В течение всего дня стоит температура -50 градусов. В час ночи вдруг неожиданно в каюту вваливается полузамерзший штурман Сахаров. Он еле держится на ногах. Мы его быстро раздели и начали оттирать снегом с солью конечности. Оказались отмороженными: правая рука - вся кисть сверху, правая нога - все пальцы и немного левая. Несколько пятен на лице. По его словам он бросил обоз в 12 верстах от судна, где остановился лагерь. Все тоже в тяжелом состоянии. Сейчас темная, глубокая ночь Готовимся с рассветом выехать им навстречу, для спасении. Этот суровый холод сплошной ужас. Штурмана привели в порядок, накормили, обогрели и уложили спать...
Дневник капитана Седова, 15 января 1913 года
= Совместный проект с Русским Географическим обществом =
В 1912 году из Российской Империи стартовали сразу три полярные экспедиции: Георгия Седова, Георгия Брусилова и Владимира Русанова. Все три кампании закончились безуспешно, и спустя два года капитаны считались пропавшими без вести. Не было обнаружено тел капитанов, а следы экспедиции по крупицам собираются по сей день.
Однако спустя 26 лет все три капитана "нашлись" в образе главного героя романа Вениамина Каверина о героическом освоении Арктики. Книга "Два капитана" стала настоящим гимном русским полярникам и романтическим чтивом для советских мальчишек.
В статье "Как пишутся книги" Каверин рассказывает, что для "старшего капитана" он воспользовался историями Седова и Брусилова: "У одного я взял мужественный и ясный характер, чистоту мысли, ясность цели - все, что обличает человека большой души. Это был Седов. У другого - фактическую историю его путешествия. Это был Брусилов. Дрейф моей "Святой Марии" совершенно точно повторяет дрейф брусиловской "Святой Анны". Дневник штурмана Климова, приведенный в моем романе, полностью основан на дневнике штурмана "Святой Анны" Альбанова - одного из двух оставшихся в живых участников этой трагической экспедиции..."
Впрочем, многие фактические детали были скопированы и из экспедиции Седова: поставка негодных собак и припасов, снятие судовладельцем команды перед отплытием, невозможность найти радиста при радиотелеграфе, добытом с трудом, обнаружение пропилов в обшивке судна.
А при чем же тут Русанов? В 1934 году, за 4 года до публикации книги на одном из островов группы Мона был найден столб, укрепленный в груде камней, с аккуратно вырезанной надписью: "Геркулес, 1913 г." Неподалеку лежали сломанные нарты и цинковая крышка от патронного ящика. Через месяц на небольшом островке в шхерах Минина, к юго-западу от архипелага Мона, были найдены предметы, принадлежащие членам экспедиции Русанова.
Вторая часть "Капитанов" была написана в послевоенные годы после этих событий и находок, поэтому автор мог их использовать в своем произведении. Например, район поисков и находки капитана Татаринова во многом совпадают с районом поисков и находок экспедиции Владимира Русанова...
16 января
В 8 с половиной часов утра, когда уже несколько рассвело, я с боцманом Инютиным при одной нарте (10 собак) налегке быстро помчались отыскивать П.Г. Кушакова с его партией. Захватили:
3 пары пимов с лентами (по числу людей)
3 пары теплых рукавиц
3 пары носков
½ бутылки коньяку
1 ф. свин. сала
½ хлеба
Охапка сухих дров, на случай если бы понадобилось отогреть путников, фонарь, фунт свечей и спички.
Пройдя около 10 верст, мы встретили партию, движущуюся в благополучном состоянии домой. Ни у кого никаких отморожений не было, кроме небольших пятен на лице, ну, уж это «неизбежная случайность в море», да крое того и отморозка пустая. Путники выпили коньяку, закусили салом и в том же виде продолжали … с нами путь домой. Около 5 верст от судна встретил нас М.А. Павлов и Н.В. Пинегин, а ближе к судну вся команда.
В 3 ч. дня прибыли домой. По случаю благополучного возвращения была поставлена водка и лучшая еда. По заявлению начальника партии П.Г. Кушакова, штурман НМ. Сахаров бросил их без всякой нужды и вопреки его приказанию «не уходить».
Температура стоит -50 при NО ветер 2 метра. У меня опять прихватило щеки, кожа лезет. Но это пустяки, другая нарастет. После обеда всю завалились спать, так что по каютам образовалось буквальное сонное царство.
17 января
Весь день страшная вьюга от SO при 9-10 баллах. Мороз стоит -30 градусов (это самая большая вьюга и вообще холод, какой мы не имели до сих пор). Метеорологические наблюдения производить нельзя, ибо риск потерять человека, ушедшего от судна к будкам. На судне же отсчеты делались. С большим трудом и такой же напряженностью люди выходили на двор для ест. надобностей. В 9 ч. вечера обнаружили, что были завалены снегом двери кубрика, и команда не могла выходить наружу. Тотчас же офицеры дружной гурьбой кинулись туда и освободили выход, Страшно, команда даже не обнаружила никакого желания освободить себя изнутри, не делала никаких попыток. Вероятно, они были очень довольны, что их никто не беспокоил.
20 января. Полдень
Сегодня тихое полярное воскресенье. Работ никаких. На дворе также тихо, как и в каютах. Мороз до -40 градусов. <...> Хожу с отмороженными щеками и напоминаю собою петербургского извозчика, своей безобразной физиономией.
В каюте у меня две стенки наружных, а две внутренних, поэтому половина каюты у меня с температурой "плюс", а половина с температурой "минус". Спать хорошо, но когда сидишь за рабочим столом, то голове и одному боку тепло, а ногам и другому боку холодно. Получил кажется ревматизм в ногах, ибо иногда болят суставы в коленях и чашечки, в особенности это чувствуется в ходьбе, чего я раньше никогда не замечал.
Сегодня наладил буров для сверления льда и телескоп для наблюдений звезд. Фотограф и метеоролог готовят шар для измерения температуры на большой высоте…
27 января 1913 г. (восход Солнца)
Двадцать седьмого января
Взошла желанная заря.
Быть пиру значит тут должно,
Все ждали праздника давно
В бокалах плещется вино…
Ура! Нам счастье суждено.
В 11 часов дня тихо, ясно. Морозу -12 градусов. Все построились у судна со знаменами. Судно было расцвечено флагами. Я был с полюсным флагом. Доктор - красный крест. Вилка, нож. Географ. - Солнце, термометр и температ. -50.2 Ц. Геолог нац. флаг, молоток, анероид. Югом со знаменем «долой Челышева» и еще флаги. Механик с молотком, капитан с лыжной палкой. Двинулись на гору: впереди нарта собак с палатками и едой, на ней гармонист в ... За ней все со знаменами. На горе (обсерватория) построили палатки и выпивку и закуску. У судна стояла наготове пушка. Все счастливы, довольны. Играют и бегают. Но вот время 14 минут первого по часам мест. времени. За горой заря сделалась красной, красной и Солнце чувствовалось тут, но гора помешала ему подняться еще на какой-нибудь фунт. Один матрос, стоявший выше, видел край верхний, а мы все только чувствовали его. Но, тем не менее, все закричали ура. Запрыгали и забегали как дети на елке. Затем выпили вина и начали танцевать и бороться. Гармошка играла веселые танцы. Пушка палила салют. После праздника спускались на спине с гор (уклон 25о). Я ударился о Павлова во время спуска левой скулой в голову. Лицо разбил в кровь. Но что ж делать, на то и праздник.
Дома был подан великолепный обед с медведем пирогами и шампанским. Затем музыка и пение, а ночью карты. Теперь уже у нас есть и ночь и день.
Мне сделали перевязку. Серьезных повреждений нет. Лопнула лишь кожа на лице, и вскочил под глазом огромный синяк. Праздник фотографировали и кинемотографировали. Все время был с тобой, моя милая Веруся.
31 января
Пасмурно. Морозу совсем мало, ожидали видеть в иллюминатор солнце, но, увы, облака закрыли. Начали подготовлять экскурсии на N оконечность Новой Земли. Выработали частью из практики, а частью по теоретическим соображениям врача следующий рецепт питания в экскурсиях:
40% мучного
20% жиров
20% мясного
20% сластей (углеводы). Всего 2 ф. в день на человека.
Запас для экскурсии к Северному полюсу: (3 чел., 30 собак)
1. Суш. мяса Скорикова 2 п.
2. … Скорикова 3 п.
3. Шоколаду 1 п.
4. сала свиного 11/2 п.
5. Масла коровьего 11/2 п.
6. Сахару 2 п.
7. Сухарей 10 п.
8. Экстр. клюкв. зелень, сигареты, соль, чай, леденцы. Шоколад. с мясом и мяс. печень 2 п.
Всего корма для людей 23 пуд.
9. Керосину 2 п.
10. Свечей 0,25 п.
11. Спички 50 кор.
12. Соб. корм - галеты Скорикова 20 пуд.
Средняя темп. января (нов. ст.) 1913 г. -25 градусов.
Минимум - 50.2 градуса
Понедельник 4 февраля
Прекратился ветер и вьюга на палубе тысячи пудов снега. Вся команда занимается сбрасыванием его за борт. Пасмурно, солнца все еще не видим, а как оно желательно! Как хочется его посмотреть, кажется, с его появлением наступит новая, более живительная что ли (трудно понять свое самочувствие) жизнь. На дворе тепло. Собаки все повеселели. Баню разобрали и погрузили на судно, а кашеварку опять заливает наледной водой.
Сегодня занимались прокладкой судового простора и заполнением описного журнала подробнейшими наблюдениями можно работать уже при дневном свете.
6 февраля
Сегодня в 11 ч. дня я вдруг услышал крик: «Солнце». Как безумный я б росился на двор, за мной доктор и другие. Там уже стояло несколько человек, и смотрели с захватывающей радостью на Солнце, которое показалось во всей своей красоте, такое же красное и круглое, как и раньше было, на 15 минут из-за вечной стены облаков. Кричали ура и приветствовали его шапками. Сделали выстрел из пушки. Теперь мы видели фактически Солнце, оно возвышалось над горами около 1 градуса.
За обходом доктор устроил вино и лучшую нашу закуску (жареная капуста с малороссийским салом и колбасой). Стол был накрыт белой скатертью, подавались фрукты и прочее. Словом, сегодня обедали по-праздничному. М.А. Павлов предложил тост за науку. Вскричали ура. П.Г. Кушаков сделал всем сюрприз, предложив неожиданно бутылочку Сливянки 1881 года из своих погребов. Из его речи видно, что она бутылка своими рождением совпадает с днем его рождения, но он считает праздник рождения Солнца большим праздником своего дня рождения и поэтому предложил выпить ее теперь.
После обеда все завалились спать, чтобы через два часа встать и заняться «делом». Кто в карты, кто в шахматы, а кто музицирует. Время незаметно идет, но ты что делаешь, моя милая Веруня, какую житейскую вьюгу переносишь ты? Или наслаждаешься божественной ненарушимой тишиной? Я молю Бога, чтобы было последнее, тебе тогда легче будет вспомнить твоего дикаря Георгия.
21 февраля. Четверг
Вот уже несколько дней подряд дует сток с вьюгой, морозы небольшие. Февраль пожалуй выходит самый ветреный, а след. и метельный месяц. сегодня несколько тише. Праздновали день рождения члена экспедиции В.Ю. Визе. Ели первые блины с маслом, сардинками и утиными потрохами. Пили водку и особо приготовленный ликер. Немного развлеклись от однообразной сидячей жизни…
Воскресенье 24 февраля 1913 г.
Сегодня последний день масленицы. Стоит чудный солнечный весенний день. Празднуем праздник переименования судна в «Михаил Суворин».
С утра было богослужение. Судно расцветили флагами.
После богослужения дежурный офицер перед фронтом прочел приказ о переименовании судна, который был покрыт долгим: «Ура». Произвели пушечный салют. После этого отправились кататься с гор на нартах, на лыжах и просто на собственных мягких местах. Все это кинематографировалось. Погода благоприятствовала. Все веселились с большим увлечением: пели, плясали, боролись и проч. Собаки тоже, как будто чувствовали наш праздник, принимали большое участие в гулянье. По окончании гулянья снимались у судна и на айсберге. В 2 1/2 ч. дня был устроен обед с добавочными блюдами (блины). Пили шампанское за новорожденного и крещеного «Михаила Суворина». Вечером иллюминировали судно плошками. В 10 ч. спектакль в кают-компании. Поставлена была одноактная сценка «Тамара». Соч. М.А. Павлова, разыгранная командой с большим успехом. Причем матрос Пустомелый был удивительно хорошо загримирован женщиной. Группа снята. В заключение дивертисмент и ужин затянулся до 4 ч. утра. Так мы проводили зиму и встретили великий пост, а вместе с ним и весну… Милая моя Веруня! Сегодня день прощаний, прости же меня мой нежный Ангел, за все, что я тебе мог сделать дурного, за те горести, которые я тебе причинял, вольно и невольно. Твое доброе сердце создано прощать. Главное же прости за то, что я так жестоко, безбожно покинул тебя одну сиротку так надолго. Зная гибкость твоих нежных чувств, я уверен, что ты, родная, прощаешь любящего тебя Георгия, который в свою очередь мог бы тебя простить, но ведь ты, Веруся маленькая, непорочна и чиста как само небо!.. Обнимаю тебя сильно, сильно и целую крепко, крепко, как могу. Светлое мое Солнце, мой Ангел, моя радость, моя чистая любовь, моя жизнь Верочка, люблю, люблю, люблю. Твой верный Георгий.
25 февраля
В 8 1/2 ч. утра Н.В. Пинегин и Н.М. Сахаров отправились к полынье у крестовых островов на охоту на медведя и нерпу, с нартой собак. Начали возить в тянки лед с айсберга. День стоит такой чудный, как сама весна. Начинаю приготовления к своей экскурсии к N оконеч. Новой Земли.
27 февраля
Около полдня, среди бела дня пришел медведь на 300 шагов к судну. В одно мгновение на судне все стало адом: собаки и люди понеслись стрелой на него. Шум, крик, гвалт. Медведь сначала был удивлен, но потом пустился бежать. Было поздно, собаки его окружили со всех сторон и не давали ему ходу. Десятка три собак буквально лезли ему на спину, но он метко отбивался. Двух собак успел подмять под себя, но прочие собаки еще с большей яростью бросились на него и отстояли товарищей. Верстах в двух от судна за мысом Обсерватория подоспели охотники, и Николай Васильевич Пинегин двумя выстрелами положил конец войне. Медведь был мертв. Собаки так набросились на него, что едва удалось их разогнать. Медведь оказался небольшой, так около 2-х лет от роду, но с хорошей шерстью. После сделанных фотографических снимков, медведя свалили на нарту и привезли домой, где он поступил в распоряжение доктора, который радовался, как ребенок, что наконец-то ему попался материал для бактериологии. Мы же, конечно, радовались, что получили хорошую свежинку для стола.
Собаки, как я уже и раньше писал, не могут взять окончательно медведя, но остановить его для охотника могут.
1 марта
Сегодня весна, настоящая весна. На дворе тепло и солнечно!
Продолжение следует...
Подписаться на обновления этого блога Я в других социальных сетях: