Князья Ф.Ф. и И.А. Юсуповы в Крыму.
На юг - к князьям Юсуповым!
О том, как сложилась судьба Г.В. Дерюжинского после его разрыва с супругой, известно немного.
Отношения с новой властью после февральского переворота складывались у него неплохо. Отец, Владимiр Федорович Дерюжинский, входил при Временном правительстве в «Особую комиссию по составлению проекта основных законов».
Что касается самого Глеба, то его избрали делегатом от учащихся Академии во временный комитет Союза деятелей искусства. Летом, после того, как Керенский вошел в силу, заняв пост премьера и военного министра, тот поочередно позировал И.Е. Репину и Г.В. Дерюжинскому. Репинский портрет до сих пор цел, хранится в семейном архиве Керенских в Техасе, а вот судьба скульптуры неизвестна.
Последовавший в октябре большевицкий переворот круто изменил судьбу Глеба Владимiровича.
События застали скульптора в Академии художеств. По дороге домой, оказавшись на Мойке рядом с Юсуповским дворцом, Глеб посчитал за благо укрыться у своего школьного товарища: оба они некогда учились в гимназии Гуревича, поддерживая с тех пор отношения.
Запись Г.В. Дерюжинского в гостевой книге княгини И.А. Юсуповой. Петроград. 27 июля 1917 г. Собрание музея «Наша эпоха» (Москва).
Осенью 1917 г. Феликс Феликсович как раз приехал в Петроград для того, чтобы, по его словам, «припрятать драгоценности и самые ценные предметы коллекции».
О встречи с Г.В. Дерюжинским князь в мемуарах не поминал, но писал: «На Мойку приходили просить приюта знакомые и незнакомые. Думали, тут надежней».
Юсупов как раз собирался возратиться в Крым, где находились его жена и родители. Он предложил Глебу присоединиться к нему.
Известна точная дата возвращения Ф.Ф. Юсупова к семье: 14/27 ноября 1917 г. В дороге, по его собственному признанию, он находился под охраной масонов, действовавших от имени новой большевицкой власти.
Справа налево: вдовствующая Императрица Мария Феодоровна, князья Ирина и Феликс Юсуповы, Великий Князь Александр Михайлович.
Едва ли Г.В. Дерюжинский ехал вместе с князем Юсуповым. Скорее всего, он добирался самостоятельно.
Дополнительною притягательность Крыму в глазах Глеба Владимировича придавало пребывание в Севастополе семьи его сестры Ольги, бывшей замужем за Николаем Митрофановичем Коландсом (1889†1972), старшим артиллерийским офицером линкора «Ростислав», Георгиевского кавалером.
Туда же, в Крым, вскоре приехал из Петрограда и их отец профессор Владимiр Федорович Дерюжинский. В 1919-1920 гг. он читал лекции в Таврическом университете в Симферополе.
Поселившись в Кореизе, в ноябре 1917 г. Георгий Владимiрович принялся за работу: «Я занимался лепкой и собирался приниматься за бюст Ирины Юсуповой. Моя модель была удивительно красива, напоминая некоторые модели скульпторов Ренессанса. Феликс тоже был очень красив, так что мне хотелось усадить позировать и его».
Дворец князей Юсуповых в Кореизе. Дореволюционная открытка.
В фондах Алупкинского дворца-музея до сих пор хранится один из этих мраморных бюстов (князя Ф.Ф. Юсупова), демонстрировавшийся в октябре 1918 г. на ялтинской выставке «Искусство в Крыму».
Это были не последние бюсты князей Юсуповых, которые изваял Г.В. Дерюжинский, и не единственная услуга, оказанная им однокашнику.
По просьбе Феликса, он записал два полотна Рембрандта из фамильной коллекции князей Юсуповых, чтобы можно было без проблем вывезти их впоследствии из России.
Продолжение следует.