Здравствуйте. Теперь у меня слово о государственных менеджерах и чиновниках.
Возможно, нужно относиться к привлечению людей на многие государственные посты - и высокие, и средние - как к найму менеджеров. Т.е. высококвалифицированных профессионалов, способных обеспечить развитие определенной территории/ подсистемы государства и достигнуть поставленных целей. Идет ли речь об управлении /постановке системы здравоохранения в масштабах страны, социального обеспечения в масштабах региона, и т.д. Нужно привлекать людей, способных решать задачи. В деле их привлечения, установления компенсационного пакета, мотивации целесообразно учесть опыт коммерческих фирм. Должен быть достойный и явно объявленный уровень вознаграждения и условия работы. И, причем, не уступающий компенсационному пакету коммерческих фирм - ведь ответственность и полномочия больше (см. также заметку "
О труде, свободном времени и заработной плате"). И нормы трудового законодательства в отношении госслужащих, естественно, должны неукоснительно соблюдаться (Другой вопрос, что в отношении ряда государственных должностей может (а где-то и должен) устанавливаться особый режим работы. Но, опять же, это должно найти свое отражение в законодательстве/ контракте и быть прописано заранее).
Разумеется, для государственного менеджера важны не только собственно менеджерские компетенции, но и этика - причем не в меньшей степени. Тем более, что у государства цели значительно более сложные, чем у стандартного коммерческого предприятия - в том числе, социальная направленность, необходимость повышения и поддержания уровня жизни всех людей, всех и каждого. Поэтому только экономических навыков тут будет недостаточно.
А начинать, наверное, надо с муниципального уровня. К примеру, областной парламент объявляет конкурс на должность мэра. Или губернатор - политическая фигура - нанимает «исполнительного директора области» - председателя областного правительства. А может, предпочтительнее другие схемы - так сразу и не скажешь, но тут есть над чем поразмыслить.
А в некоторых странах, развивающихся, возможно, имеет смысл нанимать госменеджеров таким способом и на высшие государственные посты. При этом они должны быть подконтрольны парламенту, главе исполнительной власти, или же какому-то другому высокому органу управления / должностному лицу. Но это - лирическое отступление.
Также нужно поднимать престиж работы чиновника. И уважение к этой профессии. Да-да. Иногда читаешь/ слышишь про меры контроля за чиновниками, и вообще различные мнения о чиновниках, и поневоле задумаешься о презумпциях - то ли невиновности, то ли виновности. "Чиновники и такие, и сякие", - слышишь то тут, то там. Складывается впечатление, что для некоторых это стало такой, своего рода традицией - о чиновнике либо плохо, либо ничего. Вряд ли, при всех имеющихся негативных явлениях, стоит говорить о чиновниках исключительно в черных тонах. Как тогда "белые"-то кадры туда привлечь и удержать, вот в чем вопрос?
Все это, к сожалению, вряд ли способствует созданию хорошего, позитивного морально-психологический климата в работе чиновника . Как и лишняя (именно - лишняя) зарегулированность. Контроль - нужен. Обязательно. Но нужна и определенная свобода в действиях (по крайней мере, на ряде должностей и по ряду решений), иначе можно просто робота посадить на такой пост. Я - за контроль. Категорически против коррупции. Но ведь тезис «ничего слишком» тоже проверен веками.
(с) Сергей Ч, 2009