Юлиус Эвола.
«Необыкновенный фашизм» (продолжение)
Одним из наиболее близких к Церкви движений, причем к Церкви Православной, была румынская «Железная Гвардия». Ее создателем был Корнелиу Зеля Кодряну. Предшественником «Железной Гвардии» был «Легион Архангела Михаила», основанный им в 1927 г. Печатный орган движения назывался «Buna Vestire» («Благовещение»). В Румынии оно пользовалось огромной популярностью. Среди легионеров было немало рабочих, крестьян, буржуазии и, по сравнению с другими странами, особенно много интеллектуалов. Тесные отношения у железногвардейцев установились с духовенством. Да это и понятно: приоритетной задачей Кодряну провозгласил «примирение Румынии с Богом». Одним из видных сторонников движения был митрополит Виссарион (Пую), в 1923-1935 гг. возглавлявший Хотинскую епархию, а с 1935 г. - Буковинскую митрополию.
В «Зеленом Доме», резиденции под Бухарестом, капитан встречался с бароном Ю. Эволой. Результатом ее стало интервью «Аскетическое легионерство», переведенное В. Ванюшкиной:
«Кодряну: Мы оказались в благоприятных условиях, поскольку нашей национальной религии чужд дуализм между верой и политикой, и она способна обезпечить нам этические и духовные элементы, необходимые для построения нашего движения. Именно из нашей религии Железная Гвардия черпает свою основополагающую идею - вселенскую идею. Это путь положительного преодоления как интернационализма, так и всякого абстрактного рационалистического универсализма. Вселенская идея это идея общества, понимаемого как жизненное единство, живой организм, как совместная жизнь не только с нашим народом, но и с Богом и нашими мертвыми. […] Особым моментом является то, что для нас присутствие умерших во вселенской нации это не абстракция, а реальность; наши мертвые это, прежде всего, наши герои…
Эвола: Нам известно, что аскетизм Железной Гвардии является не просто отвлеченным, но вполне конкретным и регулярно практикуемым. Например, соблюдается пост: три дня в неделю около 800 000 человек держат так называемый “черный пост”, то есть воздерживаются от всякой пищи, спиртного и табака. Молитва также составляет существенную часть движения. Более того, для отборного передового корпуса, носящего имена двух легионерских вождей, погибших в Испании […], действует правило целибата…
Кодряну: В древних рыцарских орденах также соблюдался принцип целомудрия. Подчеркну, однако, что у нас, он распространяется только на Штурмовой Отряд, что вызвано и чисто практическими соображениями, ведь тому, кто полностью посвящает себя борьбе и не должен бояться смерти, лучше не иметь семейных обязательств. Наконец, в этом отряде состоят только до тридцати лет. Но в любом случае приложение принципа остается неизменным: с одной стороны существуют те, кто не знает ничего, кроме “жизни” и стремится к благополучию, процветанию, богатству, роскоши; с другой, те, кто чает более, чем жизни, славы и победы в борьбе - как внешней, так и внутренней. Железная Гвардия принадлежит к этому второму отряду. И их воинский аскетизм довершается последним правилом: обетом бедности, которого придерживается вся элита движения. Ей предписывается отказ от роскоши, пустого времяпровождения, от так называемых светских развлечений, т.е. она призвана к подлинному преображению жизни».
Кстати говоря, встречу эту в 1936 г. организовал один из членов «Железной Гвардии» известный философ и религиовед Мирча Элиаде. За принадлежность к этой организации в 1938 г. он с другими гвардистами был заключен румынскими властями в концлагерь Меркуря Чук.
Ю. Эвола оценивал так никогда и не находившегося у власти в стране капитана Кодряну, как «идеальное воплощение вождя, ведущего за собой элиту через развалины современного мiра». В 1938 г. этот лидер «Железной Гвардии» был убит по настоянию любовницы Румынского короля Кароля II еврейки Магды Лупеску.
Однако организация после этого не распалась и даже пришла к власти, сумев добиться в 1940 г. от правительства решения о закрытии 600 синагог с последующей передачей их Румынской Православной Церкви. Архиереи поддержали это решение. Напомним, что еще в 1935 г. румынский Патриарх Никодим благословил законопроект о введении процентной нормы для евреев в высших и средних учебных заведениях страны.
Но на сей раз глава еврейской общины Филдерман, принятый пришедшим к власти маршалом Ионом Антонеску, сумел добиться у него отмены этого уже принятого государственного акта. В ответ железногвардейцы арестовали ряд еврейских вожаков, что привело 21 января 1941 г. к вооруженным столкновениям с румынской армией в Бухаресте. В ходе выступления там было убито до 120 евреев, а в городах Королевства разрушено несколько синагог. Восстание подавили. При этом самым неприятным сюрпризом для Антонеску было участие в отрядах «Железной Гвардии», причем с оружием в руках, 218 православных священников. Дела на них были переданы в военные суды.
Оценивая возможности рассказать правду о «Железной Гвардии», Мирча Элиаде писал в 1978 г. в частном доверительном письме: «Не думаю, что можно создать объективную историю Легионерского движения, написать объективный портрет К.З. Кодряну. Документы, находящиеся в нашем распоряжении, недостаточны; более того, “объективная” позиция может стать роковой для потенциального автора. Сегодня “проходят” только апологии, которые создаются крайне малочисленными фанатиками со всего света, или обличения (для большинства европейских или американских читателей). После Бухенвальда и Освенцима даже честные люди не могут себе позволить быть объективными».
Мирча Элиаде.
Но вернемся к нашему краткому обзору. Из него ясно видно, что большинство руководителей правых организаций Европы, как находившихся у власти, так и не пришедших к ней никогда, лично были людьми верующими. Тем не менее, они, как правило, держали по отношению к иерархам самых разных христианских конфессий определенную дистанцию. Нельзя смешивать веру в Бога и принадлежность к той или иной Церкви с доверием всем без исключения представителям иерархии и священнослужителям.
В. Ванюшкина пыталась распространить этот исторический опыт на настоящее и будущее, в том числе и России: «Как известно, с распадом традиционных структур, в которых основную роль в качестве основополагающей идеи играла религия, на смену ей пришли идеологии. Это вовсе не означает того, что религия уже не способна сыграть решающую роль в деле Национальной Революции. В качестве положительного примера можно привести тот же Иран. Однако, исходя из ситуации, сложившейся на сегодня в России, очевидно, что деятели Церкви - за редчайшим исключением - похоже, забыли о том, что земная Церковь, это Церковь Воинствующая. Поэтому, хотим мы того или нет, но для победы в современной политической борьбе необходимо обзавестись собственным “...измом”. […] …Сегодня, когда из традиционных ценностей не осталось практически ничего, именно национализм, как наиболее естественный из всех “измов”, способен содействовать их восстановлению. Нельзя лишь забывать о том, что он так же является средством, целью же остается восстановление утраченного контакта с Богом».
Рассуждая о мiре идей «новых правых», Виктория отмечала, что он «как особое мiроощущение, доступен лишь людям, обладающим совершенно особыми свойствами как физического, так и психического и, прежде всего, духовного характера. Для этого требуется особое, если угодно “метафизическое” чутье. Под этим понятием я подразумеваю, в первую очередь, способность разглядеть за внешним, чисто поверхностным сходством сущностное различие и, наоборот, в несхожих по внешним проявлениям вещах увидеть их принципиальное родство. А, во-вторых, умение вычленить из временного и второстепенного, вечное и существенное. Сегодня люди практически утратили эту способность, вследствие предельной рационализированности современной жизни… […] Можно даже сказать, что мiр Третьего Райха принадлежит не столько истории (т.е. области профанического), сколько сфере мифологии […] как естественное продолжение легенд о рыцарях Круглого Стола, но трудно представим на страницах учебника истории. […] Они действовали так, как будто создаваемое ими должно жить вечно, хотя, при этом прекрасно понимали, что все может рухнуть в один момент».
Эти рассуждения вполне соответствовали взглядам немецкого писателя и мыслителя Эрнста Юнгера, утверждавшего: «Никакой строй не нужен, если в нем не осуществляется великая грёза» (Юнгер Э. Рискующее сердце. СПб. 2010. С. 312).
Но что же сам этот давно уже отошедший мiр, свидетели существования которого давно переселились в иные обители?
Сумев забыть (простить) советской власти (в частности, Сталину) террор против собственного народа, подавляющее большинство нынешних наших патриотов не желает даже обсуждать темы, связанные с мiроощущением народов и внутренним устройством их государств, воевавших с нами в годы Великой Отечественной войны. Не убеждает даже тот, казалось бы, несомненный резон, что нужно же ведь, наконец, понять, как они смогли подняться после такого же разгрома в первую мiровую и одержать такие ошеломляющие победы в 1941-1942 гг., оказывать, наконец, столь эффективное сопротивление вплоть до мая 1945-го. При этом некоторые православные патриоты готовы даже - и справедливо - искать объяснение гонениям на духовенство при советском режиме в почти что поголовном предательстве духовным сословием Царя в марте 1917 г. Не претит им также в ужасах коллективизации искать вину крестьян, в октябре 1917-го действительно прельстившихся обещаниями большевиков «дать землицу» и - что греха таить - лозунгом «Грабь награбленное!»
Но человек, который бы сегодня посмел написать то, что всего через девять (!) лет после наполеоновского нашествия и пожара Москвы сделал А.С. Пушкин, немедленно стал бы нерукопожатным, как со стороны западников-либералов, так и патриотов. (Трогательное, если вдуматься, единодушие; почти как еще совсем недавно на Болотной.)
Но вот и само стихотворение «Наполеон», написанное сразу же после получения известия о смерти завоевателя на острове Святой Елены молодым поэтом, в котором он не только пишет о справедливом возмездии, но и о том положительном зерне, которое может извлечь из «грозы Двенадцатого года» Россия.
Оцепенелыми руками
Схватив железный свой венец,
Он бездну видит пред очами,
Он гибнет, гибнет наконец.
Бежат Европы ополченья!
Окровавленные снега
Провозгласили их паденье,
И тает с ними след врага.
И все, как буря, закипело;
Европа свой расторгла плен;
Во след тирану полетело,
Как гром, проклятие племен.
И длань народной Немезиды
Подъяту видит великан:
И до последней все обиды
Отплачены тебе, тиран!
. . . . . . . . . . . . .
Хвала! он русскому народу
Высокий жребий указал…
Многое из того, что произошло в 1941-1943 гг., было и в 1812 году.
Невиданные до того военные потери. На одном только Бородинском поле убитых хоронили еще весной и летом 1813 г.
В том и другом случае в поход против России выступила Объединенная Европа.
Беженцы, заполнившие всю Россию. Грабеж культурных ценностей и чисто бытовой населения на захваченных территориях.
Организация насильственных реквизиций продовольствия у крестьян. Партизанская война. Массовые убийства мирного населения (расстрелы москвичей наполеоновской армией). Использование граждан на оборонительных работах и угон их под стражей вслед за отступавшей армией.
Делали французы даже то, чего себе немцы не позволяли.
Массовые преднамеренные надругательства над Православной верой: кощунства над святынями («соборы - в стойла»), святотатство (грабеж церквей и монастырей), убийства священников и монахов.
Захват и сожжение Москвы (Сталинград все-таки не Первопрестольная да и был уничтожен в ходе боев, а не после того, как его захватили).
130 лет отделяли одно нашествие от другого. Иная по численности армия, иная техника, иной размах (пространство и время). Разная была массовость противостояния и его ожесточенность. Различными - потери. Не было в 1812 г., пожалуй, только одного - целенаправленного гонения на евреев. Так неужели только в этом заключается основная причина вновь и вновь реанимируемой средствами пропаганды вражды, которая в изменившихся условиях (когда между обычными немцами и русскими нет уже прежнего занавеса) практически сошла на нет?..
Продолжение следует.