Ответные санкции. Что будет, когда запретят иномарки?

Sep 04, 2014 16:04

Ответные санкции. Что будет, когда запретят иномарки?

«Авто Mail.Ru» попытался понять, сможет ли страна прожить без автомобилей заграничной сборки





С прилавков магазинов уже исчезла норвежская сёмга и польские яблоки, а страна мгновенно выучила новые слова «антисанкции» и «импортозамещение». Что будет дальше? Аналитики предвещают, что следующая волна ответных санкций против Европы, Японии и США затронет автопром: дескать, российское правительство может запретить ввоз иномарок. По одной информации - стоимостью до 800 тысяч рублей, по другой - вообще всех. Чем это грозит рядовому автомобилисту? «Авто Mail.Ru» попытался спрогнозировать ситуацию, когда границы закроются на замок.






Можно ли прожить без иномарок? Можно, даже не имея своего автопрома. В 1959 году власти Кубы ввели запрет на импорт и розничную продажу новых автомобилей. Чем это закончилось, может увидеть каждый турист: за полвека автопарк страны стал музеем на колёсах

Для начала давайте посмотрим, что вообще покупают россияне. В рекордном для отечественного авторынка 2008 году, когда наши соотечественники, потратив $69 млрд, приобрели 2,74 млн новых легковых автомобилей, охотнее всего расходились иномарки зарубежной сборки: их доля составляла почти 54%! Потом бахнул кризис, подорожали кредиты (доля «кредитных» продаж снизилась вдвое - до 25%), рубль пережил очередную девальвацию. Но главное - резко выросли пошлины.

Вначале была объявлена война «отвёрточной сборке»: за каждый ввезённый кузов таможня стала просить не меньше 5000 евро (исключение сделали для производителей, которые пообещали создать заводы полного цикла). Так исчезла масса «китайцев». Затем выросли таможенные пошлины на готовые автомобили. Это окончательно убило рынок подержанных иномарок, ввозимых из-за границы, а импортёрам иностранной техники пришлось повысить цены. Параллельно было разморожено знаменитое постановление № 166, при помощи которого автопроизводителям прозрачно намекнули: стройте свои заводы здесь и сейчас!



И они построили. В России сейчас существуют 16 площадок, где собирают иномарки! Даже оплот отечественного автопрома - АвтоВАЗ - нынче штампует Renault и Datsun, на мощностях Горьковского автозавода закрепились сразу несколько марок. В результате в прошлом году доля иномарок российской сборки составила 55%, тогда как привозные машины выбрали 29% россиян, а ещё 16% продаж пришлись на исконно российские марки. Эти цифры означают только одно: стратегия правительства сработала, заграничных машин становится всё меньше.

Теперь давайте представим, что ввоз иномарок запрещён. Целиком и полностью. Что будет? Снова взглянем на цифры статистики. В России самые популярные машины - это легковушки сегментов «В+» и «С+», на которые суммарно приходится почти 51% рынка. Ещё 26% проданных автомобилей - это компактные внедорожники и кроссоверы. В этих трёх сегментах лидеры продаж - техника российской сборки! Поэтому, если правительство решится запретить ввоз транспортных средств из-за границы, для большинства наших сограждан ровным счётом ничего не изменится.




Пострадают лишь любители экзотики. И под словом «экзотика» скрываются отнюдь не роскошные седаны! Возможные санкции первым делом убьют класс минивэнов (2,5% рынка за вычетом тольяттинской Lada Largus), а также поставят крест на современных малышах класса «А+». Почему? Из легковых машин повышенной вместимости нашими заводами выпускаются только вышеупомянутый Ларгус, Chevrolet Orlando да Opel Zafira обоих поколений. В свою очередь, выбор компактной городской малолитражки будет ограничен между узбекским Daewoo Matiz и черкесско-китайским Lifan Smily.
Рейтинг популярности автомобилей класса В+ (длиной до 4,5 м) за 2013 г.

Марка и модель

Объём продаж, тыс.

Страна сборки

1
Lada Granta
167,0
Россия

2
Hyundai Solaris
114,0
Россия

3
Renault Logan/Sandero
94,6
Россия

4
Kia Rio
89,8
Россия

5
Volkswagen Polo
72,6
Россия

6
Lada Kalina
68,0
Россия

7
Lada Priora
57,7
Россия

8
Lada Samara
40,1
Россия

9
Daewoo Nexia
28,9
Узбекистан

10
Chevrolet Aveo
23,9
Россия

Также перестанут существовать как класс кабриолеты и всевозможные купе. Несладко придётся и любителям больших внедорожников. В первой десятке самых популярных больших полноприводников надпись «Made in Russia» несут только Volkswagen Touareg, Ford Explorer и Nissan Murano. Хотя, например, роскошные седаны для «успешных господ» - за исключением Мерседесов - уже давно собираются руками российских рабочих. Точнее «подсобираются»: для премиум-машин российская сборка ограничивается прикручиванием колёс и бамперов. По такой схеме выпускаются Audi A8, BMW 7-й серии и Hyundai Equus.
Рейтинг популярности автомобилей класса С+ (длиной до 4,7 м) за 2013 г.

Марка и модель

Объём продаж, тыс.

Страна сборки

1
Ford Focus
67,1
Россия

2
Chevrolet Cruze
54,4
Россия

3
Kia Cee’d/Cerato
46,0
Россия

4
Skoda Octavia
45,8
Россия

5
Toyota Corolla/Auris
32,9
Турция

6
Volkswagen Jetta/Golf
30,8
Россия

7
Opel Astra
23,9
Россия

8
Renault Fluence/Megane
23,2
Россия

9
Nissan Almera
16,6
Россия

10
Geely Emgrand
14,5
Россия

Впрочем, все эти выкладки весьма условны. У всех главных игроков рынка имеются автозаводы на территории нашей страны, где никто не мешает наладить выпуск любых моделей. Так что если «антисанкции» будут введены, то, например, Тойоте вполне по силам начать выпуск любимого россиянами Land Cruiser 200 на Дальнем Востоке (где сейчас делают Prado), а Mitsubishi легко сможет штамповать пикапы L200 под Калугой. В проигрыше будут только Mercedes-Benz, Suzuki, Land Rover, Subaru, Volvo и пяток эксклюзивных марок вроде Maserati и Ferrari - упомянутые бренды не обзавелись сборочными площадками.





В общем, с легковушками всё понятно. Затронь очередная волна «торговой войны» автомобили, без машин россияне не останутся, поскольку бестселлеры российского рынка уже давно собираются силами российских автозаводов, а для не слишком массовых, но пользующихся стабильным спросом моделей пока существует такая лазейка, как «отвёрточная сборка». В Россию также можно зайти через калининградский Автотор, который до 2016 года свободен от обязательств по локализации выпускаемых машин: прикручивать бамперы там можно хоть на Jaguar, хоть на Jeep.
Рейтинг популярности компактных кроссоверов и внедорожников (длиной до 4,6 м) за 2013 г.

Марка и модель

Объём продаж, тыс.

Страна сборки

1
Renault Duster
84
Россия

2
Chevrolet Niva
53
Россия

3
Lada 4×4
52
Россия

4
Nissan Qashqai
41
Россия*

5
Toyota RAV4
40
Россия*

6
Kia Sportage
33
Россия

7
Hyundai ix35
32
Корея

8
Volkswagen Tiguan
28
Россия

9
Nissan X-Trail
27
Россия

10
Mitsubishi Outlander
27
Россия

*Производство Nissan Qashqai нового поколения и Toyota RAV4 только налаживается

На самый крайний случай для марок, которые ввозят все без исключения модели из-за границы, имеется и другая брешь. Россия не собирается ссориться... с Китаем. А там сегодня выпускается масса разнообразных машин! Поэтому, например, Мерседесы и Вольво можно ввозить не из Европы, а из Поднебесной. Причём вынужденную меру можно обставить весьма эффектно: для азиатского рынка выпускаются длиннобазные версии таких машин, как например, Volvo S60 и Mercedes-Benz E-класса. И, поверьте, таким «лонгам» нувориши простят не слишком благородное происхождение.




А если «антисанкции» коснутся грузовиков? Сегмент лёгкого коммерческого транспорта этого не заметит: лидер класса - Газели генераций Бизнес и Next, второе место занимает Ford, наладивший выпуск Транзитов под Набережными Челнами. И только для «больших машин» любой запрет, кажется, обернётся катастрофой. Не будем лукавить: наш КАМАЗ сегодня не выпускает современных магистральных тягачей, поэтому перевозчики и пересели на Scania, MAN и Volvo (эти марки лучше всего продаются на российском рынке). Да, подобную технику делает белорусский МАЗ, но до иномарок ему далеко...

Эти слова подтверждает вездесущая статистика. В прошлом году КАМАЗ продал порядка 30 тысяч машин, из которых подавляющее большинство (примерно 25 тысяч автомобилей) - самосвалы. Дилерам марки МАЗ удалось пристроить втрое меньшее количество большегрузов - около 10 тысяч единиц. Для сравнения, Scania, Volvo, Mercedes-Benz и MAN пускай совместными усилиями, но реализовали 25 тысяч грузовиков! В основном, магистральных тягачей. Но, как оказалось, производители грузовых автомобилей тоже подстраховались! В Калуге сборочные площадки организовали Renault и Volvo, Scania и MAN понемногу начали выпускать технику под Санкт-Петербургом, а Mercedes-Benz использует камазовские мощности.




Но совсем без мирового автопрома России не прожить. Говоря про российскую сборку, нужно понимать, что подавляющее большинство выпускаемых на территории нашей страны машин собираются и будут собираться из импортных комплектующих. Даже главная гордость русофилов от автопрома, UAZ Patriot, наполовину состоит из заграничных компонентов! Для сравнения, 50-процентный уровень локализации также имеют такие «российские» машины, как Hyundai Solaris, Kia Rio и Volkswagen Polo... И если бумеранг «торговой войны» вернётся обратно, в Россию, все автозаводы попросту встанут.

Будем надеяться, что этого не произойдёт. Иначе всей стране придётся пересесть на Лады или, в лучшем случае, на Renault: Logan и Sandero первого и второго поколений сейчас «русифицированы» на 75%, а в теории уровень локализации может составить необходимые 100%. Чуть меньший, но близкий уровень оснащения российскими комплектующими демонстрируют лишь соплатформенные Lada Largus, Nissan Almera и Renault Duster. А, например, Ford Mondeo и Mitsubishi Outlander локализованы на скромные 10%.




Алексей Кованов

P.S. Ниже мы публикуем полный перечень иномарок, которые выпускаются на территории России. Как видите, таковых больше сотни! И список моделей становится всё шире и шире... Для справки, в графе «Технология» использованы сокращения C, S и M: C - это CKD, производство полного цикла со сваркой и окраской кузовов; S - это SKD, крупноузловая сборка из привозных машинокомплектов; M - это MKD, мелкоузловая сборка.

МАРКА

МОДЕЛЬ

ТЕХНОЛОГИЯ

МЕСТО СБОРКИ

Audi
A6
S
Калуга, Volkswagen

Audi
A7
S
Калуга, Volkswagen

Audi
A8
S
Калуга, Volkswagen

Audi
Q5
S
Калуга, Volkswagen

Audi
Q7
S
Калуга, Volkswagen

BMW
3-я серия
M
Калининград, Автотор

BMW
5-я серия
M
Калининград, Автотор

BMW
7-я серия
M
Калининград, Автотор

BMW
X1
M
Калининград, Автотор

BMW
X3
M
Калининград, Автотор

BMW
X5
M
Калининград, Автотор

BMW
X6
M
Калининград, Автотор

Briliiance
H530
C
Черкесск, Derways

Briliiance
V5
C
Черкесск, Derways

Cadillac
CTS
S
Калининград, Автотор

Cadillac
Escalade
S
Калининград, Автотор

Cadillac
SRX
S
Калининград, Автотор

Chevrolet
Aveo
C
Нижний Новгород, ГАЗ

Chevrolet
Captiva
S
Калининград, Автотор

Chevrolet
Cruze
C
Санкт-Петербург, GM

Chevrolet
Cruze (универсал)
S
Калининград, Автотор

Chevrolet
Malibu
S
Калининград, Автотор

Chevrolet
Niva
C
Тольятти, GM-АвтоВАЗ

Chevrolet
Orlando
S
Калининград, Автотор

Chevrolet
Tahoe
S
Калининград, Автотор

Chevrolet
Trailblazer
S
Санкт-Петербург, GM

Citroen
C4
C
Калуга, PCMA

Datsun
mi-DO
C
Тольятти, АвтоВАЗ

Datsun
on-DO
C
Тольятти, АвтоВАЗ

Ford
EcoSport
C
Набережные Челны, Ford Sollers

Ford
Edge
S
Набережные Челны, Ford Sollers

Ford
Explorer
C
Набережные Челны, Ford Sollers

Ford
Focus
C
Всеволожск, Ford Sollers

Ford
Galaxy
S
Набережные Челны, Ford Sollers

Ford
Kuga
C
Набережные Челны, Ford Sollers

Ford
Mondeo
C
Всеволожск, Ford Sollers

Ford
S-Max
S
Набережные Челны, Ford Sollers

Geely
Emgrand
C
Черкесск, Derways

Geely
MK
C
Черкесск, Derways

Great Wall
H3/H5
C
Липецк, ИРИТО

Hyundai
Equus
S
Калининград, Автотор

Hyundai
i40
S
Калининград, Автотор

Hyundai
Solaris
C
Санкт-Петербург, Hyundai

JAC
-
C
Черкесск, Derways

Kia
Cee’d
S
Калининград, Автотор

Kia
Cerato
C
Калининград, Автотор

Kia
Mohave
S
Калининград, Автотор

Kia
Optima
S
Калининград, Автотор

Kia
Quoris
S
Калининград, Автотор

Kia
Rio
C
Санкт-Петербург, Hyundai

Kia
Sorento
C
Калининград, Автотор

Kia
Soul
S
Калининград, Автотор

Kia
Sportage
S
Калининград, Автотор

Kia
Venga
S
Калининград, Автотор

Lifan
Smily
C
Черкесск, Derways

Lifan
Solano
C
Черкесск, Derways

Lifan
X60
C
Черкесск, Derways

Luxgen
7 SUV
C
Черкесск, Derways

Mazda
6
S
Владивосток, Sollers

Mazda
CX-5
S
Владивосток, Sollers

Mitsubishi
Pajero Sport
C
Калуга, PCMA

Nissan
Almera
C
Тольятти, АвтоВАЗ

Nissan
Murano
C
Санкт-Петербург, Nissan

Nissan
Quashqai
C
Санкт-Петербург, Nissan (в стадии запуска)

Nissan
Sentra
C
Ижевск, ИжАвто

Nissan
Teana
C
Санкт-Петербург, Nissan

Nissan
Terrano
C
Москва, Автофрамос

Nissan
X-Trail
C
Санкт-Петербург, Nissan

Opel
Antara
S
Калининград, Автотор

Opel
Astra
S
Санкт-Петербург, GM

Opel
Astra (универсал и купе)
S
Калининград, Автотор

Opel
Astra Family
S
Калининград, Автотор

Opel
Insignia
S
Калининград, Автотор

Opel
Meriva
S
Калининград, Автотор

Opel
Mokka
S
Калининград, Автотор

Opel
Zafira
S
Калининград, Автотор

Opel
Zafira Tourer
S
Калининград, Автотор

Peugeot
408
C
Калуга, PCMA

Renault
Duster
C
Москва, Автофрамос

Renault
Fluence
C
Москва, Автофрамос

Renault
Koleos
S
Москва, Автофрамос

Renault
Latitude
S
Москва, Автофрамос

Renault
Logan (1-е поколение)
C
Москва, Автофрамос

Renault
Logan (2-е поколение)
C
Тольятти, АвтоВАЗ

Renault
Megane
C
Москва, Автофрамос

Renault
Sandero (1-е поколение)
C
Москва, Автофрамос

Renault
Sandero (2-е поколение)
C
Тольятти, АвтоВАЗ

Skoda
Fabia
C
Калуга, Volkswagen (свёрнуто)

Skoda
Octavia
C
Нижний Новгород, ГАЗ

Skoda
Rapid
C
Калуга, Volkswagen

Skoda
Yeti
C
Нижний Новгород, ГАЗ

SsangYong
Actyon
S
Владивосток, Sollers

SsangYong
Actyon Sports
S
Владивосток, Sollers

SsangYong
Kyron
S
Владивосток, Sollers

SsangYong
Rexton
S
Владивосток, Sollers

Toyota
Camry
C
Санкт-Петербург, Toyota

Toyota
Land Cruiser Prado
S
Владивосток, Sollers

Toyota
RAV4*
C
Санкт-Петербург, Toyota (в стадии запуска)

Volkswagen
Jetta
C
Нижний Новгород, ГАЗ

Volkswagen
Multivan
S
Калуга, Volkswagen

Volkswagen
Polo
C
Калуга, Volkswagen

Volkswagen
Tiguan
C
Калуга, Volkswagen

Volkswagen
Touareg
S
Калуга, Volkswagen

Россия - вперед?, Россия - НАША РОДИНА, Россия сегодня, информация для размышления, Россия - будущее?

Previous post Next post
Up