Портрет Сикара кисти неизвестного художника. Фрагмент.
Друг Пушкина и Ришелье (продолжение)
Рассказывая о Карле Яковлевиче Сикаре, невозможно обойти тему масонства. Дело не только в принадлежности его к этому тайному братству, но и в том, что оно, пусть внешне и незримо, стояло за описанной нами ранее атмосферой Одессы того времени.
Практически с самого своего основания город этот был масонским, в дальнейшем став одним из заметных центров вольных каменщиков в Восточной Европе.
В одной из основных действовавших там лож («Понт Евксинский»), в которой, кстати, состоял и Сикар (речь о ней далее), «на, приблизительно, 260-270 человек членов и гостей ложи приходилось немногим более 50-55 человек этнически русских, “малороссов” и поляков. Одесса поистине была многонациональным городом, в котором на 1823 год проживало 1328 итальянцев, 1382 - немца, 636 - французов (французы были наиболее полно представлены в ложе, каждый десятый француз - масон одесской ложи). Концентрация масонов (1:110) на небольшой город, каким была Одесса, выдвигала Одессу на роль третьего центра масонства во всей Империи (после Петербурга и Москвы).
Ложа “Понт Евксинский” поддерживала связи с множеством иностранных лож Германии, Голландии, Франции, Англии, Италии, Испании, Швейцарии. Особые отношения сложились с ложами Османской империи (Стамбула, Солоник, Корфу, Ясс, Бухареста)»:
https://mir-knig.com/view_483189Приведенные слова взяты из книги «Одесса масонская» (2007), принадлежащей краеведу, специалисту по масонству на Украине В.А. Савченко. Все цитаты в этом и следующих по́стах на эту тему, если авторство их никак специально не оговорено, взяты именно из этой работы.
Доктор исторических наук Виктор Анатольевич Савченко (род. 1961).
Первой, возникшей в Одессе по разным данным то ли в 1803-м, то ли в 1810-м году, была «законспирированная масонская ложа - филиал ложи “Нептун”». Центр ее находился либо в Кронштадте, где такая тайная ложа, объединявшая военных моряков, функционировала с конца XVIII в.; либо в Москве, где в 1803 г. розенкрейцеры под председательством сенатора П.И. Голенищева-Кутузова учредили ложу под таким же названием. В «Нептуне» братья «занимались алхимией, хиромантией и эзотеризмом».
Знак ложи «Нептун» в Кронштадте.
Основателем одесского филиала был капитан 1-го ранга Степан Михайлович Телесницкий (ум. после 1821), масон с 15-летним стажем (состоявший в петербургской «Конкордии» и кронштадтском «Нептуне»), с 1821 г. занимавший пост директора Одесского отделения «Библейского общества», излюбленной организации вольных каменщиков.
Наиболее обстоятельный очерк о С.М. Телесницком (
https://timer-odessa.net/statji/stepan_telesnitskiy_sudba_na_porohovoy_bochke_967.html) принадлежит одесскому краеведу О.И. Губарю - среди прочего автору работ о южном (в т.ч. бессарабском) периоде жизни А.С. Пушкина.
Олег Иосифович Губарь (16.11.1953-19.3.2021).
Большую роль в зарождении масонства в Одессе сыграл, безусловно, ее основатель и первый градоначальник герцог Э.О. Ришелье (
https://sergey-v-fomin.livejournal.com/462387.html) - потомственный вольный каменщик (А.И. Серков «Русское масонство 1731-2000. Энциклопедический словарь». М. 2001. С. 702).
Именно по его указанию центр города был засажен акацией, являвшейся не только «эмблемой плодовитости и воли к жизни», «древнего атрибута мистерий», но и символическим масонским древом («Энциклопедия символов». Сост. В.М. Рошаль. М.-СПб. 2006. С. 729).
О том, что идея посадки акации принадлежала именно Герцогу, свидетельствовали современники: «На бульваре розовых и пахучих акаций между каждым деревом был куст вечнозеленого шиповника с желтыми цветами, необыкновенно свежими…» (А.О. Смирнова-Россет «Дневник. Воспоминания». С. 83).
В. Гюбер. Портрет герцога Ришелье.
Дело Дюка продолжили его ближайшие сотрудники, одним из которых был его преемник на посту градоначальника граф Александр Федорович Ланжерон (
https://sergey-v-fomin.livejournal.com/462387.html).
«Расцвет масонского движения в Одессе и усиление влияния масонерии на жизнь города пришелся на период с 1815-го по 1822-й год (в бытность Ланжерона и в эпоху “Александровского либерализма”). В 1818 году Император Александр I удостоил ложу “Понт Евксинский” Своим посещением.
Масоны составляли “сливки” общества тех лет, именно они пытались создать из Одессы образец “города будущего”. Особое внимание масоны уделяли воспитанию молодого поколения, созданию европейской системы образования, открытию лицеев и университетов.
Существуют упоминания о том, что в 1817-1822 годах в Одессе работают масонские ложи: “Три царства природы”, “Друзья природы”, “Евксинский Понт”, “Ложа французской и итальянской литературы”».
«Шотландская ложа масонства “Три царства Природы” начала создаваться в Одессе в начале 1818 года, а официально была открыта 6 ноября 1818 года, как ложа высших степеней (градусов) Великой Провинциальной Ложи России. В ложе “Три царства Природы” собирались масоны “с большим стажем”, начиная с 4-го градуса. Этой ложей также руководил граф де Ланжерон…»
Большинство входивших в нее братьев составляли купцы.
Граф А.Ф. Ланжерон. Рисунок А.С. Пушкина на листе с черновиками «Евгения Онегина». Конец октября 1823. Определение А.М. Эфроса.
«В ноябре 1817 году открывается ложа “Понт Евксинский” - “Du Pont Euxin”, одна из масонских лож шотландского обряда Девятой великой российской масонской провинции - “Великой Провинциальной Ложи России” (руководитель - В:Д [“Весьма Достопочтенный”, т.е. Великий Мастер] М.С. Ланской).
Досточтимым Мастером (руководителем) ложи “Понт Евксинский” стал де Ланжерон, который был также членом нескольких петербургских Лож и феодосийской ложи “Иордан”.
Масонские работы в ложе “Понт Евксинский” велись на французском, немецком, итальянском, русском языках. Ложа “Понт Евксинский” была одной из самых многочисленных лож в Российской Империи и насчитывает более 180 “братьев”, а с учетом посещавших ложу “братьев” - масонов из других лож - около 280 братьев. Для создания такой многочисленной ложи требовалось продолжительное время подготовительной работы для возведения в масонскую степень более 100 человек и продвижения их по масонской лестнице: ученик - подмастерье - мастер».
Одной из особенностей этой ложи, название которой воспроизводило античное наименование Черного моря, в переводе с греческого означавшее «Море гостеприимное», была та, что она считалась «самой демократичной и “европеизированной” ложей в Российской Империи в начале XIX века. В ней к масонским “работам” был допущен еврей X. Глюксберг (в других ложах Российской Империи евреи были не допустимы, мы находим только два случая на 4 тысячи адептов российского масонства). В одесской ложе можно было встретить ремесленника (А. Гутиар) и простого преподавателя французского языка (И. Мейсоне), заседавшие рядом с родовитыми и богатыми князьями и графами».
Пристань в Одессе. Рисунок В.А. Жуковского 1837 г.
Сохранился знак этой ложи: обрамленный ветвями акации плывущий к городу парусник. Акация, по мнению исследователей, указывала на «возрождение души после смерти, которое должен был испытывать брат в степени мастера»; парусник же «в конце XVIII - начале XIX веков можно было видеть на гербе Парижа» (Т.О. Соколовская, Д.Д. Лотарева «Тайные архивы русских масонов». М. 2007. С. 450-451).
Проживающий ныне в США одесский собиратель и краевед Виктор Корченов является счастливым обладателем двух таких жетонов, отличающихся, по его словам, небольшими деталями, в частности, «своей формой, но были совершенно идентичны по рисунку. Оба были из позолоченной бронзы. Один из них был штампованным, рисунок другого был выполнен гравировкой.
На лицевой стороне штампованного жетона, внутри окаймляющего венка, составленного из перевязанных внизу лентой акациевой и лавровой веток, помещено изображение каменной башни со стеной на морском берегу и подплывающего парусника. (Акациевая ветка - один из масонских символов, означавший безсмертие духа и добрых дел).
На оборотной стороне с принятыми у масонов обозначениями и сокращениями выбиты на французском языке наименование ложи, ее местонахождение и дата учреждения: “Одесская ложа ‘Понт Евксинский’. Учреждена Великой Провинциальной ложей в России в 12-й день X-го месяца 5817 года”. […]
Дело в том, что у масонов, как и у древних римлян, год начинался с марта месяца. То есть, март был I-м месяцем. Выходит, что указанный на жетоне “X-й месяц” был соответственно декабрем. Цифра “5817” означает год основания - 1817-й […] Таким образом, датой основания масонской ложи “Понт Евксинский”, зафиксированной на жетоне, можно считать 12 декабря 1817 года»:
http://viknaodessa.od.ua/old-photo/?masony-v-odesse
«Понт Евксинский» создавался, «как ложа первых трех иоанновских степеней масонства. Ложа должна была сформировать обширный слой одесской элиты, которая будет строителями “города Солнца”. Основной контингент ложи составляли администраторы, офицеры армии и флота, купцы и интеллигенция».
Военную часть составляли генералы и офицеры 2-й армии, дислоцировавшейся на юге России. Немало было и морских офицеров. Среди чиновников заметно было присутствие большого числа служащих Одесской таможни.
«Масонство пустило корни и в среде одесских интеллектуалов, так или иначе связанных с Ришельевским лицеем, Коммерческой гимназией, преимущественно профессоров и преподавателей. Можно сказать, что к 1822 году более 60 % одесситов интеллигентных профессий были масонами».
Иван Семенович Орлай де Корва (1770-1829) - врач, доктор медицины, директор Ришельевского лицея. Венгерский дворянин, по происхождению карпато-русин. В 1800-1808 гг. гоф-хирург ЕИВ, а в 1805-1821 гг. помощник лейб-хирурга Виллье. С его сыном Михаилом (ок. 1803-1879), лицеистом II курса (1814-1820), впоследствии генерал-майором и Георгиевским кавалером, был знаком А.С. Пушкин.
«Среди масонов - профессоров Ришельевского лицея выделялся закарпатский украинец из городка Хуст Иван Семенович Орлай де Корва, получивший образование во Львовском и Венском университетах, в Петербургской медицинской академии (в Петербурге в 1809 г. он состоял в масонской ложе “Александр золотого льва”, предназначенной для высших степеней масонства). Орлай начал свою карьеру доктором философии и медицины Кенигсбергского университета. До своего приезда в Одессу Орлай был директором Нежинского лицея, где учился будущий писатель Н.В. Гоголь. В 1826-1828 годах Орлай служил директором Ришельевского лицея и был главным цензором Одессы, при этом являясь действительным статским советником» (В.А. Савченко).
Одесские врачи в большинстве своем также состояли братьями «Понта Евксинского». Однако большинство ее членов принадлежало все же к купеческому сословию. По происхождению это были французы, швейцарцы, греки, итальянцы, немцы. Среди них был, как мы уже отмечали, и Карл Яковлевич Сикар.
Особого разговора заслуживают масоны-аристократы.
«…Работали или посещали одесскую ложу: […] князь Георгий Матвеевич Кантакузен (полковник, также адъютант главнокомандующего 2-й армией) (
https://sergey-v-fomin.livejournal.com/419082.html), князь Михаил Григорьевич Суццо (Господарь Молдавии в 1783-1802 гг. (с перерывами), бежавший в 1821 г. из турецких Ясс в русский Кишинев, устроитель ложи “Овидий” в Кишиневе) (
https://sergey-v-fomin.livejournal.com/462254.html), князь Иоанн Михайлович Суццо (сын Молдавского князя), князь Александр Ипсиланти (генерал-майор, командир гусарской бригады, в 1821 г. - руководил греческим восстанием (
https://sergey-v-fomin.livejournal.com/419082.html). Предки князя были Господарями - князьями Молдовы и Валахии), […] греческий боярин Иоан Мано». (За родственника последнего, греческого консула в Одессе Константина Мано, в 1835 г. вышла замуж Пульхерия Варфоломей, в которую в бытность Кишиневе был влюблен Пушкин:
https://sergey-v-fomin.livejournal.com/460933.html)
Портрет князя А.И. Ипсиланти в форме «Священного отряда» греческих этеристов.
Помимо бессарабцев и выходцев из Дунайских княжество, по большей части хороших знакомых Пушкина, был в составе «Понта Евксинского» и другой круг, с которым поэт также состоял в близких дружеских отношениях: «Матвей Иванович Муравьев-Апостол (штабс-капитан, ветеран войны 1812 г., один из основателей декабристского “Союза спасения” и “Южного общества” декабристов, участник восстания Черниговского полка) и Сергей Иванович Муравьев-Апостол (капитан, ветеран войны 1812 г., один из основателей декабристского “Союза спасения” и “Южного общества” декабристов, руководитель восстания Черниговского полка, казнен в Петербурге в 1826 г.).
В одесской ложе состоял и князь Сергей Григорьевич Волконский (генерал, командир гусарской бригады, участник войн против наполеоновских войск в 1806-1807 гг. и в 1812-1815 годах, русско-турецкой войны 1810-1811 гг.), через которого “Понт Евксинский” был связан с декабристским |Союзом Благоденствия” и “Южным обществом” декабристов. Князья Сергей Григорьевич и Михаил Николаевич Волконские (отставной бригадир, бывший Волынский гражданский губернатор) некоторое время (в 1819, 1820 годах) даже руководили ложей “Понт Евксинский”, а князь Дмитрий Петрович Волконский (участник войны 1812 г., подпоручик кавалерии) был посвящен в масонство в этой ложе в 1820 году.
Почетным членом ложи “Понт Евксинский” был граф Сергей Степанович Ланской, тогда еще действительный статский советник, член декабристского “Союза благоденствия”, председатель “Комитета призрения малолетних бедных”, управляющий государственной комиссией погашения долгов, один из руководителей Императорского “Человеколюбивого общества”. С. Ланской делал стремительную масонскую карьеру под масонским именем “Рыцарь воскресшего феникса”. В 1810 году он был возведен в 3-ю мастерскую степень, уже в 1813 году имел восемнадцатую степень розенкрейцера и должность наместного мастера ложи, а в 1817 году стал командором “Капитула Феникс” и фактически руководил “Великой провинциальной ложей”, к 1822 году возвысившись до главного начальника масонского ордена».
Параллельно с этими ложами в Одессе отстраивалась в то время и чисто греческая структура.
В этом сохранившимся до сей поры маленьком двухэтажном домике с балконом в Красном переулке (названном так благодаря лавкам, что торговали когда-то здесь «красным» товаром) № 20, проходили собрания созданной в 1814 г. греческими торговцами Николасом Скуфасом, Афанасиосом Цакаловым и Эммануилом Ксанфосом греческой тайной организации «Филики Этерия».
«Под покровительством [министра иностранных дел Российской Империи] Каподистрии, олицетворявшего для одесских греков “незримую высшую власть”, в 1814 году в Одессе начала формироваться тайная греческая парамасонская ложа “Филики Этерия” (“Дружеского общества”). Ложи “Овидий” в Кишиневе и “Понт Евксинский” в Одессе активно помогали “Филики Этерии” в деле организации Греческой революции),
В 1818 году в Одессе была создана масонская “Анатолийская ложа”, куда входили выходцы из Османской империи (прежде всего греки-этеристы); магистрами ложи были греки: Зорифи, Маразли, Ралли. В ложу входили князья Ипсиланти и Кантакузен. […]
Знамя греческих повстанцев украшала масонская эмблема “птица Феникс возрождающийся из пламени”».
Знамя греческого восстания было освящено 26 февраля 1821 г. в храме Пресвятой Троицы в Яссах. На одной его стороне были изображены Святые Равноапостольные Цари Константин и Елена с надписью по-гречески ΕΝ ΤΟΥΤΩ ΝΙΚΑ (Сим победиши). На другой стороне был изображён возрождающийся из пламени Феникс с надписью ΕΚ ΤΗΣ ΣΤΑΚΤΗΣ ΜΟΥ ΑΝΑΓΕΝΝΩΜΑΙ (Из пепла своего возрождаюсь). Трехцветная символика толковалась следующим образом: красный - патриотизм, белый - братство, а черный - жертва.
Об отношении Православной Церкви к «Филики Этерия» и к вождям этого движения мы уже писали: сподобившийся мученической кончины за Веру Константинопольский Патриарх Григорий V отлучил от Церкви князя Александра Ипсиланти и Молдавского Господаря Михаила Суццо:
https://sergey-v-fomin.livejournal.com/462387.html
Александр Ипсиланти переправляется через Прут при Скулянах в 1821 г. (Князь в форме Священного отряда со знаменем с Фениксом.) Музей Бенаки в Афинах.
Картина немецкого художника Петера Генриха Ламберта фон Гесса (1792-1871), написанная им в составе серии из 39 работ об освободительной войне в Греции. Работа над ними началась в 1833 г., когда, по просьбе Короля Баварского Людвига I, художник выехал в только что образованное Греческое Королевство вместе с первым его Монархом Оттоном I (1815-1867).
Крайне неодобрительно и с большой подозрительностью, несмотря на поддержку движения среди Своего окружения, относился к этеристам и Император Александр I.
Продолжение следует.