Еще пара мифов о рынке

Oct 22, 2009 16:54

Здравствуйте еще раз.

Существует широко известный тезис о том, что "Рынок позволяет каждому выбрать то, что он хочет". Однако, это же миф. Скорее, этот тезис нужно переформулировать следующим образом. "Рынок позволяет каждому выбрать то, что он хочет, из того, что есть на рынке". А это дополнение - существенное. Возможно, если бы об этом вспомнили тогда, когда рыночные преобразования только начинались, каких-то ошибок можно было избежать.

Регулятивной роли рынка в сфере "подведения" предложения под спрос, конечно, никак нельзя отрицать и недооценивать. Дело только в том, что рынки бывают разные. Я имею ввиду, с точки зрения предлагаемых товаров и характера спроса на них.

Розничная торговля, особенно продуктами первой необходимости - без вопросов. Не понравился один магазин - пошел в другой. Не понравилась одна марка - купил в следующий раз другую. И хотя с точки зрения выбора качества обслуживания тезис о том, что можно выбрать любое, но из того что на этом самом рынке есть, и здесь вспомнить, возможно, придется (ну не стала совсем массовой высокая культура обслуживания среди торговых работников), но здесь регулятор рынка справляется хорошо. Частые сравнительно недорогие покупки - малое "временное плечо" - очень способствует выбору удобной торговой точки и приемлемой продуктовой марки, и это, в целом, работает.И довольно существенно влияет и на качество, и на выбор предлагаемых товаров, и на обслуживание.

Хуже становится, когда нужен редкий (и, часто, одновременно с этим, дорогой, хотя это и не обязательно) товар. Хотя не обязательно дорогой. Возьмем автошколу. Или зубного врача. Или, не дай Бог, кардиолога (заболело сердце). Не случайно, тут часто приходится искать хорошего специалиста "по рекомендации друзей". И здесь рынок не так эффективно выполняет свои регуляторные функции (не в смысле появления требуемых товаров и услуг, но их качества). Действительно, ведь не каждую неделю мы записываемся в автошколу, тут так просто не переиграть.  Соответственно, обратная связь в такой системе слабее.

Есть и третий тип рынка, уж совсем мало подвластный руководящей и направляющей роли рынка (точнее, его механизму обратной связи потребитель-продавец), это - инфраструктурный. Идете Вы по улице. Выключилось освещение. Ну да, можно пойти по другой улице, где другая управляющая компания. И то, вряд ли. Или сели Вы в автобус. Что и говорить, рынок транспортных услуг еще зачастую далек от предоставления по-настоящему качественных услуг. А автобус не остановился на нужной Вам остановке. Вы в следующий раз будете ждать другого маршрута? Или пропустите конкретно это маршрутное транспортное средство? Вот именно, тут более важную роль играют государственные контрольно-надзорные функции. Ну и предъявляемые к субъектам инфраструктурных рынков требования. И их контроль (централизованный), и существенные санкции за выявленные нарушения и по обоснованным претензиям потребителей.

Есть и другой рыночный миф. Как-то меня на полном серьезе просили пояснить: "Как же так, я предлагаю ему деньги, почему он не хочет работать? У нас же рынок". Причем в таких вопросах речь шла о том, чтобы, например, зайти ночью к автомеханику домой (причем лично не знакомому, а "по рекомендации") и потребовать срочно устранить поломку в своем автомобиле. Или позвонить ночью агенту по недвижимости (в 3 часа), разбудить его словами: "Вам что, не нужны деньги?", и потребовать немедленного инициирования сделки по купле-продаже квартиры. Ей-ей, я не придумываю, мне лично рассказывали о таких "рыночных" историях. Хотя ни автомеханик, ни агент ранее срочными ночными работами не занимались, и не декларировали каким-либо способом своей готовности к этому. Сдается мне, что в школах (а, может, и в ВУЗах) нужно чуть поглубже доносить базовые экономические знания, ведь люди искренне считали, что это - по-рыночному, и так и должно быть.

В заключение вот о чем. Автор этих строк безусловно относит себя к рыночникам. Да-да. Однако он не считает, что нужно безоглядно верить во "всесильное рыночное учение", но нужно знать его особенности. Вот почему автор иногда пишет о рынке некие критические заметки. Это - заметки о некоторых свойствах рынка. Знать их - не значит быть против рынка, не значит, "не быть рыночником". Автор - за рынок. Цивилизованный. Говоря спортивными терминами, за борьбу по правилам на ковре, а не уличный бой без правил.

(с) СергейЧ., 2009

философия, Заметки

Previous post Next post
Up