С Днем рождения, Свободный театр!

Mar 29, 2011 19:07



30 марта 2011 года исполняется шесть лет Белорусскому Свободному театру. Дню рождения театра посвящается...

Белорусский Свободный театр: Verbatim

Групповой портрет в чикагском интерьере. Январь-февраль 2011 года




Я познакомился с Белорусским Свободным театром в феврале 2007 года. Театру не исполнилось еще и двух лет. Спектакли проходили на конспиративных квартирах или в лесу, за городом. Вместо уютных залов - складные стулья и подушки; вместо гримерок - коридор, ванная или просто клочок земли за деревом, если спектакли проходили в лесу; вместо рецензий - SMS-ки друзьям и разговоры на кухнях. Некоторые из актеров еще работали в государственных театрах, многие международные проекты были еще впереди... Прошло четыре года. Многое изменилось за это время. Свободный театр гастролирует по странам и континентам, в одиночку представляя белорусский театр за рубежом. Триумфальный успех, премии и награды на престижных международных театральных фестивалях, высшие баллы авторитетнейших театральных критиков в крупнейших газетах мира. Вот только на Родине театр по-прежнему запрещен.

Гонения властей усилились после фарса под названием “Президентские выборы”, состоявшегося 19 декабря 2010 года. В тот день была арестована директор театра Наталья Коляда, через несколько дней - тур-менеджер театра Артемий Железняк.

В начале января 2011 года Свободный театр ждали в Нью-Йорке на театральном фестивале “Under the Radar”. Несмотря на жесткие репрессии властей, коллектив театра сумел выехать из Беларуси и в полном составе прилететь в США. После триумфальных гастролей в Нью-Йорке главный режиссер чикагского Goodman Theatre Роберт Фоллс и исполнительный директор Рак Шулфер предложили театру продлить свое пребывание в Америке и впервые приехать на гастроли в Чикаго.

Так спустя четыре года я вновь встретился со Свободным театром. В Чикаго театр показал спектакль “Быть Гарольдом Пинтером” - композицию из шести пьес английского драматурга и фрагментов из его Нобелевской речи.

Четырнадцать переполненных залов, стоячая овация после каждого спектакля, высшие оценки критики в самых престижных чикагских газетах, включая “Chicago Tribune” и “Chicago Sun-Times”... Подобно знаменитому туру по Англии в 2008 году, когда газета “Guardian” поставила спектаклю “Быть Гарольдом Пинтером” пять звездочек и признала Свободный театр открытием Лондонского театрального сезона, в начале 2011 года белорусский театр взорвал театральную общественность Чикаго, и, как сказал художественный руководитель Goodman Theatre Роберт Фоллс, “это только начало любовного романа”.

В этой статье я не ставлю перед собой задачу детального разбора спектакля. Оставим это театральным критикам. Мне кажется, феномен Свободного театра состоит в уникальном союзе талантливых, профессиональных, честных людей, свободных личностей из несвободной страны. Мы провели вместе месяц, полный удивительных встреч, разговоров, поездок. Я влюбился в этих людей, я заразился их творческой энергией, жизнелюбием, оптимизмом, и мне очень хочется, чтобы вы разделили со мной эти чувства. Итак, довольно предисловий. Перед вами - групповой портрет Свободного театра в чикагском интерьере. Verbatim!

...Решение разбиться на группы и не лететь в США из Минска оказалось для Свободного театра правильным. 3 января 2011 года в аэропорту Минск-2 актеров ждали люди из КГБ. А на следующий день гэбэшники пришли в дом к родителям Натальи Коляды. Искали Колю и Наташу...




Часть I. Руководители Свободного театра

Николай Халезин и Наталья Коляда

Краткая биографическая справка. Николай Николаевич Халезин родился в 1964 году в Минске. Художник, журналист, драматург, режиссер, актер. Один из основателей и сценограф Минского альтернативного театра. Один из учредителей галереи ”Vita Nova” (позднее - Центр современного искусства). Создатель газеты “Имя” (1995-1998 годы) и автор проекта “Тадж-МаХал” в этой газете. Работал в белорусскоязычных газетах “Навiны” и “Наша свабода”, закрытых властями Беларуси. Занимался политконсалтингом, участвовал в создании сайта “Хартия-97” (www.charter97.org). В 2002 году написал свою первую пьесу “Полуночная жертва”. На сегодняшний день - автор девяти пьес. Самые известные из них - “Я пришел”, “Поколение Jeans”, “Постигая любовь” (последние две пьесы написаны в соавторстве с Натальей Колядой). Пьеса “Я пришел” вышла в финал Берлинского международного фестиваля современной драматургии, получила несколько российских театральных премий. С марта 2005 года - один из основателей и художественный руководитель Белорусского Свободного театра. С 2006 года выступает как актер в спектаклях театра “Поколение Jeans” и “Быть Гарольдом Пинтером”. Режиссер спектаклей “Поколение Jeans” и “Постигая любовь”. Обладатель премии Французской республики, приза “Специальное признание”, премии “Европа-Театру”, приза “Freedom to Create” (Великобритания). Ведет активную педагогическую деятельность. Сотрудничает со Школой искусств Das Arts (Нидерланды), Калифорнийским институтом искусств Уолта Диснея (США), Европейским гуманитарным университетом (Литва).

В период с 1999 по 2008 годы четырежды был арестован в Беларуси по политическим мотивам. В 2002 году приговорен к краткосрочному сроку тюремного заключения.
(Сайт театра - http://dramaturg.org/, блог Николая Халезина - http://kilgor-trautt.livejournal.com/)

Наталья Андреевна Коляда родилась в Минске. Театральный продюсер, драматург. В девяностых годах участвовала в проекте правительства США по сокращению ядерного вооружения на территории Беларуси и очищения земли от ядерного топлива. Член группы мониторинга по соблюдению прав человека. Первой в Беларуси была судима за размещение информации в Интернете. С марта 2005 года - одна из основателей и директор Белорусского Свободного театра, а также одноименного ежегодного международного драматургического конкурса. Соавтор пьес “Поколение Jeans” и “Постигая любовь”. 19 декабря 2010 года была арестована в Минске по политическим мотивам. Провела ночь в приемнике-распределителе. Лишь по счастливому недоразумению избежала тюрьмы. В январе-феврале 2011 года участвовала в слушаниях “Репрессии в Беларуси” в Комитете по международным отношениям в Сенате США. Обладательница трех наград Государственного департамента США за личное мужество.

Мое чикагское интервью с художественным руководителем Свободного театра Николаем Халезиным и директором театра Натальей Колядой началось в машине: Коля и Наташа торопились на очередной спектакль. За день до нашей встречи ведущая американская организация поддержки современной драматургии LARK Play Development Center (Нью-Йорк) приняла решение в 2011 году поддержать презентацию в США двух пьес из Восточной Европы: “Полковник Пилат” Алексея Щербака (Латвия) и “День Благодарения” Николая Халезина (Беларусь). Наша беседа началась с того, что я поздравил Николая Халезина с этим событием и попросил рассказать его о пьесе и о том, в чем заключается поддержка организации LARK.

-          В программу поддержки входит доведение текста пьесы до варианта, подходящего для постановки в США, осуществление перевода либо финальная англоязычная редактура текста пьесы, презентация пьесы на сцене LARK Play Development Center силами ведущих американских актеров, предложение пьесы американским театрам для осуществления постановок. “День Благодарения” - история человека, осваивающего новую страну, ее культуру, быт, нравы. Это моя вторая пьеса, которую выбирает LARK. Первой был “Харонвилль”. Читка пьесы с большим успехом прошла прошлой осенью. Мне сказали, что мне удалось “запаковать” европейское содержание в американскую форму, сравнивали с Квентином Тарантино и Серджо Леоне. Я удостоился блестящей рецензии от Тома Стоппарда...

-          Как ты думаешь, есть надежда увидеть эти пьесы на американской театральной сцене?

-          Очень на это надеюсь. Я целенаправленно пытаюсь пройти по всему маршруту от сотрудничества с LARK на низовых уровнях до постановки. Это кропотливая работа, которая время от времени взрывается такими вот приятными сюрпризами.

Жили-были Коля и Наташа...

Мать Николая Халезина работала в штабе военно-воздушных сил, отец - певец Белорусской филармонии, создатель группы “Песняры”. По словам Николая, детство он провел за кулисами и на гастролях, и воспитывали его, в основном, музыканты.

-          Коля, глядя на твой послужной список, кажется, что ты стоял у истоков всех главных независимых театральных и медиа-проектов Беларуси последнего десятилетия.

-          Да, получилось, что ко многим проектам я имел отношение. Не занимался только деловыми изданиями. Я всегда пугался деловых изданий, а когда экономика стала абсолютно тоталитарной, даже перестал их читать. В “Белорусской деловой газете” был только мой дизайн.

-          Все начиналось с Альтернативного?

-          Альтернативный театр создавали три человека: Витас Григолюнас, Леня Динерштейн и я. Я там три года работал сценографом, а потом создал Галерею, из которой вырос Центр современного искусства. Потом, когда пришла нынешняя власть, все накрылось. В один день не стало ни спонсоров, ни покупателей, из страны выгнали все фонды... Заниматься театром и искусством стало невозможно. Меня пригласили создавать газету, и мы сделали газету “Имя”. Это был абсолютно новый для Беларуси проект. Тираж газеты составлял 28 тысяч экземпляров. При этом индекс цитирования был первый по стране.

-          Я помню, газету “Имя” читал весь Минск.

-          По статистике доходило до того, что один номер газеты читали 18 человек, в то время как один номер “Советской Белоруссии” - 0,8 человека! Сначала власть не понимала, что происходит, а потом, когда разобралась, начала процедуру закрытия. Газета просуществовала три года - с 1995 по 1998. Главным для “Имени” всегда был интересный материал. Если ты не работаешь, если ты не пишешь добротные тексты, тебя не возьмут. Вот, например, объявляем конкурс на замещение вакантной должности журналиста в отдел новостей. Из сорока профессиональных журналистов мы берем одну семнадцатилетнюю девочку - Наташу Радину. Принцип в газете был такой: если ты сидишь на планерке и не заявляешь ни одного материала, ты не попадаешь в номер. Естественно, это влияет на твои гонорары. И журналисты начинают работать...

Журналист “Имени” Олег Бебенин после закрытия газеты работал над созданием сайта “Хартия-97”. Последний год он активно участвовал в избирательной кампании одного из кандидатов в президенты Беларуси Андрея Санникова. 3 сентября 2010 года Бебенин был найден повешенным на своей даче под Минском. Обстоятельства происшедшего позволяют говорить об убийстве журналиста по политическим причинам.

Журналистка “Имени” Наташа Радина все эти годы была редактором сайта “Хартия-97”. 19 декабря 2010 года была арестована в своем офисе. 28 января журналистку выпустили из СИЗО КГБ под подписку о невыезде, и она вынуждена проживать в городе Кобрин. Ее обвиняют в “организации и участии в массовых беспорядках”. Наташе Радиной грозит до пятнадцати лет лишения свободы.

-          Когда “Имя” закрыли, я перешел в газету “Свабода” - тогда уже она называлась “Навiны” (“Свабоду” тоже закрыли). Перекрывают кислород “Навiнам” - регистрируем “Нашу свабоду”. Разрабатываем новую стратегию, расширяем аудиторию за счет двуязычия, устраиваем стажировки, семинары. Постепенно стратегия начинает работать. В результате - регулярный рост аудитории. За полгода - в 18 раз! Пока тираж был двадцать тысяч экземпляров, власть на газету не обращала внимания. Но потом провели опрос общественного мнения с целью выяснить, сколько человек читают один номер. Оказалось, что в среднем один номер газеты “Наша свабода” читают примерно десять-двенадцать человек. Двадцать тысяч экземпляров умножаем на двенадцать... И тут власть встрепенулась, и началась процедура закрытия газеты. Закрыли подряд три газеты, в которые вложен был огромный труд!

-          И ты пришел в театр?

-          Не сразу. После газеты был политический консалтинг, организация массовых акций (я делал это с Дмитрием Бондаренко, бывшим координатором сайта “Хартия-97”, в настоящее время - узником совести), а уже потом возник “Свободный театр”...

Наталья Коляда родилась в театральной семье. Ее отец Андрей Андреевич был проректором Академии искусств, лучшим преподавателем сценической речи в Беларуси, мать - театральная актриса, какое-то время работала главным режиссером Отдела политических программ Белорусского телевидения. Наташа хотела стать актрисой, но ей было сказано, что дети не могут поступать в то учебное заведение, где высокую должность занимают родители. Спустя годы она признается, что благодарна родителям за это решение. После окончания исторического факультета Педагогического института Наталья Коляда задумалась о карьере дипломата и продолжила обучение в БГУ и Хаббард-колледже на факультете бизнес-управления.

-          (НХ) После Хаббард-колледжа появилась бредовая история властей о том, что мы являемся сайентологической сектой, манипулируем сознанием, и т.д., и т.п.

-          (НК) Это случилось после нашей встречи со Стивеном Спилбергом. Он спросил, что нас ожидает после свидания с ним. Мы ответили, что не знаем. Аресты и тюрьмы пройдены, но что-то новенькое появится.

-          (НХ) И после строчки в изданном в Москве драматургическом сборнике “Наталья Коляда закончила Хаббард-колледж” из нас сделали секту.

-          (НК) Это было бы достаточно смешно, если бы в Беларуси за сектантство не грозил срок до двадцати пяти лет.

Когда Наталья Коляда закончила БГУ, у власти уже находился Лукашенко. Ни о какой дипломатической карьере нельзя было даже мечтать. Коляда работала в группе по сокращению ядерного вооружения на территории Беларуси и очищения земли от ядерного топлива, после этого - в американском посольстве. Американское правительство помогало белорусскому народу, а белорусское правительство хотело получать налоги с этой помощи. Коляду вызывали в суд, грозились забрать квартиру... После ухода из посольства Коляда участвовала в мониторинге по соблюдению прав человека. Она стала первым человеком в Беларуси, которого судили за размещение информации в интернете. На суде Наталья Коляда сказала, что такой статьи в белорусском законодательстве нет. Судья на это заявила, что ее должны скоро принять, и выписала штраф. На тот момент дочка Коляды была совсем маленькой. По белорусским законам, женщину нельзя сажать в тюрьму, если у нее есть ребенок до двенадцати лет. К сожалению, это расходилось с реальностью тогда и продолжает расходиться сегодня. После событий 19 декабря в Минске была арестована журналистка Ирина Халип. На свободе у нее остался трехлетний сын Даниил. Впоследствии мера пресечения была изменена, и сейчас журналистка находится под домашним арестом.

О себе Наталья Коляда говорит: “Я - исторический диссидент”. Николай Халезин добавляет: “Диссидент профессиональный”.

-          (НК) В нашем фамильном древе - участие в восстании Кастуся Калиновского. Все мои предки были в оппозиции власти. Мой папа Андрей Андреевич перевел шестьдесят пять процентов учебных дисциплин Белорусского театрального института на белорусский язык. Сейчас, правда, все вернулось назад. Когда отца увольняли, ему сказали: “Ваши дети - позор страны”.

-          (НХ) У Наташи три награды Госдепартамента США за личное мужество!

-          Вот об этом в Беларуси не пишут!

-          (НХ) Зато перед президентскими выборами в 2001 году о ней была большая статья в “Советской Белоруссии”, где было написано, что она - организатор и финансист всей антилукашенковской кампании.

Любовь на фоне политики

-          О вас написаны сотни статей, вы дали многочисленные интервью, но при этом нигде я не нашел ответа на самые обычные, человеческие вопросы. Как вы познакомились, как нашли друг друга?

-          (НК) Нас познакомил кандидат в президенты Республики Беларусь Андрей Санников, ставший 19 декабря 2010 года узником совести. К этому моменту я четыре года знала Колю, как журналиста. Газета “Имя” была моей любимой газетой. Но мужчина с длинными волосами в кожаных штанах не вызывал у меня никаких положительных эмоций вообще. И вдруг так получилось, что мы начали вместе работать...

“В 1999-2000 годах Лукашенко физически устранил общественных и политических деятелей при помощи созданных им “эскадронов смерти”. Тогда вооруженная группировка под командованием полковника Дмитрия Павлюченко похитила и убила лидеров оппозиции: заместителя председателя парламента Виктора Гончара, бывшего министра внутренних дел Юрия Захаренко, Анатолия Красовского - бизнесмена, который финансово помогал демократическим силам, при загадочных обстоятельствах погиб Геннадий Карпенко - еще один вице-спикер парламента и глава Конгресса демократических сил.”

Из речи Натальи Коляды на слушаниях по Беларуси в Сенате США (Вашингтон, 27 января 2011 года)

-          (НХ) Наташа собрала жен исчезнувших политиков и вместе с ними начала работу по привлечению общественного мнения к происходящим в Беларуси событиям. Проект назывался “Мы помним”...

-          (НК) Андрей Санников сказал, что единственный человек в Беларуси, который мог визуально реализовать этот проект, - это Николай Халезин. Мы встретились, и то, что говорил Андрей, оказалось абсолютной правдой. Я сразу поняла, что это мой человек! 2001 год стал началом моей новой жизни.

-          (НХ) Мне всегда нравилась Наташа. Мы пересекались в разных компаниях, но поскольку мы были образцовыми семейными людьми, то этим все и ограничивалось. Наша встреча смогла состояться только, когда наши семьи распались и мы оказались свободными от обязательств.

-          Ваш роман я бы назвал “Любовью на фоне политики”. Можно ли в тоталитарном обществе абстрагироваться от политики? Можно ли заниматься своей семьей и быть счастливым?

-          (НХ) Это называется внутренняя эмиграция. Но дело в том, что политика все равно этих людей достает: либо на работе, либо в быту. Семьи, которые не понимают, что виновна среда, разрушаются. Мы дома не говорим о политике - просто политика пронизывает все сферы жизни.

-          (НК) Мы уважаем друг друга. Иногда я думаю: невероятно, как Коля терпит мое поведение, иногда я не понимаю, как я терплю его. Есть такая простая банальная фраза, что каждый день надо проживать как последний день жизни. Мы стараемся так жить...

-          (НХ) Мы раньше практически никогда не расставались. Когда ее нет, я не могу спать.

-          Ты помнишь свою первую реакцию, когда Наташу арестовали 19 декабря?

-          Как-то мы были в Москве. Она зашла в вагон метро, а я зайти не успел - двери закрылись. Она за стеклом, она уезжает, а ты просто сходишь с ума... И так же было 19 декабря. Мы были вместе на Октябрьской площади и разошлись буквально на несколько минут. И вдруг я услышал, как кто-то из друзей закричал: “Коля, направо!” Я бросился направо и увидел, как четыре человека затащили ее в машину. Я не успел добежать, как машина отъехала. Жуткая ситуация... За шестнадцать лет я научился так вести себя во время митингов и демонстраций, чтобы всегда можно было уйти от погони. И вот я понимаю, что ухожу, а Наташа находится за цепочкой, и она остается. Первое желание - попасть туда, к ней. Но потом тебя останавливает мысль, что на свободе ты можешь сделать гораздо больше. Смысла сидеть двоим, когда один может хоть что-то сделать, нет. При этом у меня есть ощущение, что я виноват. Они сидят, а я - нет. Оно есть всегда, когда арестовывают друзей. Я понимаю, что наши друзья чувствовали себя так же, когда сажали нас.

-          Наташа, а какой была твоя первая реакция, когда тебя забирали “в кутузку”?

-          Я думаю: скорее всего, Колю забрали тоже, и ребенок не будет знать, что с нами происходит. Дана подготовила огромный термос чая, собиралась ехать с нами на площадь, и только, когда я в последний момент узнала, что Владимир Некляев избит, я ее оставила у своих друзей, возле площади. Когда мы уходили, родители сказали: “Знайте, что мы с вами”. Этого было достаточно, чтобы выйти на площадь и защищать и себя, и их, и детей... Меня посадили в темный автозак, вооруженный человек сказал, что фашистские опыты покажутся мне сказкой по сравнению с тем, что они сделают со мной, и еще много слов не для печати... Если вспомнить, что фашисты убили каждого третьего белоруса, то что планируется сделать с нами?! В общем, это были не совсем те ощущения, которые ты готов воспринимать. Но потом ты приходишь в себя - на это уходит минут десять - и начинаешь заниматься привычным делом: переписывать имена находящихся рядом людей, чтобы побыстрее дать материал на Хартию.

-          То есть даже в этой ситуации вы думаете о том, как помочь другим?

-          (НХ) Это система коллективной безопасности. Ты знаешь, что делать, и у тебя нет состояния растерянности. Состояние скорби есть, когда видишь избитую девушку, но растерянности нет. Первое - собрать списки. Второе - с помощью мобильных телефонов отправить фамилии на волю.

-          (НК) Я попыталась позвонить Коле, но мобильные номера были заблокированы. Когда автозак начал двигаться и мы покидали заблокированную территорию, я отправила заготовленную SMS-ку брату, Тому Стоппарду и в организацию “Индекс по цензуре”. Когда меня арестовывали, я видела десять автозаков. В каждом автозаке - семьдесят человек. Значит, общее количество арестованных - семьсот. Эту цифру я и назвала, и она оказалась правильной... Сначала нас возили по городу, потом привезли на территорию тюрьмы и держали в автозаке четыре часа. Люди теряли сознание... За одну ночь на Окрестина я встретила Иру Халип три раза. Она была последней, кто сказала мне, что произошло, пока нас не стали разнимать по сторонам, чтобы мы не общались.

(Продолжение следует.)

Интервью, Свободный театр

Previous post Next post
Up