«ДИКАЯ ОХОТА» КОРОЛЯ ГЕОРГА V В РОССИИ (часть 15)

Nov 14, 2014 16:46



Альберт Генри Стопфорд.

ПОСРЕДНИК.
Альберт Стопфорд

Весьма важной фигурой в связи с убийством Г.Е. Распутина является тесно связанный с британской разведкой бизнесмен и дипломат Альберт Генри (Берти) Стопфорд (16.5.1860-1939). Аристократическое происхождение (он был правнуком третьего графа Куртауна) помогло ему в свое время сойтись с князем Ф.Ф. Юсуповым, с которым, кроме того, они были однокашниками по Оксфорду. Общение их происходило на квартире, которую снял русский князь поблизости от Гайд-парка, известного, между прочим, тем, что он служил местом, где гомосексуалисты из знати подбирали себе партнеров из молодых английских офицеров-гвардейцев.
Таким образом, после своего приезда в Россию Альберт Стопфорд мог рассчитывать на взаимность своего старого друга. И молодой князь действительно ввел англичанина не только в дома русской знати, но и Великокняжеские дворцы. Особенно частым гостем тот был во Владимiрском дворце, одном из центров многих интриг. Добытой информацией он охотно делился с британской разведкой и одним из своих непосредственных начальников - послом Джорджем Бьюкененом. Ведь официальным занятием Стопфорда была дипломатия. Именно ему было доверено доставлять частную корреспонденцию Короля Георга V его русскому кузену - Императору Николаю II. Как-то во время обеда в одном из Великокняжеских дворцов Стопфорд узнал новость об отставке Великого Князя Николая Николаевича с поста Главнокомандующего и тут же передал это важное известие Бьюкенену.
В деле подготовки и проведении ликвидации Царского Друга ему также была отведена немаловажная роль. Известно, например, что князь Ф.Ф. Юсупов свел своего лондонского друга с Великим Князем Димитрием Павловичем, а тот, свою очередь, поделился с новым знакомым некоторыми деталями заговора. Стопфорд, в свою очередь, познакомил своего Августейшего друга с Бьюкененом, связь с которым - в целях конспирации - была налажена дистанцированно: через супругу посла, леди Джорджину.
Стофорд, безусловно, обладал талантом опытного разведчика и искусного дипломата: находиться в нужное время в нужном месте. Кроме того, судя по сохранившимся докладам, в его распоряжении оказалась информация, предназначавшаяся исключительно для весьма ограниченного круга лиц. Написанные им отчеты свидетельствуют о том, что он был знаком с секретными протоколами Охранного отделения. Наряду с Вильтоном, он был первым англичанином, который информировал британские агентства печати об убийстве.
Сразу же после акции (20 декабря, во вторник) он отправил письмо с подробным отчетом о случившемся в Петрограде своей хорошей знакомой маркизе Рипон, традиционно служившей источником доверительной информации британского правительства.
Одновременно Констанс Глэдис Робинсон маркиза Рипон (22.4.1859-28.10.1917) была старой знакомой Ф.Ф. Юсупова. Как известно, живя в Лондоне, молодой князь не столько учился, сколько разрывался между ставшими к тому времени для него привычными увлечениями оккультизмом, развратом и светскими забавами в высшем английском обществе. То были родственные души. Меценат, в особенности покровитель русского балета, эта молодящаяся леди была близким другом скандально известного своим гомосексуализмом Оскара Уайльда, посвятившего ей даже пьесу «Женщина не стоящая внимания» (1893).



Маркиза Рипон.

«Леди Рипон, - вспоминал Ф.Ф. Юсупов, - знаменитая красавица царствования Эдуарда VII, была уже женщина в возрасте, с великолепными манерами и еще очень привлекательная, какой англичанка может быть всю свою жизнь. Умная, тонкая, хитрая, она была способна блестяще поддерживать беседу о предметах, незнакомых ей вовсе. В ее характере заключалось много зла, которое она с безконечной грациозностью скрывала под ангельским видом. […] Несмотря на разницу наших возрастов, леди Рипон проявляла ко мне дружеские чувства».
В какой-то степени этих двух разделенных 28-летним возрастным барьером людей сближал тот факт, что бабушкой леди Рипон была дочь русского посла в Великобритании графа С.Р. Воронцова, известного своей крайней англоманией и покровительством масонам. Образ жизни свел в конце концов маркизу Рипон в могилу в возрасте 58 лет, еще до возращения князя Феликса в Лондон.



Леди Рипон.

Зато, появившись в 1919 г. в Лондоне, он вполне мог возобновить свое давнее знакомство с ее дочерью от первого брака - леди Глэдис Мэри Джульетт Лоутер (9.4.1881-23.9.1965), которую Стопфорд также подробно информировал об убийстве Г.Е. Распутина. В то время она носила фамилию своего первого мужа - баронета сэра Роберта Даффа, за которого она вышла замуж в 1903 г. Ко времени приезда князя Ф.Ф. Юсупова она была уже супругой майора Кейта Тревора, с которым она, впрочем, рассталась в 1926 г. Также, как и мать, она покровительствовала русскому балету. Среди ее близких друзей были многие влиятельные люди и знаменитости: Уинстон Черчилль, Морис Баринг, Артур Рубинштейн, Бэрри, Роз Маколей, Грета Гарбо, Ноэл Ковард, Жан Кокто, Хиллари Беллок и др.
Что касается Альберта Стопфорда, то он оставался в России и после переворота, гостил у князя Ф.Ф. Юсупова в Крыму. Его малоизвестный у нас и до сих пор рассказ об убийстве Г.Е. Распутина (отличный от его же показаний 1916 г., интервью 1917 г. и мемуаров 1927 г.), датированный 6 июня 1917 г., Стопфорд включил в свою анонимно изданную книгу «Русский дневник англичанина», выпущенную им в 1919 г. по приезде на родину. (Наиболее важные ее странички, касающиеся убийства Царского Друга, мы предполагаем опубликовать.)
Однако пребывание его на юге было связано не только со старой дружбой и интересом к князю Ф.Ф. Юсупову. С дореволюционной еще поры Стопфорд, в качестве побочного бизнеса, занимался оценкой и продажей антиквариата и драгоценностей. На этой почве он сошелся с Великой Княгиней Марией Павловной старшей, которая после февральского переворота 1917 г. прибегла к услугам своего знакомого. В отчужденном Временным правительством ее дворце в Петрограде находились ее драгоценности.
Летом 1917 г. английский дипломат, переодетый в, видимо, давно привычное ему женское платье, проник через канализацию во дворец. В будуаре, пользуясь указаниями владелицы, он отыскал нужную картину, открыл сейф...



Владимiрский дворец в Петербурге.

Апартаменты Великой Княгини находились на втором этаже. Сложил в прихваченные с собой гладстоновские мешки броши, серьги, ожерелья, ордена, диадемы - в общей сложности 244 предмета. Укрыв груз в британском посольстве, он, пользуясь дипломатической неприкосновенностью, вывез их в двух потрепанных саквояжах в Лондон, поместив, как и было условлено, в банк.
И тут происходит довольно странная история. Почти сразу же по прибытии в Лондон Стопфорда арестовали, предъявив обвинение в «крайне непристойных действиях по отношению к лицу мужского пола», приговорив к году принудительных работ и тюремному заключению. Выйдя на свободу, Стопфорд оставил Лондон, живя в Париже и на Сицилии.
Трудно, конечно, предположить, чтобы человека, работавшего на британскую разведку, в которой как раз приветствовался (если даже не насаждался) гомосексуализм, наказали за это. Или объект был выбран неверно или он сделал что-то не так, за что, под видом заботы о нравственности, его собственно и наказали. Скорее всего, дело было в русских драгоценностях, которые пронесли мимо известной своей алчностью Английской королевской семьи.



Великая Княгиня Мария Павловна старшая в своей короне.

Великая Княгиня Мария Павловна скончалась 6 сентября 1920 г. во Франции, в Вогезах. Испытывавшие материальную нужду ее наследники уже в 1921 г. вынуждены были выставить на продажу знаменитую усыпанную бриллиантами корону. Вскоре объявился и покупатель: супруга Георга V - Королева Мария. С тех пор эта реликвия украшает головы всех Королев Великобритании. Носила ее и нынешняя Елизавета II.



Королева Великобритании Елизавета II в короне Великой Княгини Марии Павловны.

В настоящее время эта историческая драгоценность предоставлена в распоряжение Принцессы Марии Кентской - супруги Принца Майкла Кентского - внука Короля Георга V, двоюродного брата Королевы Елизаветы II, внучатого двоюродного племянника Императора Николая II, майора британской военной разведки, великого мастера двух масонских лож, претендента на Русский Трон. (Всё, как говорится, в одном флаконе.)



Принцесса Мария Кентская.



Орден Дружбы английскому разведчику, масону и… претенденту. Кремль. 4 ноября 2009 г.



И тут, выходит, «свои»?



В Марфо-Мариинской обители, основанной родственницей. 26 октября 2012 г.

Такова история Русской Императорской Фамилии. Убиты и ограблены… Родственниками?..

Убийство Распутина: английский след

Previous post Next post
Up