Leave a comment

Comments 32

gignomai October 13 2020, 08:38:53 UTC
Спасибо! Замечательный пост.
Как хорош, нравственно чуток В.В.Розанов!

Reply

sergey_v_fomin October 13 2020, 09:04:38 UTC
Ну а попозже (в мае 1915-го) подобное событие произойдет уже в Москве: немецкий погром. Там всё было еще наглядней. Но об этом в своё время...

Reply

gignomai October 13 2020, 11:22:41 UTC
Я хотел было у себя прокомментировать Ваш пост и отослать к нему. Но там в конце интригующие, несколько загадочные фразы о судьбоносной встрече "христиантствующих" и "жидовствующих". Подожду разворачивания.

Reply

sergey_v_fomin October 13 2020, 15:10:22 UTC
"Развертывания" этого сюжета не будет. Это отсылка к недавно вышедшей книге Юрия Слёзкина, которая позволяет понять, на какой почве произошло соединение дрожжей с тестом, придавшее революции русский характер:
https://sergey-v-fomin.livejournal.com/417691.html

Reply


artemiy1729 October 13 2020, 09:01:56 UTC

... )

Reply


medovaiagora October 13 2020, 09:17:28 UTC
Не одобряя погромщиков, нужно заметить, что полностью обнажённые диоскуры, свысока взиравшие на Исаакий, главный храм Россiи, воспринимались как грубый и непристойный эстетический и культурный вызов современниками ещё до войны.

Reply

sergey_v_fomin October 13 2020, 09:47:43 UTC
Разве ЭТО двигало толпой, да еще в Петербурге, в котором такого рода эстетика уже давно не укрывалась по Эрмитажам, а была вынесена в публичное городское пространство? Не следует при этом забывать, что посольство не было самостроем... Насколько известно, такого рода претензии предъявляла пресса, в том числе и такими протестами подвигая Россию к войне. При этом лично мне не помнится каких-либо неудовольствий со стороны церковных иерархов или священников. Менее чем через год то же самое повторилось с гораздо большим размахом в Москве, где уже не было никаких "голых тевтонов"...

Reply

medovaiagora October 13 2020, 10:09:34 UTC
Ну, одно дело когда просто городское пространство, и другое когда смотрело сверху прямо на Исаакий, высотно архитектурно доминируя. Если бы на другую сторону фасада, это бы куда ни шло.
Впрочем, я хотя родился и вырос в Петербурге, не знаток и могу конечно ошибаться, но не припомню других статуй с открытыми мужскими органами, в городской архитектуре, а не в Летнем саду или том же Эрмитаже.
А уж не полузаметных где-то под портиком, а так откровенно высотно доминирующих точно не было.

Reply

sergey_v_fomin October 13 2020, 11:03:02 UTC
То есть Вы хотите сказать, что именно статуи в "неподобающем месте" привели людей к посольству и заставили его громить? Но вообще-то мы ведь тут не эстетику обсуждаем, а погром как предвестие революции 1917 г. со всеми ее эксцессами в зачаточной форме. Фотография из журнала с навалившимися на скульптурную группу людьми один в один с более поздними, на которых уже валят Царские памятники и сбрасываю колокола с церквей. То есть, громили "германца", а "подразумевали"...
И еще одно уточнение. Судя по документальным свидетельствам, никому в то время, кроме газетчиков (известно, кем они были), в то время оскорбляться вроде бы, и в голову не приходило: ни при Дворе, ни в министерствах, ни в Церкви. Очень показательно, что обижаются "за них" больше наши современники (отсюда, между прочим, и поддержка инициативы властей преследовать за "оскорбление чувств верующих"). Это вообще-то очень важный симптом для понимания нынешних процессов, которые пока что не очень заметны, пока что о них не пишут, но для тех, кто внимателен, они явственны...

Reply


tijd October 13 2020, 11:20:10 UTC

... )

Reply


irina_fadeewa October 13 2020, 13:53:00 UTC

... )

Reply


Leave a comment

Up