Гостиница «Астория».
Центры английского влияния в Петрограде
Существовали и другие центры английского влияния в Петрограде. Один из них располагался как раз напротив Зимнего Дворца - в знаменитом полукруглом здании с аркой: Главном Штабе. На время войны Российский Императорский Главный Штаб доверил английской и французской разведывательным миссиям часть своих функций. К сожалению, союзники пользовались предоставленными возможностями не всегда честно.
Большинство сотрудников британкой разведки проживали в гостинице «Астория», располагавшейся прямо напротив Исаакиевского собора, на углу Большой Морской улицы, № 39 и Вознесенского проспекта, № 12. Заказчиком этого построенного в 1911-1912 гг. в стиле модерн здания было лондонское акционерное общество «Палас-Отель» с капиталом в 4 миллиона рублей. Три четверти его происходило из Великобритании и лишь на один миллион была открыта подписка в России.
Проживали здесь в декабре 1916 г. и другие участники акции. Один из них - представлявший в России интересы британского военного ведомства генерал-майор Джон Хэнбери-Уильямс (19.10.1859-19.10.1946) - с 1914 г. находившийся при Русской Ставке в качестве главы британской военной миссии. Со времени Англо-бурской войны 1899-1902 гг., в которой в чине майора он был секретарем лорда Мильнера, Хэнбери-Уильямс был хорошим знакомым писателя Артура Конан Дойла (А. Конан-Дойл «Воспоминания и приключения». СПб. 2011. С. 176).
Генерал-майор Джон Хэнбери-Уильямс и корреспондент газеты «Таймс» Стэнли Уошбёрн (1878-1950) - знакомый и коллега Роберта Вильтона:
https://sergey-v-fomin.livejournal.com/333583.html Петроград. 1914 г. Центральный Государственный архив кинофотофонодокументов в Петербурге.
Его информированность об убийстве Царского Друга отразилась не только в вышедшей в 1922 г. книге его русских дневников, но и в факте участия в 1934 г. в качестве свидетеля на процессе княгини Ирины Юсуповой против кинокомпании Metro-Goldwyn-Mayer Pictures Ltd в связи с выходом фильма «Распутин - безумный монах» об убийстве Г.Е. Распутина.
Феликс и Ирина Юсуповы готовятся к процессу с создателями фильма, поправшими их «честь и достоинство».
Другим жильцом «Астории» был петроградский корреспондент лондонской газеты «Таймс» Роберт Арчибальд Вильтон (31.7.1868-18.1.1925).
Этот журналист, хотя и прожил чуть ли не всю жизнь в России (его отец, горный инженер, служил здесь на шахтах), родился в Норфолке. Начиная с 1889 г., он работал европейским корреспондентом газеты «New York Herald», освящая в ней события в России и Германии. В 1903 г. Вильтон перешел на работу в лондонский «The Times», став со временем одним из самых влиятельных обозревателей русских событий. С началом войны из цивильного журналиста он преобразовался в военного корреспондента. Во время одного из боев 25 июля 1916 г. он вынес с поля боя раненого офицера, оказав ему первую помощь, ободряя при этом оставшихся без командира солдат. За мужество он был награжден солдатским Георгиевским крестом 4-й степени.
Военный корреспондент Роберт Вильтон, награжденный солдатским Георгиевским крестом 4-й степени. Снимок 1916 г.
Принимал участие в войне и сын журналиста Джон Роберт Вильтон. В августе 1914 г., с Высочайшего соизволения, он поступил добровольцем в Л.-Гв. Преображенский полк, принимая участие во всех его боевых действиях. В марте 1915 г. ему было присвоено звание прапорщика. Будучи командиром подразделения разведчиков, Вильтон-младший был награжден орденом Св. Станислава 4-й степени с мечами и бантом. В начале 1916 г. его перевели на английскую службу в 1-й пехотный гвардейский полк подпоручиком. Уже в этом новом качестве он участвовал в боях на Сомме. В сентябре его произвели в поручики, а в ноябре тяжело ранили. Скончался он в Гондурасе в 1931 г.
Сын журналиста Джон Роберт Вильтон. Поручик английского пехотного полка. 1916 г.
В 1916 г. Роберт Вильтон сопровождал в Англию делегацию российских журналистов, предварявшую известный визит думской делегации. Последнюю, как мы помним, было поручено опекать майору британской разведки Джону Скейлу, с которым журналист состоял в приятельских отношениях.
Вид на гостиницу «Астория» с Исаакиевского собора.
Английский журналист, петроградский офис которого вряд ли случайно находился рядом с домом старца, на Гороховой, практически сразу же был проинформирован об устранении Г.Е. Распутина. Об этом свидетельствует запись из дневника генерала Хэнбери-Уильямса от 17/30 декабря: «Сегодня вечером, когда Чарли Бёрн, мой весьма давний друг, с которым я рад был повидаться, сидел у меня в комнате (в гостинице “Астория” в Петрограде), мне позвонил Вильтон из “Таймс”:
- Он наконец попался, генерал.
Я догадался, кого он имел в виду.
То был конец Распутина».
Обладая хорошими связями в русской столице, Роберт Вильтон сразу же получил (вероятно, по линии Департамента полиции) все секретные документы по делу об убийстве Г.Е. Распутина, немедленно переведя их и отправив по кабельному телеграфу в Лондон.
Роберт Вильтон. Фотография из его книги «Русская агония» (Лондон, 1918).
Свидетель революции в России, о чем он написал и издал в 1918 г. книгу «Русская агония», Роберт Вильтон принимал деятельное участие в расследовании цареубийства. Он приехал в Екатеринбург в апреле 1919 г. и сопровождал следователя Н.А. Соколова вместе со всеми его документами вплоть до приезда в Харбин в феврале 1920 г. Как особо доверенное лицо, британский журналист имел доступ к самым секретным данным дела. Подпись его стоит под многими протоколами осмотра, именно им были исполнены многие фотоснимки мест и вещественных доказательств преступления. Сразу же по возвращении в Лондон он выпустил книгу «Последние дни Романовых». Изданная в 1920 г., она стала первой книгой об этом преступлении.
Уволенный из газеты «Таймс» (как полагал сам Вильтон, за ее антисемитский тон), журналист переехал в Париж, где возобновил свое сотрудничество с «New York Herald», войдя в 1924 г. в состав только что образованной англоязычной газеты «The Paris Times». Там же, в столице Франции, он и скончался в английском госпитале от рака в 56 лет и был погребен на кладбище Levallois Perret (ныне в черте Парижа). Могила его не сохранилась. Супруга журналиста Люси скончалась в 1961 г.
Еще одним англичанином, посвященным в планы убийства Царского Друга, был Оливер Силлингфлит Локер-Лампсон (25.9.1880-8.10.1954). Получивший образование в Итоне и Тринити-колледже, он работал сначала в качестве журналиста, а в 1910 г. был избран в Палату общин от консервативной партии и с тех пор занимался парламентской деятельностью. В годы Великой войны выступил с инициативой создания подразделений бронированных автомобилей. С одним из них он в 1915 г. отравился в Россию, поддерживая там тесные контакты с британским посольством и разведывательной миссией в Петрограде.
Оливер Локер-Лампсон в годы Великой войны.
Как утверждал Локер-Лампсон, он знал о готовившемся преступлении, в котором ему предложили участвовать. Эту версию он озвучил в 1934 г. во время процесса князей Юсуповых против создателей художественного фильма «Распутин и Царица». На том самом судебном разбирательстве, в котором участвовал и генерал Джон Хэнбери-Уильямс.