Г.Е. РАСПУТИН: ПОСЛЕДНИЕ СНИМКИ И РИСУНКИ (часть 11)

May 19, 2015 14:23



Князья Ф.Ф. и И.А. Юсуповы в Крыму.

На юг - к князьям Юсуповым!

О том, как сложилась судьба Г.В. Дерюжинского после его разрыва с супругой, известно немного.
Отношения с новой властью после февральского переворота складывались у него неплохо. Отец, Владимiр Федорович Дерюжинский, входил при Временном правительстве в «Особую комиссию по составлению проекта основных законов».
Что касается самого Глеба, то его избрали делегатом от учащихся Академии во временный комитет Союза деятелей искусства. Летом, после того, как Керенский вошел в силу, заняв пост премьера и военного министра, тот поочередно позировал И.Е. Репину и Г.В. Дерюжинскому. Репинский портрет до сих пор цел, хранится в семейном архиве Керенских в Техасе, а вот судьба скульптуры неизвестна.
Последовавший в октябре большевицкий переворот круто изменил судьбу Глеба Владимiровича.
События застали скульптора в Академии художеств. По дороге домой, оказавшись на Мойке рядом с Юсуповским дворцом, Глеб посчитал за благо укрыться у своего школьного товарища: оба они некогда учились в гимназии Гуревича, поддерживая с тех пор отношения.



Запись Г.В. Дерюжинского в гостевой книге княгини И.А. Юсуповой. Петроград. 27 июля 1917 г. Собрание музея «Наша эпоха» (Москва).

Осенью 1917 г. Феликс Феликсович как раз приехал в Петроград для того, чтобы, по его словам, «припрятать драгоценности и самые ценные предметы коллекции».
О встречи с Г.В. Дерюжинским князь в мемуарах не поминал, но писал: «На Мойку приходили просить приюта знакомые и незнакомые. Думали, тут надежней».
Юсупов как раз собирался возратиться в Крым, где находились его жена и родители. Он предложил Глебу присоединиться к нему.
Известна точная дата возвращения Ф.Ф. Юсупова к семье: 14/27 ноября 1917 г. В дороге, по его собственному признанию, он находился под охраной масонов, действовавших от имени новой большевицкой власти.



Справа налево: вдовствующая Императрица Мария Феодоровна, князья Ирина и Феликс Юсуповы, Великий Князь Александр Михайлович.

Едва ли Г.В. Дерюжинский ехал вместе с князем Юсуповым. Скорее всего, он добирался самостоятельно.
Дополнительною притягательность Крыму в глазах Глеба Владимировича придавало пребывание в Севастополе семьи его сестры Ольги, бывшей замужем за Николаем Митрофановичем Коландсом (1889†1972), старшим артиллерийским офицером линкора «Ростислав», Георгиевского кавалером.
Туда же, в Крым, вскоре приехал из Петрограда и их отец профессор Владимiр Федорович Дерюжинский. В 1919-1920 гг. он читал лекции в Таврическом университете в Симферополе.
Поселившись в Кореизе, в ноябре 1917 г. Георгий Владимiрович принялся за работу: «Я занимался лепкой и собирался приниматься за бюст Ирины Юсуповой. Моя модель была удивительно красива, напоминая некоторые модели скульпторов Ренессанса. Феликс тоже был очень красив, так что мне хотелось усадить позировать и его».



Дворец князей Юсуповых в Кореизе. Дореволюционная открытка.

В фондах Алупкинского дворца-музея до сих пор хранится один из этих мраморных бюстов (князя Ф.Ф. Юсупова), демонстрировавшийся в октябре 1918 г. на ялтинской выставке «Искусство в Крыму».
Это были не последние бюсты князей Юсуповых, которые изваял Г.В. Дерюжинский, и не единственная услуга, оказанная им однокашнику.
По просьбе Феликса, он записал два полотна Рембрандта из фамильной коллекции князей Юсуповых, чтобы можно было без проблем вывезти их впоследствии из России.

Продолжение следует.

Распутин: портреты и фото, Распутин в Петербурге

Previous post Next post
Up