Плакат, выпущенный издательством Всероссийского центрального исполнительного комитета совета рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов. Москва 1918 г.
«Мы на небо залезем, разгоним всех богов»
Обложку вышедшего в 1923 году первого номера журнала «Безбожник» украшал рисунок с надписью: «С земными царями разделались, принимаемся за небесных».
Передовица, озаглавленная «На борьбу с международными богами», принадлежала «любимцу партии» Н.И. Бухарину:
Русский пролетариат сшиб, как известно, корону царя. И не только корону, но и голову. Немецкий - свалил корону с Вильгельма, но голова, к сожалению, осталась. Австрийский рабочий добрался до короны, не добрался до головы, но король сам испугался и от испуга умер. Недавно греки сшибли еще одну корону. Словом, на земле на этот счет не приходится сомневаться: рискованное дело носить это украшение.
Не совсем так обстоит дело на небе… Международные боги… еще очень сильны… Так дальше жить нельзя! Пора добраться и до небесных корон, взять на учет кое-кого на небе.
Для этого нужно прежде всего начать с выпуска противобожественных прокламаций, с этого начинается великая революция. Правда, у богов есть своя армия и, даже, говорят, полиция: архистратиги разные. Георгии Победоносцы и прочие георгиевские кавалеры. В аду у них настоящий военно-полевой суд, охранка и застенок. Но чего же нам-то бояться? Не видали мы, что ли, этаких зверей и у нас на земле?
Так вот, товарищи, мы предъявляем наши требования: отмена самодержавия на небесах;…выселение богов из храмов и перевод их в подвалы (злостных в концентрационные лагеря); передача главных богов как виновников всех несчастий суду пролетарского ревтрибунала… Пока что мы начинаем поход против богов в печати… В бой против богов! Единым пролетарским фронтом против этих шкурников!
В автобиографии, написанной для 41-го тома Энциклопедического словаря Гранат, напечатанного в 1927-1929 гг., Н.И. Бухарин так писал о себе:
Примерно около этого времени [будучи во 2-м классе городского училища] или несколько позднее я пережил первый т.н. «душевный кризис» и окончательно разделался с религией. Внешне это, между прочим, выразилось в довольно озорной форме: я поспорил с мальчишками, у которых оставалось почтение к святыням, и принес за языком из церкви «тело Христово», победоносно выложив оное на стол. [Богохульство, словно сошедшее со страниц произведений Ф.М. Достоевского. Заметим также, что Бухарин, богохульствуя, намеренно пишет имя Спасителя со строчной буквы]
Не обошлось и здесь без курьезов. Случайно мне в это время подвернулась знаменитая «лекция об антихристе» Владимiра Соловьева, и одно время я колебался, не антихрист ли я. Так как я из Апокалипсиса знал (за чтение Апокалипсиса мне был, между прочим, сделан строгий выговор школьным священником), что мать антихриста должна была быть блудницей, то я допрашивал свою мать - женщину очень неглупую, на редкость честную, трудолюбивую, не чаявшую в детях души и в высшей степени доброжелательную - не блудница ли она, что, конечно, повергало ее в величайшее смущение, так как она никак не могла понять, откуда у меня могли быть такие вопросы.
Деятели СССР и революционного движения России. Энциклопедический словарь Гранат. М. 1989. С. 373.
Интересно, что схожий образ мыслей был и у другого отвратительного богохульника - «пролетарского поэта» Демьяна Бедного - одного из прототипов пресловутого Берлиоза из романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».
Запись из дневника М.А. Булгакова от 23 декабря 1924 года:
Сегодня по новому стилю 23, значит, завтра сочельник. У Храма Христа продаются зеленые елки. […]
В[асилевский] […] рассказал, что Демьян Бедный, выступая перед собранием красноармейцев, сказал:
- Моя мать была бл*дь...