ВОЗВРАЩЕНИЕ В БЕССАРАБИЮ (78)

Sep 15, 2022 11:03



Памятник А.С. Пушкину в Кишиневе.

Только что опубликованная нами работа Г.Г. Безвиконного «Пушкин и писатели Молдавии» (1958) навела меня в свое время на мысль продолжить ее, рассказав о трудах бессарабских и румынских исследователей, так или иначе связанных с разработкой темы пребывания поэта на юге, гораздо менее известных отечественным пушкинистам, чем те, о которых писал Георгий Гаврилович. Хронологически этот период определяется четвертьвековым отрезком времени между двумя мiровыми войнами.
Впервые мы опубликовали наш очерк в книге «“Ждать умейте!” К 60-летию Сергея Фомина» (М. 2011. С 634-662).
За прошедшее с тех пор время нам удалось уточнить многие приведенные там факты, собрать немало новых материалов. Кроме того, в отличие от печатной версии, появилась возможность проиллюстрировать работу множеством редких изображений.




БЕССАРАБСКАЯ ПУШКИНИАНА
МЕЖДУ МIРОВЫМИ ВОЙНАМИ (начало)

Пушкиноведческие работы, увидевшие свет в Бессарабии и Румынии в этот период, - различны по своему научному уровню.
Кроме прямых фальсификаций, вроде сенсационных статей Октава Минара (https://sergey-v-fomin.livejournal.com/616355.html), было среди них немало публикаций слабых, безпомощных, с многочисленными опечатками, а иногда и с грубыми фактическими ошибками. К таковым можно отнести публикации Эмиля Гане в кишиневских журналах (E. Gane «Motive moldoveneşti în creaţia poetică a lui A.S. Pușkin» // «Viaţa Basarabiei». Chişinău. 1933. № 6-7; он же «По следам Пушкина в Бессарабии» // «Новый путь». Кишинев. 1936. №№ 2-4).
Эмиль Гане (1906 - 1966) родился в одном из сел Оргеевского уезда, образование получил в кишиневском лицее «Б.П. Хашдеу, на литературном факультете Ясского университета (1930) и Каролинском университете в Праге. Доктор сравнительного славянского литературоведения. Тема его докторской диссертации «Молдавские мотивы в творчестве А.С. Пушкина» (1933) и легла в основу его публикация в кишиневском журнале «Viaţa Basarabiei».
Эта и другие статьи подверглись суровой критике в журнале Г.Г. Безквиконного, называвшим автора «пустословным Гане» («Din trecutul nostru». Chişinău. 1936. № 36-39. Р. 151).



Эмиль Гане.
В 1930-е гг. Гане был заместителем директора Государственного архива Кишинева, генеральным секретарем регионального Королевского культурного фонда «Принц Кароль», редактором газеты «Cuvânt moldovenesc». С начала мая 1945 г. главный архивист, а потом и директор Государственного архива Бузэу. В 1947 г. арестован советскими органами госбезопасности; до 1956 г. находился в заключении в лагере на острове Сахалин. Скончался 2 мая 1966 г. в Бузэу.

Немало исследований на пушкинские темы печаталось в ясском журнале «Arhiva». В 1926 году, например, там была опубликована статья В. Веричану «Знал ли Пушкин по-румынски?» (V. Vericeanu «Ştia Puşkin româneşte?» // «Arhiva. Iaşi». 1926. P. 56-58).
В том же журнале увидели свет работы Маргареты Штефэнеску-Серги, занимавшейся изучением жизни и творчества Пушкина в связи с пребыванием его в Бессарабии (M. Ştefănescu-Serghi «Puşkin şi România» // «Arhiva». Iaşi. 1927. P. 205-206; она же «Puşkin despre români» // «Arhiva». Iaşi. 1928. P. 269-290). На основе этих публикаций исследовательница издала в Яссах в год столетия со дня гибели поэта небольшую книжку «Пушкин и румыны» (M. Ştefănescu-Serghi «Puşkin şi românii». Iaşi. 1937. 31 p.).
Эти и другие подобные им работы объединяет одно - их авторы пользовались давно известными пушкинистам источниками и литературой, не прибавляя к нашим знаниям о поэте и его окружении ничего нового.
Но были и другие исследователи. Хорошо знавшие редкие местные публикации, они широко использовали наиболее значительные работы современных им советских пушкинистов, изданные в СССР авторитетные издания, и при этом привлекали документы местных архивов. Всё это делало их исследования особенно ценными: ведь изучение найденных ими новых архивных документов шло в контексте последних достижений пушкинистики.
К сожалению, большинство таких работ бессарабских и румынских исследователей жизни творчества великого русского поэта практически не использовались их советскими коллегами (за исключением, пожалуй, лишь Г.Ф. Богача и Е.М. Двойченко-Марковой).
К примеру, Б.А. Трубецкой, автор известной книги «Пушкин в Молдавии», живший в Кишиневе с послевоенной поры, утверждал в своем обзоре «Молдавской пушкинианы», что «о наличии в Бессарабии в то время серьезного и планомерного изучения жизни и творчества Пушкина в Молдавии» говорить не приходится (Б.А. Трубецкой «Пушкин в Молдавии». Изд. 5-е. Кишинев. 1983. С. 13). Из бессарабской пушкинианы 1930-х годов автор упоминает лишь исследования Е.М. Двойченко-Марковой и Е.С. Неговского.



Борис Алексеевич Трубецкой (1909-1998).

Причины такого положения, вероятно, следует искать в незнании малораспространенного языка, редкости изданий тех лет, за пределами Молдавии практически не встречавшихся, в недооценке большинством молдавских пушкинистов советского периода своих предшественников и - главное - свойственном тому времени идеологическом барьере.
К концу 1920-х - началу 1930-х гг. относятся появление первых исследований Е.М. Двойченко-Марковой (1901-1980) и Г.Г. Безвиконного (1910-1966), внесших значительный вклад в южное пушкиноведение (См., напр.: E. Dvoicenco «A.S. Puşkin şi literatura română» // «». Bucureşti. 1932. № 1. P. 7-8).



Георгий Гаврилович Безвиконный. 1930-е гг.

В 1933 году на деньги, вырученные от продажи родительского дома, 23-летний Георгий Безвиконный основал в Кишиневе журнал «Din trecutul nostru» («Из нашего прошлого»), выходивший вплоть до 1939 года (См. о нем ст. автора этого очерка: газета «Новые рубежи», г. Одинцово Московской обл. 1982. 5 июня; 1984. 2 июня; «Альманах библиофила». Вып. XXIII. М. 1987; «Патримониу». Кишинэу. 1988. № 2; «Нистру». Кишинэу. 1989. № 12; «Кодры» Кишинев. 1989. № 6; 1990. № 9).
Все это время журнал выписывали в Нью-Йоркской публичной библиотеке, Национальной библиотеке в Мадриде, библиотеке Сорбонского университета. Полного комплекта этого издания нет ни в одной из библиотек России и Молдавии. В январе 1984 года автору этих строк удалось познакомиться со всеми номерами этого журнала, хранившегося тогда в Бухаресте у вдовы исследователя Татьяны Александровны Безвиконной (1911-1985).



Георгий Гаврилович и Татьяна Александровна Безвиконные у дома в Бухаресте на улице Agricultori, где они жили до 1965 года.

Более двух тысяч страниц, написанных, в основном, самим Георгием Гавриловичем, 700 клише с редких фотографий и портретов - таков этот уникальный журнал, незаменимый при изучении прошлого края. Многие страницы этого издания посвящены А.С. Пушкину, главным образом, южному периоду творчества пота, его кишиневскому окружению. Большую помощь в исследовании оказывали ему личные контакты с потомками многих друзей поэта. «Я сам знакомый знакомых Пушкина», - не без основания писал Георгий Гаврилович.
Среди множества портретов, воспроизведенных в журнале, немало людей, изображения которых не знакомы отечественным пушкинистам. Неизвестными остаются и художники, писавшие эти портреты.
В Центральном Государственном архиве Молдавии хранятся воспоминания А.Д. Инглези, состоявшего в родстве с одесским городским головой Д.С. Инглези, имя которого обычно связывают с цыганкой Шекорой-Людмилой, якобы навеявшей Пушкину мысль о поэме «Цыганы». (Архив А.Д. Инглези до 1940 г. хранился в Тэтэрешть, уезд Лэпушна.)
«В Бессарабии, - свидетельствует А.Д. Инглези, - было немало фамильных портретов прекрасной работы художника Хайнацкого, писавшего лет сто тому назад. Жил он в Одессе» (А.Д. Инглези «Автобиография. Письма-записки» // Национальный архив Молдавии. Ф. Р.-2983. Оп. 1. Е.х. 22. Л. 162). Таким образом, имя одного из портретистов можно считать установленным.
Уроженец Варшавы портретист и религиозный живописец Иосиф Петрович (Ромуальд) Хойнацкий (1818-1885) учился ремеслу в Польше и Италии. В 1850 г. он поселился в Одессе, в которой жил до самой смерти. Он был одним из основателей Одесского общества изящных искусств (1865) и рисовальной школы, в которой преподавал. Работы художника хранятся в музеях Варшавы, Кракова, Львова, Винницы и Одессы.



Автопортрет И.П. Хойнацкого.

К сожалению, большинство портретов безследно исчезло во время второй мiровой войны. Тогда же погибло и большинство семейных архивов, которые в 1928-1940 гг. изучал Г.Г. Безвиконный.
Кроме этих собраний ученый исследовал генеалогическую книгу, хранившуюся в Обществе бессарабского дворянства «Солидарность»; Ясский государственный архив (в нем хранились исторические материалы, касающиеся семей, представителей которых знал А.С. Пушкин: Балш, Башота, Кантакузино, Донич, Гика, Кацики, Милло, Негруци, Стамати, Стырче, Стурдза), а также документы, Дворянского депутатского собрания, хранившиеся в Государственном архиве Кишинева, также пострадавшем во время войны (G. Bezviconi «Boierimea Moldovei dintre Prut şi Nistru». Vol. I. Bucureşti. 1940. P. 7; Vol. II. Bucureşti. 1943. P. 8, 13).
Документы, касающиеся имений знакомых поэта Екатерины Башота, Балшей, Кешко, Прункулов, Росетти, Стамо, Стурдз, Теодосьевых, приведены в книге историка, архивиста и государственного деятеля Александру Лапедату (А. Lapedatu «Documente şi lămuri istorice cu privire la desfacerea proprietăţilor moldoveneşti de peste Prut după pierderea Basarabiei (1812-1814)». Bucureşti. 1916).



Александру Иоан Лапедату (1876-1950) - член-корреспондент (1910), президент (1935-1938) и генеральный секретарь (1939-1948) Румынской академии; начиная с 1934 г. министр искусств и культов в шести правительствах.

Продолжение следует.

История Бессарабии, Мои книги, Пушкин: «Возвращение в Бессарабию», Безвиконный Г.Г., Двойченко-Маркова Е.М.

Previous post Next post
Up