иезекииля пророка)

7.Cвт.Киприан Карфагенский.
"«Крещение еретиков не есть крещение, а только пустое и нечистое омовение (sordida et profana tinctio)» (Послание к Квинту, ч. 1, с. 326).
- «Там не омываются люди, а только более оскверняются; не очищаются грехи, а только усугубляются. Такое рождение производит чад не Богу, но диаволу» («О единстве Церкви», ч. 1, с. 185-186).
- «Если еретику нисколько не может послужить во спасение даже и крещение публичного исповедания и крови, потому что salus extra Ecclesiam nоn est (вне Церкви нет спасения), то насколько менее будет полезно для него, если он в каком-нибудь логовище или вертепе разбойничьем, окропившись скверной водой, не только не сложил в ней старых грехов своих, но приложил к ним еще новые и большие» (Послание к Юбаяну, ч. 1, с. 346).
-«не только ни одна ересь, но даже и раскол какой-либо не может иметь у себя освящения спасительного крещения»- Послание к Помпею. 1, с. 355.)"

«Едино крещение. Эти слова имеют силу и против Валентина, который стремится доказать, что есть два крещения, и против всех еретиков, чтобы они знали, что у них нет крещения, но что одна только Церковь Христова есть жизненный источник»
[Твор. блаж. Иеронима. часть 17. Толк. на посл. к Ефесеом. гл. 4. ст: 5-6. стр. 299].

«Церковь еретиков, которая зазывает к себе несмысленнаго умом, чтобы обольщенный ею он принимал воровские хлебы и воровскую воду, то есть ложное таинство и скверное крещение»..
[Твор. блаж. Иеронима. часть 6. стр. 78.]

8. свт.Дионисий Александрийский
Это правило я принял от блаженного папы нашего Иракла, - писал свмч. Дионисий Александрийский († 265 г.) к римскому пресвитеру Филимону, - он изгонял из Церкви бывших еретиков, от Церкви отделившихся, а еще более тех, которые от нее не отделялись, а были как будто бы с ней вместе, но уличены в посещении лжеучителей. Он не принимал их обратно до тех пор, пока они всенародно не осудили всего, что слышали от врагов Церкви. Тогда он дозволял им общение, и не требовал, чтобы они вторично крестились, ибо раньше они получили уже от него святое Таинство… Это правило появилось не сейчас и существует не только в Африке, но с давнего времени, при епископах, предшествовавших нам, и в самых многолюдных Церквах, и на Соборах отцов в Иконии и Синнаде, и по другим местам было так постановлено...».

9. Свт. Иоанн Златоуст:
«Пусть тебя не обольщают собрания еретиков, потому что у них крещение - не просвещение; они принимают крещение телом, а душою не просвещаются. Как и Симон [Волхв] был крещен, но не просвещен, равно такими же оказываются и они».
“…Где их пресловутые таинства.. гнусные и мерзкие, о коих говорить противно, о коих и апостол говорит: О том, что они делают тайно, стыдно и говорить (Эфес.5, 32) Где Маркион, где Валент, где..Арий, где Несторий?
…Cлушайте же вы, разделяющие с еретиками вечерю любви (Иуд.1,12): как избежите вы гнева, грядущего на вас, вы, осквернившиеся с ними в пише и питье? Как осмелитесь приступить к Божественным и Страшным тайнам? Разве не слышали блаженного Павла, взывающего: не можете пити Чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в Трапезе Господней и трапезе бесовской (1 Кор.10,21) Выйдите из среды их и не прикасайтесь к нечистому (2 Кор.6,17) ”
“о лжеучителях и лжепророках”

10. "Луг Духовный" свт.Софрония Иерусалимского.
"178. Жизнь старца препростого.Авва Георгий, пресвитер киновии Схолариевой, поведал нам, что в келлиях жил старец-великий подвижник, он был прост в вере и без разбору причащался, где придется. Однажды явился ему ангел Божий.
- Скажи мне, старец: если ты умрешь, как желаешь ты быть погребенным? Так ли, как погребают египетских иноков(т.е. нехалкидонитов,инославных - Л.С.) или-как иерусалимских?
- Не знаю,-отвечал старец.
- Смотри,-сказал ангел, - я приду к тебе чрез три недели - и ты дашь мне ответ.
Старец отправился к другому старцу и разсказал ему то, что слышал от ангела. Старец выслушал и изумился. И долго и пристально посмотрев на него, как бы по вдохновению свыше, спросил старца:
- Где ты причащаешься святых Таин?
- Где придется...
- Смотри-не причащайся нигде вне святой кафолической и апостольской Церкви, в которой прославляются четыре Святых Собора: Никейский из 318 отцев, Константинопольский из 150, Первый Ефесский из 200 и Халкидонский из 630. И вот-когда придет ангел, скажи ему: "желаю быть погребенным по иерусалимскому обычаю".Через 3 недели пришел ангел и спросил старца:
- Ну, что же, старец? Надумался ли?
- Желаю быть погребенным по-иерусалимски,- отвечал старец.
- Хорошо, хорошо!-сказал ангел. И старец тотчас предал душу Богу. Все это произошло, чтобы старец не потерял своих подвигов и не был осужден с еретиками."
http://www.angelologia.ru/saints/18lug.htm

11.Чудо св.м-цы Голиндухи
"Помолилась святая Богу, чтоб Он открыл ей об этих Севирианах (т.е. о древних и современных нехалкидонитах-Л.С.), следует ли принимать их причащение или нет, и увидела ангела, держащего два потира, - один полный тьмы, а другой исполненный света, и открывающего ей, что потир с тьмой есть еретическое причащение, а со светом - причащение Святой Соборной Кафолической церкви. Поэтому святая пренебрегла общением с еретиками и поспешила уйти оттуда."
http://lib.eparhia-saratov.ru/books/05d/dimitrii_rost/dimitrii_rost1/587.html

12. Преподобный Максим Исповедник (о монофелитах): «Осужденные таким образом сами собой и римлянами, на бывшем в восьмом индиктионе соборе низложенные и священства лишенные, какое могут совершать священноводство, или какой Дух может сходить на священнодействия, совершаемые такими (людьми)?».
http://lib.eparhia-saratov.ru/books/05d/dimitrii_rost/dimitrii_rost1/69.html

13.Св.Никита Исповедник
"..Объявили, что император дарует всем свободу и разрешает поклонение иконам при одном условии: если они примут Причащение от лжепатриарха Феодота. Долго сомневался преподобный, может ли он вступить в церковное общение с еретиком, но другие узники умолили его причаститься вместе с ними. Уступая их мольбам, преподобный Никита пошел в храм, где для обмана исповедников были выставлены иконы, и принял Причастие. Но когда он вернулся к себе в монастырь и увидел, что гонение на иконы продолжается, то раскаялся в своем поступке, вернулся в Константинополь и стал безбоязненно обличать иконоборческую ересь."
http://days.pravoslavie.ru/Life/life767.htm

14.Преп. И. Дамаскин
строго запрещает верным приступать к их чаше и принимать их причастие: "Всею силою да хранимся, ниже приимати причастие еретиков"

15.прп.Феодор Студит
"Как Божественный хлеб, котораго причащаются православные, делает всех причащающихся одним телом, так точно и еретический хлеб, приводя причащающихся его в общении друг с другом, делает их одним телом, противным Христу; и говорящий иначе напрасно пустословит" (ч. II, стр. 385).

"А если опять он уклоняется от причащения по причине ереси, то это необходимо. Ибо причащение от еретика, или явно осужденнаго по жизни, отчуждает от Бога и предает диаволу" (ч. I, стр. 325).
"Ибо храм, оскверненный еретиками, не есть святый храм Божий, но обыкновенный дом, как говорит Василий Великий, так как бывший при нем Ангел, присущий каждой церкви, отступил от него за нечестие. Посему и совершаемое в нем жертвоприношение не принимается Богом. Послушай, как и сам он говорит: беззаконник, - жряй ми тельца, яко убиваяй пса (Исаия 66, 3)" (Ф. Студ., ч. II, стр. 219).

16.Свт.Иоанн Милостивый, архиепископа Александрийскаго, повествуется: "И сему блаженный учаше и засвидетельствоваше, яко никакоже ни когда же отнудь еретичестве общении, и паче же осквернении причаститися: аще и весь ваш живот, рече блаженный, от какия нужды или напасти без причастни пребудите, не обретающе соборныя церкви".
В Минеи четии 12 ноября

17.Св.Стефан Новый
"..Если бы даже было во мне крови только с эту горсть, то и тогда я не побоялся бы пролить ее за изображение Христа моего. Дары же, которые ты принес мне от царя твоего, отнеси обратно; ибо я хочу поступить согласно с святым Писанием, которое говорит: «Елей грешнаго да не намастит главы моея, и еретическая пища да не насладит гортани моей» (ср. Пс.140:5).
http://ru.wikisource.org/wiki/Жития_святых_(Димитрий_Ростовский)/Ноябрь/28

18. Мученица Анфиса Римская. Пострадала за Христа в Риме в V веке. За непринятие арианского крещения была сожжена.

19. "10/23 октября Святая Церковь празднует память 26-ти преподобномучеников в священной обители Зографской пострадавших в 1274г.. За это двадцать шесть монахов во главе с игуменом были заживо сожжены. Были и такие на Афоне, кто поддался уговорам завоевателей. Двое монахов согласились сослужить с католиками мессу, не выдержав испытания веры и поддавшись угрозам. "Проклятые" - так называют их на Афоне, их тела сохранились нетленными и захоронены близ Великой Лавры, а лица их обезобразились, так что они стали похожи на страшных чудовищ: кожа почернела, глаза выпучились и выросли длинные ногти и волосы. Такой производящий ужас памятник униатам всех времён, по промыслу Божию был сохранён и послужил для утверждении в православии многих его очевидцев." http://old.apologet.spb.ru/Events/26

20.Свт. Афанасий Париос
«латиняне пребывают в еще худшем состоянии, чем евномиане, которые крестились хоть и однократным, но все же погружением... Поэтому приходящих от латинян необходимо обязательно крестить» [24

21. Свт. Григорий Синаит
“Относительно Латинской церкви святитель Григорий говорит, что за искажение учения о Святом Духе, и как прямое следствие - появление учения о тварности божественной благодати, латиняне «были изгнаны из пределов нашей Церкви»(ο των της καθ' ημας εκκλησιας απεληλανται περιβολων)17. Вероисповедание и таинства латинян он называет «латинской нечистотой».”
( Свт. Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолствующих. М. Канон. 1995, Триада 3, 1, 3, с.270 Γρηγοριου του Παλαμα. Συγγραμματα. Τομ.Α Θεσσαλονικη 1988, σελ.618

22. Прп. Никодим Святогорец
-"Вселенский VII Собор, хотя и принял хиротонии еретиков-иконоборцев... и от них рукоположенных, не перерукоположив их заново..., но сие сделал домостроительно икономос (по икономии) ради великого множества
тогда присоединявшихся иконоборцев" (толкованиe на Ап.68)
«-Латиняне - еретики, и мы отвращаемся от них как от еретиков, подобных арианам, савеллианам или духоборцам македонианам»,
- “Между канонами не существует никакого противоречия… - пишет св. Никодим Святогорец. - Между Апостольскими правилами, канонами святых отцов, определениями Вселенских и Поместных Соборов не может быть несогласий или нестроений - все они равны по своей значимости». Св. Никодим пишет, что Второй Вселенский Собор «[Апостольский] канон соблюл отчасти, предлагая икономию, т.е снисхождение… как меру пастырской целесообразности, а [Апостольское правило] как акривию - богословский критерий, который составляет каноническую практику Церкви… согласно которой вне Церкви нет ни таинств, ни спасения». ”

23. -свт.Илларион Верейский
Священномученик Иларион (Троицкий): «<…> Древней Церкви была совершенно чужда мысль, будто некоторые от нее отлученные все же остаются в Христовой Церкви и сохраняют благодать Святого Духа. Принимая некоторых еретиков и раскольников без крещения, принимая даже их иерархов в священном сане, Кафолическая Церковь продолжала только себя считать единой Христовой Церковью, исключительною обладательницей благодатных даров Святого Духа, и ничуть не думала этой своей практикой объявлять кафаров, донатистов, ариан, несториан и прочих своими членами, имеющими спасительные дары Святого Духа».

23.Священноисп. Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский
«Считая, согласно 1-му правилу Василия Великого, всякого отклонившегося от Церкви, куда бы он ни откололся, лишенным всякой благодати, в том числе и благодати крещения, когда сии отколовшиеся не со враждою, а со смирением ищут воссоединения, Церковь «ради назидания многих», δια της οικονομίας - ради икономии церковной, с любовию приемлет их не только без перекрещивания, но даже их духовных лиц приемлет в сущем сане»

24. Св.Иустин Попович, автор «Догматики Православной Церкви», доктор богословия.
«В Православном учении о Церкви и св. Таинствах единственным Таинством является сама Церковь - Тело Христово; она есть единственный источник и содержание св. Божественных Таинств. Вне Церкви не может быть ни Таинств, ни тем более «межобщения» в Таинствах. Лишь Церковь есть источник св. Таинств, и никак не наоборот: не могут Таинства стоять над Церковью и рассматриваться вне ее. По православному учению о св. Таинствах, Церковь не признает вне себя никаких других «таинств» и не считает их таковыми для определенного лица, пока оно не перейдет из псевдоцеркви через покаяние в Православную Церковь. Остающийся вне Церкви и не соединяющийся с нею через покаяние есть еретик и неминуемо находится вне церковного спасительного общения, «ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?» (2 Кор. 6,14)... Правило 46-е св. Апостолов: «Заповедуем, да извергнется епископ или пресвитер, который признает крещение или жертву еретика. Ибо: какое согласие между Христом и велиаром? Или какая честь верного с неверным?» (2 Кор. 6, 14) - Видно и для слепых: эта заповедь строго повелевает не признавать у еретиков никаких св. Таинств, считать их недействительными и безблагодатными»
“Православная Церковь и экуменизм. М., 1997, с. 160-162.”

25.Св.Иоанн Шанхайский
"..Православный, причастившийся в католической церкви, является отпавшим от Православия и присоединившимся к католической вере. В некоторых местах католики широко пользовались тем, что, уговаривая больных причаститься по-католически, а затем по смерти их хоронят, как католиков. В Шанхае дважды я не признал такого перевода в католичество [то есть не позволил похоронить по католическому обряду], так как он был совершен над людьми, у которых воля уже ослабела, а всю жизнь они были православными и никогда не думали переходить в католичество. Причащение православных католиками есть несомненный перевод их в католичество, и кто дает другое объяснение, является лицом непонимающим того, чего, конечно, нельзя сказать про католических священников, или просто хитрым обманщиком".
св. Иоанн Шанхайский. По поводу принятия православными причастия у католиков восточного обряда//Летопись почитания Архиепископа Иоанна. Т. 1. Платина, 1976. С. 154

26.Ст.Паисий Святогорец.
“Старец рассказывал и о следующем случае. Как-то раз в скит пришел священник и я не получил внутреннего извещения, что этот человек не облечен Благодатью Святого Духа.
Я поговорил с ним, и понял, что он католик и сказал ему строго: “надень католический капюшон и в таком виде ходи по монастырям.”
Как я узнал впоследствии, этот человек по имени Бонифаций был католическим священником, и одевался так, чтобы обманывать православных, он менял облачения,
В соответствии с тем, к кому он приходил, с греками как греческий монах, с русским духовенством как русский батюшка.” …Длинные волосы, борода и ряса Старца не обманули, т.к. благодать изнутри извещала его о том что пришедший, не смотря на священническую одежду, благодати священства не имел. ”Не требовавше да кто свидетельствует о человецех, сам бо видящее что бе в человецех..”
Житие ст.Паиисия, мон.Исаак,изд-во "Агион Орос"
http://pravkniga.ru/jiznpodvijnikov.html?id=1262

Возражения.

1.О перекрещивании католиков. Когда католиков перекрещивали русские и греки веками, ересью это не назвали. (на Московском Соборе 1620 года было принято решение о перекрещивании католиков когда был Московский Собор 1666-67 годов, там отменили решение о перекрещивании католиков (правда, забыли про лютеран, и только при Петре I в 1720-е годы вспомнили, что о лютеранах , и перестали перекрещивать лютеран).- т.е с перекрещ. это не связано и перед этим века была практика перекр.католиков и какое-то время - протестантов.
2.Ст.Паисий ошибался - среди его учеников есть митрополиты- напр.митр.Афанасий Лимассольский, готовится материал к канонизации подвижника.
3."Луг Духовный" взывает возражения как не сугубо исторический документ,но он был прочитан одобрен на VI-ом и VII Всел.соборах.
4.Армяне и католики тоже перекрещивали православных, т.е. это древняя практика Неразделенной Ц. дин из армянских соборов, который проходил в середине Х века (950-е годы), постановил принимать православных в лоно Армянской Церкви только через перекрещивание, т.е. православных греков и за христиан не считали, а принимали,как язычников или злостных еретиков.

Вывод.
Наличие канонических правил по указанной теме, древняя и современная практика Поместных Церквей и патрологические высказывания позволяют сделать вывод что прием инославных 1-ым чином по прав.свт.Василия (и II Всел 7 пр.,VI Всел.95 пр.) не является частным богословским мнением и частной практикой лишь одной Поместной Церкви и позволяют констатировать серьезный факт Божественного откровения Церкви, что таинств в инославии нет и различия в чиноприеме лишь показывают степень икономии Церкви в получении спасительной благодати, существующей лишь в Православной Церкви, которой является сообщество 16-ти Поместных Церквей.

В этом смысле,думается, надо рассматривать работы еп.Сергия (Серафимова)в XIXв. и известный доклад митроп.Филарета Минского в 2000г. Освященному Архиерейскому собору.(Доклад хорош и важен в сфере взаимоотношений между религиями и народами, но надо признать, что есть другое богословское мнение отцов и другая практика соборов, которую никто никогда не называл еретической)

инославие, полемика, святые отцы, сакраментология, католицизм, сравнительное богословие, Церковь

Previous post Next post
Up