Протопресвитер Константин Изразцов.
Рассказывая (в только что опубликованном очерке) о жизненных перипетиях русского духовного писателя и историка Николая Дмитриевича Тальберга, мы упомянули о послевоенных годах, когда (перед отъездом в США) он был директором русской гимназии в лагере для русских перемещенных лиц (DP: Displaced persons) под австрийским городом Зальцбургом в американской оккупационной зоне.
О пребывании в этом лагере - и в разговорах и в письмах - рассказывала мне во второй половине 1990-х Марина Александровна Аксакова (1927-2015), урожденная Гершельман , происходившая из давно обрусевшего немецкого рода из Тюрингии: дед ее, генерал от инфантерии, был в 1906-1909 гг. Московским генерал-губернатором, отец, гвардейский полковник, стал в эмиграции членом Высшего монархического совета.
В конце войны с семьей она оказалась в том самом беженском лагере Парш. «Там, - вспоминала она, - я полностью окунулась в русскую стихию, которой так жаждала моя душа, т.к. с детства я была воспитана в традиционно-патриотическом духе. Никогда, ни до, ни во время войны, я не скрывала, а наоборот гордилась, что я русская»:
https://sergey-v-fomin.livejournal.com/246612.htmlИменно там состоялось знакомство Марины Александровны с Н.Д. Тальбергом, благодарную память о котором она пронесла через всю свою жизнь. Благодаря посланным ею мне материалом появились уже здесь, в России, книги Николая Дмитриевича, о чем мы писали в нашем очерке.
В лагере же встретилась она с человеком, с которым вскоре связала свою жизнь: Сергеем Сергеевичем Аксаковым (1899-1987), приходившимся родственником известным русским писателям-славянофилам, появившимся на свет в калужском селе Нижние Прыски, владельцем которого в 1868-1914 гг. был Н.С. Кашкин, петрашевец и друг Ф.М. Достоевского, выведенный с ним 22 декабря 1849 г. в Петербурге для объявления приговора на Семеновский плац… Именно с этим обстоятельством некоторые литературоведы связывают последующий интерес русского писателя к Оптиной пустыни, расположенной рядом с Нижними Прысками…
Брак Сергея Сергеевича и Марины Александровны стал возможным в результате переезда их в 1948 г. в Аргентину. Дело было не только в том, что они оказались в одном месте, главное то, что они не были депортированы в СССР и просто остались живы…
Большую роль в этом сыграл управляющий русскими приходами в Южной Америке, протопресвитер Константин Гавриилович Изразцов (1865-1952). О нем нам и хотелось бы сегодня рассказать.
Происходивший из семьи священника, он закончил Тверскую духовную семинарию (1884) и Петербургскую духовную академию (1884), где учился вместе с будущим Патриархом Тихоном. 16 апреля Изразцова определили настоятелем храма при Российской Императорской миссии в Аргентине, одновременно назначив секретарем (атташе) дипломатического отдела миссии (каковым он состоял вплоть до 1917 года).
Посвященный в том же апреле епископом Выборгским (впоследствии митрополитом) Антонием (Вадковским) сначала в дьяконский, а затем в иерейский сан, 30 августа 1891 г. отец Константин прибыл в Аргентину. Служил в приспособленной под храм деревянной пристройке к жилому дому, учредил церковноприходскую школу, в которой на испанском языке обучались дети двадцати разных национальностей (русские, греки, сербы, арабы и другие). После того, как в 1895 г. приход посетил М.Н. Гирс, дав Обер-прокурору Св. Синода К.П. Победоносцеву благоприятный отзыв, отец Константин был возведен в сан протоиерея.
В следующем году священник приобрел в Буэнос-Айресе участок земли для строительства будущего храма.
«Император Николай II дал аудиенцию отцу Константину и пожертвовал на создание храма в Аргентине из Своих средств 5000 рублей. Также на церковь пожертвовали и вдовствующая Императрица Мария Феодоровна, среди крупных жертвователей были праведный Иоанн Кронштадтский, П.П. Боткин, Д.Ф. Самарин. На эти средства, а также на пожертвования аргентинских православных, 6 декабря 1898 г. началось строительство, которое закончилось через три года, и 23 сентября 1901 г. Свято-Троицкий храм с престолами во имя святого Николая Чудотворца и святой Марии Магдалины был торжественно освящен. Церковь была построена на красивом месте в историческом центре города. Афонские монахи пожертвовали для нее святые мощи. Во время торжественного освящения присутствовал тогдашний президент Аргентины Хулио Рока» (М. Гершельман «100-летие закладки Свято-Троицкого собора в Буэнос-Айресе» // «Наша Страна». № 2499-2500. Буэнос-Айрес, 1998).
После захвата в 1917 г. власти в России большевиками, лишившими Русскую миссию в Аргентине финансирования, отец Константин принял на себя на некоторое время все расходы по содержанию сотрудников. В 1921 г. он перешел в подчинение Высшего церковного управления за границей, руководил которым митрополит Антоний (Храповицкий).
Определением заграничного Архиерейского Синода от 6 сентября 1923 г. отца Константина Изразцова «за выдающуюся пастырскую деятельность» возвели в сан протопресвитера, назначив управляющим русскими приходами в Южной Америке. Позднее (в 1944 году) священник определял юридическое положение своей аргентинской общины как самостоятельной под его управлением «на правах епископа без права хиротонии на основании существовавших ранее в России - управлений протопресвитерских - придворного, военного и морского с подчинением Заграничному Архиерейскому Синоду».
Обратившемуся к нему в 1937 г. Экзарху Московского Патриархата в Америке архиепископу Алеутскому и Североамериканскому Вениамину (Федченкову), предложившему обсудить сотрудничество с Русской Православной Церковью, отец Константин решительно отказал, заявив о своем нежелании «входить в сношения с представителями Москвы, подчиненными коммунистическому советскому интернационалу».
С открытием военных действий против СССР отец Константин отслужил молебен «об избавлении России от безбожного обстояния и низвержении сатанинской большевицкой власти» и панихиду по погибшим русским православным воинам Красной армии. При этом он отказал возглавлявшему просоветски настроенную часть колонии генерал-лейтенанту А.В. фон Шварцу (1874-1953) в служении молебна о даровании победы СССР, сказав о «невозможности молиться за победу Советов - разрушителей храмов». (В знак протеста этот генерал с несколькими своим единомышленниками покинули общину.)
В это время священник вел обширную переписку с церковными организациями и духовенством на занятых немецкими войсками русских землях. Полученными сведениями он делился с епископатом и правительствами союзных Германии православных стран, что способствовало получению духовенством и мiрянами на оккупированных территориях материальной помощи для восстановления порушенной большевиками церковной жизни.
Не изменил отец Константин и своим монархическим убеждениям. Ясно помнил он Высочайшие аудиенции, полученные им у Императора Николая II (24 января 1898 г. и 30 сентября 1905 г.) и у вдовствующей Императрицы Марии Феодоровны (31 января 1898 г. и 26 мая 1904 г.), в честь святых покровителей Которых были освящены приделы Свято-Троицкого собора в Буэнос Айресе. Подписанным 6 сентября 1912 г. Государем Николаем Александровичем указом отец Константин с сыновьями получил потомственное дворянство.
Существенную роль сыграл отец Константин в спасении своих соотечественников из числа т.н. «перемещенных лиц», которым угрожала выдача в СССР на муки и верную смерть.
25 июня 1936 г. во главе делегации от Православной Церкви, в которую кроме него входили священник Александр Шабашев (
https://sergey-v-fomin.livejournal.com/532230.html) и игумен Аверкий (Восходов), он нанес визит Президенту Аргентинской республики Хуану Доминго Перону. В результате появился президентский указ о разрешении переезда в страну для дальнейшего проживания десяти тысяч советских граждан.
Зарубежным Архиерейским Синодом официальным представителем по делам переселения был назначен протопресвитер Константин Изразцов.
Было создано общество «Русский очаг», а в 35 километрах от Буэнос Айреса выделили специальное место, где размещался храм, общежитие, школа для детей и место для духовных собеседований. Активное участие в подготовке к приему беженцев принимал сын батюшки - Гавриил Константинович Изразцов (1894-1972).
Сам протопресвитер встречал переселенцев в порту, существенно облегчая формальности при пересечении границы, подыскивал рабочие места, выдавал поручительства для найма жилья.
Один из спасительных документов подарил мне не так давно мой парижский друг Шота Чиковани.
Этот акт, спасший тысячи жизней русских людей, самым причудливым и странным образом совпал с до сих пор не вполне ясными действиями отца Константина по смене юрисдикционной принадлежности, резко противоречившими его долголетним убеждениям. Странный переход его в Московскую Патриархию, сопровождавшийся сообщениями об ухудшении его здоровья, ввел в искушение протопресвитера Александра Шабашева и епископа Леонтия (Филипповича), которые, вскоре принеся покаяние, вернулись в лоно Зарубежной Церкви. Долго лихорадило и Свято-Троицкий приход в Буэнос Айресе, так и не смогший смириться со всеми этими странными переменами:
https://www.pravenc.ru/text/293904.html
Сам отец Константин Изразцов почил среди всех этих нестроений 24 декабря 1952 г. (ст. ст.) и был погребен около Свято-Троицкого собора. По словам Президента Перона, он был «живым олицетворением неведомой прежде Православной Церкви как для коренного населения, так и для институтов государственной власти Аргентины».