Как библейкие, так и атеистические фундаменталисты ставят вопрос о несообразности картины физического мира в повествовании Моисея таковой картине в современной науке. Те и другие исходят из того, что если через Моисея к древним евреям - и через них к нам - обращается всеведущий Создатель мироздания, он бы обязательно ввел своих адресатов в курс
(
Read more... )
Почему среди "исходящих свыше" множества детальнейших инструкций по гигиене и санобработке нет довольно банальной и безусловно находящейся вполне на уровне культуры и информированности древних израильтян идеи
"о возникновении эпидемий от мелких, незаметных глазу червей, разносимых ветром и водой"?
Надеюсь, вопроса "главное, зачем?" по поводу этой идеи не возникает.
Эта идея практически не выходит за рамки представлений евреев о природном мире. Ее вполне можно отнести к "вневременным истинам". Практическое значение такой идеи трудно переоценить. А вот поди ж ты...
Reply
Например.
Обесточить розетки, защитить их от "втыкания" другими техническими средствами, сделать недоступными ребенку спицы (и другие опасные предметы). Объяснить, что возникшие ограничения и неудобства (например, невозможность посмотреть мультики) связана с его нежеланием ознакомиться с принципами и опасностями, возникающими при подключения телевизора и как только, так сразу...
Reply
То есть, вместо ситуации, когда ребенок просто доверяет взрослому, лучше ввести режим жестких репрессий. Потому что ребенок обязан выслушивать от родителя все, что родитель сочтет нужным ему вот сейчас рассказать об опасностях мира (потому что родитель сильнее). Вне зависимости от планов и желаний ребенка.
Я верно понял?
Reply
Доверие без понимания - большая редкость и, пожалуй, опасная патология. Скорее всего Вы путаете "доверие" с "беспрекословным подчинением".
Reply
Вы знаете, я много бываю в химических лабораториях, так уж вышло. Так вот там на стенах висят правила по ТБ. Они, как правило, не расписывают подробно, что именно произойдет с человеком, который будет их нарушать - однако лично я им доверяю и без этого. Я просто знаю, что ответ в принципе существует, я могу его найти, если потрачу на это достаточно времени и сил, но, как правило, мне это не нужно.
Аналогично, я доверяю (в большинстве случаев) планам пожарной эвакуации.
Так вот, дети умеют доверять конкретному утверждению без конкретного понимания, если считают, что ответ существует. И да, с моей точки зрения это лучше, чем опечатывать человеку, готовому соблюдать правила безопасности, телевизор, а потом говорить, что он все узнает "добровольно и с песней", как та кошка.
Reply
Вы приблизительно и так понимаете, что именно произойдет. А вот если на стене помещения, где Вам предстоит длительное время работать, будет висеть предписание, скажем, запрещающее произносить те или иные слова, боюсь, одним доверием дело не ограничится. Вам будет жизненно важно узнать причину.
/* дети умеют доверять конкретному утверждению без конкретного понимания, если считают, что ответ существует */
Не спорю. Но прежде всего для их же собственной безопасности от этого умения желательно отучить как можно раньше.
Reply
Я совершенно не знаю химии. Просто мне надо проходить химлабу насквозь.
Не спорю. Но прежде всего для их же собственной безопасности от этого умения желательно отучить как можно раньше.
Ну, тогда верить объяснению родителя у ребенка тоже нет никаких оснований. Только эксперимент, только засунуть железок в розетку?
То есть, ну, поскольку знать все человек не в состоянии, мы вынуждены устанавливать порог доверия.
Reply
У меня такое впечатление, что Вы смешиваете или даже путаете знание и понимание. А это совсем не одно и то же. Не зная химии, Вы тем не менее понимаете, что взаимодействия химических веществ могут привести к опасным последствиям - взрыв, пожар, ядовитый газ и т.п.
/* Ну, тогда верить объяснению родителя у ребенка тоже нет никаких оснований. Только эксперимент *.
Конечно. Например, описанный kelavrik-ом эксперимент с лампочкой. Он дает как раз очень точное понимание (не знание!) сути дела.
Так вот, возвращаясь к заветам. В Ветхом завете отсутствует какие бы то ни было попытки добиться понимания даже в тех случаях, где это не представляло бы никакой проблемы. Как, например, в вопросе о микробах.
Но вместо этого везде исключительно требование неукоснительного исполнения директив.
Reply
Reply
Впрочем, таких исключений на удивление много.
Reply
Reply
Reply
Кстати, объяснение про микробов понимается моментально. Оно вполне в рамках наших интуитивных представлений о мире в отличии от КМ или большого взрыва.
Reply
Но мне и заглушки ставить не приходилось - ребенок знал, что если я что-то говорю делать или не делать, то а) объяснение существует, б) у меня есть причины этого хотеть, причем в основном - причины в пользу ребенка.
Reply
При этом всё равно ставим заглушки.
Открою маленький секрет. Ребёнку не засунуть палец в розетку. И даже засунутый гвоздик, если он один не опасен. Потому дети и не не умирают массово.
Объяснение происходит в рамках познания мира, не насильно.
Reply
Reply
Leave a comment