Прохождение Туркменской границы оставило незабываемые впечатления. При том что Туркменистан - более чем приличное государство по сравнению с некоторыми другими бывшими союзными республиками, я совершенно не понимаю, как они живут с тем уровнем организации, который мы наблюдали на таможне. Полный разброд и шатание: казалось, появление иностранцев с визами, да еще и на автомобилях, со стороны Казахстана оказался для них ситуацией из разряда внештатной. Не было ни какой единой процедуры или последовательного приема, все новые подробности оформления выяснились в ходе беготни от одного офицера к другому.
В какой-то момент нам сообщили, что, мол, необходимо досмотреть личные вещи. А вещей у нас - напомню, - пять автомобилей. "Ну ладно, - ответил пограничник, - принесите по паре сумок, пропустим через сканер". Потом правда, таможенники решили посмотреть автомобили внимательней, но очень формально: открыли-закрыли багажник.
Поскольку Туркменистан при всем при этом - страна закрытая, в список запрещенных предметов, кроме традиционного оружия и наркотиков, были включены печатные издания и носители информации. Мы отметили каждый пункт отрицательно, хотя на наших накопителях и флешках при желании можно было ввести всю библиотеку Конгресса США в электронном виде.
На таможню мы угрохали несколько часов, однако, к чести сотрудников, общение и досмотр проходили предельно доброжелательно. А под катом я подробно расскажу как мы до этого докатились (доехали, в смысле)...
Примерно в 50 км от Актау въехали в (на?) Карагие - самую глубокую сухую впадину в Казахстане и одну из наиболее глубоких в Азии:
3.
132 м ниже уровня моря:
4.
На такой глубине в изобилии водятся верблюды:
5.
Животные собираются в косяки и "проплывают" прямо перед экспедиционными автомобилями:
6.
К слову о машинах сопровождения: в этот раз у нас были гайцы не просто с мигалками, но еще и с матюгальником. Они очень ревностно следили за тем, чтобы все встречные и попутные автомобили съезжали с обочины и пропускали наш караван. Зачем нужен был такой театр - непонятно, но избавиться от сопровождения не представлялось возможности:
7.
Жанаозен, стал последним крупным городом Казахстана перед границей с Туркменистаном:
8.
На переезде случилось невероятное - гаишники что-то сказали по мегафону железнодорожнику и тот открыл для нас шлагбаум. Признаюсь, я малость боялся ехать: контролер-то услышал, а вот летящий на всех парах состав мог проигнорировать сообщение:
9.
Обратите внимание на аккуратную дорожку справа и лавочку. У казахов своеобразное ощущение пространства - мне бы, например, было не очень уютно сидеть в чистом поле:
10.
Полторы сотни километров за Жанаозеном ехали по добротному асфальту. Встречных машин почти не было:
11.
На всем пути встретили одного лишь пастуха на осле:
12.
Наконец, на горизонте появилось море:
13.
За много-много километров пустой степи встретили одинокое дерево. Вам-то сейчас кажется, что это не Бог весть какое событие, но тогда оно нас впечатлило. А еще оно мне напомнило заставку Bruckheimer Films (где молния бьет в одинокое дерево на дороге):
14.
Остановились на короткую остановку. Не очень понял точный смысл это места, похоже, у него какое-то ритуальное значение:
15.
Встретили кошку:
16.
Кошка требовала угощения. У нас был только хлеб с огурцом, мы неуверенно положили их на землю, как вдруг киса принялась остервенело лопать овощи. Потом вспомнили про бутерброды с колбасой, но она только презрительно понюхала и вернулась к огурцам.
Котэ-веган, одним словом:
17.
За 40 км до границы асфальтовое покрытие закончилось:
18.
Я предложил съехать с грейдера, так как вся дорога была усыпана острыми камнями. Беспокоился не столько о себе, сколько о других машинах в экипаже. Касательно нашего автомобиля без ложной скромности упомяну, что Land Rover позволял ехать как минимум в два раза быстрее остальных по бездорожью:
19.
Мое предложение проигнорировали, и результат не заставил себя долго ждать - машина в голове колонны пробила колесо:
20.
После этого экипаж стал более сговорчив и даже гаишники съехали с дороги, но мигалку не выключили:
21.
Мы с
artuom были самые стремительные и маневренные - то обгоняли, то отставали в поисках лучшего ракурса. Разок даже встали чай попить, пока колонна напряженно тянулась по извилистым тропинкам:
22.
На казахскую таможню выскочили практически из кустов:
23.
Границу прошли очень энергично - минут за 20 и это при том, что когда мы подъехали к границе, там был обеденный перерыв. Гаишники что-то сказали пограничникам и те прервались, чтобы нас пропустить. В общем, большое спасибо Казахам за такое гостеприимство и заботу о нас:
24.
Последний Казахский забор:
25.
Буферная зона между двумя государствами. Сначала казахский столбик:
26.
Затем туркменский:
27.
Туркменский пограничный пункт встретил нас закрытыми воротами. Туркменистан тоже был на обеде:
28.
Рядом с воротами заметили железную груду, похожую на разобранный трактор. При ближайшем рассмотрении у "трактора" обнаружилась установка для пулемета или что-то вроде того:
29.
Наконец, туркмены закончили свою трапезу и пустили нас внутрь. Компьютеров нет, все данные паспортов пограничники переписывали вручную. Фотографий с контрольного пункта нет по понятным причинам:
30.
Почему-то казалось, что после границы нас ждет прекрасная асфальтированная дорога. Но наивным мечтам не суждено было сбыться:
31.
Если в Казахстане был хотя бы укатанный грейдер, то здесь одни лишь направления. До ближайшего поселка плутали по навигатору 40 километров. И ехали их еще дольше, чем те же 40 километров перед Казахской границей:
32.
В какой-то момент мы уперлись в прострелянный самолет. Кстати, где-то здесь снимали "Белое солнце пустыни":
33.
Погранцы предупредили, что нас еще будут изучать гаишники, посты которых расставлены неподалеку. Увидев один такой на горизонте, мы радостно погнали в его сторону (надеялись, выедем на дорогу), но здание оказалось пустым и заброшенным:
34.
Туалет зато нашли:
35.
На территории Туркменистана тоже было лучше ехать не по основной "трассе", а рядом с ней:
36.
37.
Наконец, на горизонте показались трубы поселка Карабогаз:
38.
О нем, о его трубах и невероятном курорте на берегу Каспийского моря Аваза - в следующем посте:
39.
Об этом путешествии так же можно почитать у
artuom Маршрут дня от партнера экспедиции "Каспий - море дружбы" на
geo.ritm.ru:
Старейший партнер экспедиций - холодный асфальт
asphalite:
Я в других социальных сетях: