Немного о медицине

Oct 09, 2009 23:35

Здравствуйте.
Основная проблема нашей медицины - организационная. В данной заметке я провел "мозговой штурм" и высказываю некоторые идеи по этому поводу. Возможно, некоторые из таких идей покажутся экстравагантными. Но, может, что-то окажется полезным.

Экстренная и плановая госпитализация
Экстренной медицинской помощью должен быть обеспечен каждый, находящийся на территории государства вне зависимости от гражданства и наличия каких-либо документов.

В каждом медучреждении независимо от профиля должен быть «уголок экстренной помощи» с соответствующим набором лекарств - финансируется государственным бюджетом.

В сфере экстренной помощи и плановой госпитализации страховая медицина, возможно, не является лучшим решением. Возможно, более правильным является следующее. Государство закупает определенное число «свободных коек» - лечебных мест и видов лечения в больницах и, если число «свободных коек» по какому-то направлению снижается ниже нормативного значения - дозакупает дополнительные. Государство стремится расширить перечень видов лечения, доступных всем (экстренная медицина - каждому, плановая - гражданам и лицам, пребывающим на территории государства на долгосрочной основе).

Система врачей общей практики и поликлиник
Человек должен иметь возможность выбрать любую поликлинику (в разумной доступности) и в ней - любого врача общей практики по взаимному согласию.

По умолчанию, человеку прикрепляется поликлиника и врач исходя из проживания. Нужно разгрузить врачей общей практики. Иметь их, например, 2 на участок и работать посменно. Предоставить также время для повышения квалификации и исследований, если способны и пожелают (а не пожелают - пусть лучше отдохнут).
При этом один из 2-х врачей для конкретного человека - основной, а второй - экстренный (обработка вызовов, если не смена второго с передачей тому всей информации) - «второй врач по вызовам».

Если человек выбирает в качестве своего основного врача общей практики частнопрактикующего врача, то роль «второго врача по вызовам» исполняют 2 врача из территориально прикрепленной поликлиники. Соответственно, и осуществляется оплата - и частнопрактикующему врачу (возможно, с доплатой от пациента), и вторым врачам по вызовам - за казенный счет. Должны быть нормативы, сверх которых врач общей практики не может прикреплять к себе больных.

Страховая медицина здесь - под вопросом. Оплата врачам общей практики должна зависеть от кол-ва пациентов, но не от кол-ва вызовов.

В целях доступности медицины, в том числе - для проведения профилактических мероприятий, желательно, чтобы поликлиники и врачи общей практики работали и в выходные. Ибо может ли посетить поликлинику в рабочее время работающий человек не по болезни, но с профилактическими целями или невыраженными но беспокоящими симптомами? Вообще, очереди в поликлиниках - путь к стрессу, а не здоровью. А как ж тгда с превентивной медициной?

Другое
«Интерфейс» системы медицинского обслуживания должен быть максимально дружелюбным, и это - задача менеджеров от медицины.
Необходимо не перегружать медработников и поощрять повышение квалификации и научную работу. С учетом этого проектировать и нагрузку на них.
По ряду врачебных должностей сдельная оплата может принести негативный эффект. Зарплата у медперсонала должна быть очень и очень достойной - в абсолютном значении и на общем фоне.

Возможно, имеет смысл для ряда врачебных специальностей предусмотреть специальные квоты приема - чтобы пригласить на лечение знакомых и т.п. («Право врача на лечение»). Ведь врач - врач 24 часа в сутки. Сверх квот - за свой счет - при достойной заработной плате - это не совсем невероятно и невозможно.

Вообще, нужно максимально снять все барьеры, не позволяющие пациенту найти «своего врача» и получать лечение у него - естественно, в рамках его компетенций и за счет госбюджета.

В связи с особой сложностью и важностью медицинского обслуживания, возможно, имеет смысл создать «заместителей прокуроров по медицине».  Надзор в здравоохранении крайне важен. В том числе не только классические проверки, но и типа «тайного пациента» Здесь также полезно перенять опыт коммерческих предприятий.
(с) Сергей Ч, 2009

Гос

Previous post Next post
Up