Еще о мытарствах

Apr 12, 2009 20:07


Сегодня еще раз обратил внимание на то, что Литургия - абсолютно христоцентрична, полностью сосредоточена на личности и деяниях Господа нашего Иисуса Христа. При том что я, в своих богословских взглядах, могу во многом ошибаться, я совершенно определенно не ошибаюсь в одном - наша единственная надежда - это Иисус Христос, и при всех возможных разномыслиях между христианами это то, что никак не может быть пересмотрено. Поэтому я должен решительно поддержать о.Андрея Кураева по вопросу о мытарствах

- беда этих повествований в том, Христос и Его крестная Жертва, торжественно вспоминаемая за каждой Литургией, оказываются совершенно невостребованными. Мы входим в Страстную Седмицу, вершину литургического года, когда воспоминаются события, лежащие в самом основании нашей веры и надежды, когда весь строй церковной жизни устремлен к тому, что сосредоточить наше внимание на Спасителе и том, что Он для нас сделал, при чтении же «мытарств» складывается впечатление, что бедная Феодора совершенно не в курсе всего этого. Более того, вся драматургия «мытарств» тут же бы обрушилась, явись в кадре Христос - примерно также, как она и обрушивается, например, у св. Иоанна Карпафского:

С угрозою и бранью дерзко нападает враг на душу, только что исшедшую из тела, являясь грозным и страшным обличителем в падениях ея. Но можно видеть тогда и то, как боголюбивая и верная душа, хотя многократно прежде уязвлена была грехами, не боится его нападений и угроз, но паче его является сильною в Господе, окрыляется радостью, воодушевляется мужеством, видя сопровождающие ее небесные силы и как стеной ограждающий ее свет веры, и с великим дерзновением взывает против злого диавола: что тебе и нам, чуждый Богу? Что тебе и нам, сверженный с неба и раб лукавый? Не имеешь ты власти над нами; власть над нами и над всем имеет Христос, Сын Божий; Ему мы согрешили, Ему и ответ дадим, имея ручательством милосердия Его к нам и спасения в Нем честный Его крест. Ты же беги дальше от нас, окаянный. Ничтоже тебе и рабам Христовым. - От таких дерзновенных слов души убежит наконец диавол, раздирающий испуская крик, в бессилии устоять против имени Христова; душа же, превыше его сущи и паря над врагом, заушает его, как так называемый быстрокрыл над вороном. - После того она в радовании переносится божественными Ангелами в определенное ей по ее состоянию место (св. Иоанн Карпафский. Увещательные главы, гл. 25).

Собственно, в присутствии Христа единственный ответ бесам - да идите вы лесом, гопота, не ваше собачье дело. Вся эта торговля с употреблением сверхдолжных заслуг возможна только в ситуациии, когда Христос присутствует в кадре не больше, чем в какой-нибудь «Египетской книге мертвых». Св. Апостол сказал своим преследователям - «Требую суда кесарева!», и никто не вякнул, отправили его к кесарю. Не могли, не посмели сказать - какого тебе еще суда кесарева, мы с тобой щас по-свойски разберемся. Потому как кесарь был главный в этом государстве, и кесарь даровал Павлу римское гражданство, и соверши Павел хоть госизмену, он кесарю и подотчетен. . Я не люблю междоусобных сетевых препирательств, но думаю, что тут должен высказаться - потому как на Страстной видеть забвение Господа и Его спасительных деяний особенно огорчительно.
Previous post Next post
Up