Идея о «Народной опере»

Jan 31, 2012 01:08

Здравствуйте.

Пришла такая мысль. Поход в оперу/ на балет/ в картинную галерею - это не только собственно опера/ балет/ галерея, это еще и «дресс-код» и определенный стиль поведения. Однако и этика, и любовь к прекрасному не всегда четко коррелирует со знанием правил «культурного света» и с внутренним согласием с ними. Получается, костюм может быть важнее искреннего желания насладиться музыкой. Да и все ли, кто ходит в филармонию, делают это именно потому, что сами искренне считают исполняемое произведение шедевром, или думают так (или даже не думают, а делают так) потому, что «они же - люди культурные, не кто-то там»?

Оставим последний вопрос без ответа. Может, такие люди и есть, может - и нет, кто знает? И не будем потрясать устои, предлагая изменить существующие традиции.

Нет. Речь совершенно о другом. Почему бы в дополнение к уже существующим концертным залам с их традициями не открыть, хотя бы в виде эксперимента, «народную оперу» (балет, филармонию, музей и т.д.)? И чтобы атмосфера там была не такой официальной, но более естественной. Чтобы туда можно было придти «в обычной одежде» (да, для кого-то одежный вопрос может оказаться барьером). Чтобы там был важен не костюм, а искреннее желание послушать музыку, или просто с ней познакомиться? Конечно, это не должно выливаться в какое-то неуважение к окружающим или выступающим. Но тут важны именно помыслы, именно уважение, а не «внешнее уважение», внешние приличия, костюмы. А уж как кто одет и кто как сел - дело другое. А ведь искренние, живые аплодисменты стоят дорого независимо от того, в чем человек пришел.

Применительно же к музеям, скажу следующее. Возможно, также было бы полезно создавать музеи скульптуры под открытым небом, абсолютно доступные для всех и для каждого. Где можно подойти к статуе, потрогать ее, даже залезть на нее. Разумеется, такие статуи должны быть весьма прочны и вандалоустойчивы (а вандализм должен пресекаться и в этом случае), а художник должен заранее знать, что его творения предназначены именно для такого музея. Такой музей мог бы быть в парке, или даже в лесу. Пример? Пожалуйста. В парке у Муринского ручья в СПб есть несколько каменных статуй. Их никто не охраняет, любой может подойти, даже дети свободно лазают по ним. Ну чем не народный музей?

Полагаю, что открытие таких «народных опер» и «народных музеев» будет способствовать делу несения «искусства в массы», «приобщения к искусству», а также может рассматриваться как отдельное «демократичное» течение в концертном и музейном деле.

PS Кстати, не могу тут не упомянуть об операх под отрытым небом в естественных декорациях - см., напр., http://culturavrn.ru/page/1975.shtml. Замечательный пример расширения.

(с) СергейЧ, 2012

Заметки

Previous post Next post
Up