Каждый, у кого есть аккаунт в социальных сетях, хоть раз, да видел записи про Ирену Сендлер. Во время Второй мировой войны эта женщина, простой социальный работник, создала подпольную организацию для спасения еврейских детей из Варшавского гетто.
Еще в довоенной Польше Ирена в знак протеста садилась на скамьи "для евреев" в лекционных залах Варшавского Университета, где она изучала польский язык и литературу. Когда националистические головорезы избили еврейскую подругу Ирены, она перечеркнула в своем студенческом билете печать, которая позволяла ей сидеть на "арийских" местах, за что была отстранена от учебы.
Ирене исполнилось тридцать, когда гитлеровская Германия оккупировала Польшу. Каждое утро она видела еврейских детей, просящих на улице кусок хлеба. Вечером они уже лежали мертвыми, прикрытыми бумагой. Нацисты опасались возникновения эпидемии тифа и разрешили медработникам из варшавского Управления здравоохранения контактировать с евреями. Ирена организовала тайную переправку детей в возрасте от нескольких месяцев до пятнадцати лет. Детей вывозили из гетто в мусорных мешках и в тюках с отбросами и окровавленными бинтами, предназначенными для городских помоек. Именно так, в корзине с мусором вывезла Ирена из гетто в июле 1942 свою приемную дочь. Малышей выносили также через канализационные коллекторы. Один раз Сендлер даже спрятала ребенка у себя под юбкой. Старших детей проводили тайными ходами через здания, окружавшие гетто. Операции были рассчитаны по секундам. Один спасённый мальчик рассказывал, как он, затаившись, ждал за углом дома, пока пройдёт немецкий патруль, потом, досчитав до 30, стремглав бежал на улицу к канализационному люку, который к этому моменту открыли снизу.
Ирена рассчитала, что для того, чтобы спасти одного ребенка, требовалось 12 человек вне гетто, работающих в условиях полной конспирации: водителей транспортных средств, служащих, достававших продовольственные карточки, медсестер. Но в большинстве случаев это были семьи или религиозные приходы, которые могли приютить беглецов. Детям давали новые имена и размещали в женских монастырях, в сочувствующих семьях, приютах и больницах. Как это ни удивительно, подвиг Ирены был вычеркнут из истории коммунистическим правительством Польши и забыт до тех пор, пока три школьницы сельского района в южном Канзасе не наткнулись на газетную заметку об Ирене Сендлер. Они написали пьесу о ней под названием «Жизнь в банке», которая с тех пор игралась больше 320 раз в США, Канаде и Польше.
Сегодня книга об Ирене Сендлер выходит и в России:
Отрывок из книги можно
прочитать на сайте издательства.