Я хотел было у себя прокомментировать Ваш пост и отослать к нему. Но там в конце интригующие, несколько загадочные фразы о судьбоносной встрече "христиантствующих" и "жидовствующих". Подожду разворачивания.
"Развертывания" этого сюжета не будет. Это отсылка к недавно вышедшей книге Юрия Слёзкина, которая позволяет понять, на какой почве произошло соединение дрожжей с тестом, придавшее революции русский характер: https://sergey-v-fomin.livejournal.com/417691.html
Не одобряя погромщиков, нужно заметить, что полностью обнажённые диоскуры, свысока взиравшие на Исаакий, главный храм Россiи, воспринимались как грубый и непристойный эстетический и культурный вызов современниками ещё до войны.
Разве ЭТО двигало толпой, да еще в Петербурге, в котором такого рода эстетика уже давно не укрывалась по Эрмитажам, а была вынесена в публичное городское пространство? Не следует при этом забывать, что посольство не было самостроем... Насколько известно, такого рода претензии предъявляла пресса, в том числе и такими протестами подвигая Россию к войне. При этом лично мне не помнится каких-либо неудовольствий со стороны церковных иерархов или священников. Менее чем через год то же самое повторилось с гораздо большим размахом в Москве, где уже не было никаких "голых тевтонов"...
Ну, одно дело когда просто городское пространство, и другое когда смотрело сверху прямо на Исаакий, высотно архитектурно доминируя. Если бы на другую сторону фасада, это бы куда ни шло. Впрочем, я хотя родился и вырос в Петербурге, не знаток и могу конечно ошибаться, но не припомню других статуй с открытыми мужскими органами, в городской архитектуре, а не в Летнем саду или том же Эрмитаже. А уж не полузаметных где-то под портиком, а так откровенно высотно доминирующих точно не было.
То есть Вы хотите сказать, что именно статуи в "неподобающем месте" привели людей к посольству и заставили его громить? Но вообще-то мы ведь тут не эстетику обсуждаем, а погром как предвестие революции 1917 г. со всеми ее эксцессами в зачаточной форме. Фотография из журнала с навалившимися на скульптурную группу людьми один в один с более поздними, на которых уже валят Царские памятники и сбрасываю колокола с церквей. То есть, громили "германца", а "подразумевали"... И еще одно уточнение. Судя по документальным свидетельствам, никому в то время, кроме газетчиков (известно, кем они были), в то время оскорбляться вроде бы, и в голову не приходило: ни при Дворе, ни в министерствах, ни в Церкви. Очень показательно, что обижаются "за них" больше наши современники (отсюда, между прочим, и поддержка инициативы властей преследовать за "оскорбление чувств верующих"). Это вообще-то очень важный симптом для понимания нынешних процессов, которые пока что не очень заметны, пока что о них не пишут, но для тех, кто внимателен, они явственны...
Comments 32
Как хорош, нравственно чуток В.В.Розанов!
Reply
Reply
Reply
https://sergey-v-fomin.livejournal.com/417691.html
Reply
( ... )
Reply
Reply
Reply
Впрочем, я хотя родился и вырос в Петербурге, не знаток и могу конечно ошибаться, но не припомню других статуй с открытыми мужскими органами, в городской архитектуре, а не в Летнем саду или том же Эрмитаже.
А уж не полузаметных где-то под портиком, а так откровенно высотно доминирующих точно не было.
Reply
И еще одно уточнение. Судя по документальным свидетельствам, никому в то время, кроме газетчиков (известно, кем они были), в то время оскорбляться вроде бы, и в голову не приходило: ни при Дворе, ни в министерствах, ни в Церкви. Очень показательно, что обижаются "за них" больше наши современники (отсюда, между прочим, и поддержка инициативы властей преследовать за "оскорбление чувств верующих"). Это вообще-то очень важный симптом для понимания нынешних процессов, которые пока что не очень заметны, пока что о них не пишут, но для тех, кто внимателен, они явственны...
Reply
( ... )
Reply
( ... )
Reply
Leave a comment