But according to Harris, values, too, can be uncovered by science - the right values being ones that promote well-being. Пишут про Харриса, который восстает против разграничения фактов (которые могут быть открыты естественными науками) и ценностей, которые не могут. На это разграничение указал еще Дэвид Юм в осьмнадцатом веке, и больше двух
(
Read more... )
Возражением на это рассуждение может служить утверждение о том, что некоторые из воспринимаемых нами сигналов приходят из нематериального мира. Но, понятное дело, Харрис с этим утверждением не согласен.
Reply
И как это снимает различе между фактами и ценностями? Как мог бы выглядеть научный эсперимент, позволяющий отличить "правильную" ценность от "неправильной"?
Reply
Если какая-то вешь доставляет непереносимые страдания в настоящем и будущем, то это - "неправильная" ценность.
Например, зубная боль ценна лишь постольку, поскольку она служит сигналом о том, что нужно пойти к стоматологу. Можно представить себе учение, проовозглашающее зубную боль абсолютной ценностью. Приверженцы этого учения будут постоянно страдать зубной болью и в итоге останутся без зубов. (Если дополнительное утверждение (пока непроверяемое) о том, что беззубые не войдут в царствие небесное, также окажется истинным, то можно будет сделать вывод о том, что приверженцы этого учения проиграют в настоящем, в будущем и в вечности.)
Reply
Reply
Представьте себе террориста-самоубийцу, который знает, что его действия никому не причинят ничего кроме горя, и что после смерти он попадет в низший круг ада. Разве его самопожертвование не является бессмысленным? По-моему так сложно привести пример более бессмысленного действия.
Reply
Даже если не ради чего, пример одного бессмысленного самопожертвования не опровергает того, что люди жертвуют собой ради того, что им ценно. Пренебрегая при этом счастьем, настоящим и будущим. Причем атеисты-мученики тут даже более строгий пример - они не надеются на счастливую жизнь будущего века.
Reply
Reply
В случае, если Вы придерживаетесь системы ценностей, в которой это важно. Я бы повторил просьбу об эксперименте - вот есть человек, которому, в его системе ценностей, глубоко наплевать на благополучие других людей. Каким научным образом мы могли бы доказать, что он неправ?
Reply
1. Забить на это дело, сказав, что данный гуманоид настолько отличен от обычных людей, что понятие "правоты" к нему применимо не в большей степени, чем к ленточному червю-паразиту.
2. Просканировав его мозг, убедиться в том, что ему недоступны многие из вещей, которые делают обычных людей счастливыми, в силу чего он является человеком глубоко несчастным.
Reply
Вот мне, например, недоступно сольфеджио, и доступно быть не планирует.
Это означает, что я глубоко и необратимо несчастен?
Reply
Дык! Это все мы проходили, это все нам задавали, "очистка земли российской от всяких вредных насекомых". Видите ли, объявить оппонента ленточным червем - соввем не значит обосновать его фактическую неправоту.
2. Просканировав его мозг, убедиться в том, что ему недоступны многие из вещей, которые делают обычных людей счастливыми, в силу чего он является человеком глубоко несчастным.
Это из области фантастики, но допустим. Каким образом мы этим обосновали, что ценности, которых придерживается этот человек, ложны?
Reply
We already know that psychopaths have brain damage that prevents them from having certain deeply satisfying experiences (like empathy) which seem good for people both personally and collectively (in that they tend to increase wellbeing on both counts). Psychopaths, therefore, don’t know what they are missing (but we do). The position of a psychopath also cannot be generalized; it is not, therefore, an alternative view of how human beings should live.
We should also realize that the psychopath we are envisioning is a straw man: Watch interviews with real psychopaths, and you will find that they do not tend to claim to be in possession of an alternative morality or to be living deeply fulfilling lives. These people are generally ruled by compulsions that they don’t understand and cannot resist.
We can say that a psychopath like Ted Bundy takes satisfaction in the wrong things, because living a life purposed toward raping and killing women does not allow for deeper and more generalizable forms of human flourishing.
Reply
Reply
Удивительно, сколько находится желающих утверждать, что польза и вред от женьшеня и героина не поддается объективной оценке, или что они никак не связаны с химическими свойствами этих веществ, доступными научному исследованию.
Reply
Reply
Тот же геронин вполне может использоваться как обезболивающее, то есть он - не абсолютное зло.
Reply
Leave a comment