ЦАРСТВО ВЕЧНОЕ И «МЕРЗЕЙШАЯ МОЩЬ»

Nov 18, 2017 08:23




«Я вернусь Михаилом, я Артуром вернусь»
(Алексей ШИРОПАЕВ)

Вполне может так случиться, что уже на следующей неделе в тиши московских патриархийных и иных кабинетов начнется судьбоносный для России процесс. (Но вполне может и застопориться или вовсе прерваться, так и не начавшись.)
В российскую столицу с кратким визитом (20-22 ноября) прибывает Архиепископ Кентерберийский Джастин Уэлби. Формально для «введения в должность нового настоятеля англиканского прихода Святого Андрея в Москве священника Малколма Роджерса».
Газета «Завтра» (8.11.2017), со ссылкой на инсайдерские источники, утверждает: «…Согласованный с Московским Патриархатом визит в Россию 105-го архиепископа Кентерберийского Джастина Уэмбли в основном будет посвящен перспективами восстановления Монархии в России и возможности приглашения на Трон представителя династии Виндзоров, “исповедующих православие”…»
В свое время мы тоже писали об этом:
https://sergey-v-fomin.livejournal.com/163381.html
По существу эта нынешняя поездка была решена еще во время визита Патриарха Кирилла в Лондон и его встречи 18 октября 2016 г. в Букингэмском дворце с Королевой Елизаветой II, являющейся, как известно, главой Англиканской церкви. (Предстоятель РПЦ, понятное дело, не был инициатором этой своей поездки, а лишь выполнял возложенное на него поручение.)
В схему этого возможного развития событий вполне укладывается посещение 15 ноября Президентом В.В. Путиным и премьером Д.А. Медведевым Ново-Иерусалимского монастыря, где, вдали от московской толчеи, они могли свободно и без лишних глаз и ушей обстоятельно поговорить с Патриархом Кириллом. (Кстати, одна интересная деталь: как сообщает РИА Новости, в отреставрированном Воскресенском соборе обители Патриарх «провел Президента по нескольким приделам, которые выстраивались Членами Императорской Фамилии в честь восшествия на Престол или рождения Наследника».)
Похоже, что всё происходит в рамках дилеммы: Виндзоры или Pax Americana (при всей внешней иллюзорности этого выбора, разумеется).




К этому «выбору» приблизило нас во многом «нетерпение» (вспомним одноименный трифоновский роман и его героя, вышедшего «рано, до звезды»).
И сравним это с конкретным опытом Русской истории, когда Государи Московские, начиная с Ивана Калиты, один за другим, терпеливо несли тяжкое ярмо - расплату за Татарский погром Руси, смиренно ездили за ярлыком в Орду, платили дань. И продолжалось так вплоть до Димитрия Иоанновича, который, заметьте-ка, не по своей воле (сам бы не посмел), а по благословению Игумена всея Руси, Преподобного Сергия вышел на Куликово поле, вернувшись в Москву, волей Божией, Донским героем.
После государственного акта самоубийства, осуществленного генсеком Горби вместе с тогдашней партноменклатурой, нам, к сожалению, не хватило ни выдержки, ни здравого смысла, не говоря уж о смирении. (Куда там: ведь «у советских собственная гордость»!)
Вполне вероятно, вскоре мы узнаем цену невыученного урока из отечественной истории, сформулированного одной из героинь лесковского антинигилистического романа: «…И я не жаловалась, не кричала “больно”. Нет, я вас слушала, я вас терпела, потому что знала, что, повесившись, надо мотаться, а, оторвавшись, кататься…»
Можно, конечно, встать в позу (разве запретишь?):
«А вот Борис и Глеб хотя и святые, но страну отдали без боя. Просто легли и ждали, когда их убьют. Это не может быть для нас примером...»
Итоги этого бахвальства первого лица сегодня перед нами. Помните как у Михаила Булгакова в «Мастере и Маргарите»: «Рыцарь этот когда-то неудачно пошутил…»
Вряд ли, однако, и после всего многие поймут, а поняв, примут… Вспомнят, пожалуй, и про вечно коварный Туманный Альбион. Однако беда, конечно, не в их коварстве, а в нашей слабости, в том числе и неразумности.




Что же, не исключено, что нам, нашим детям и внукам предстоит пережить то, что выпало на долю тех, кто жил когда-то после «призвания варягов», отрицаемого в Имперский период антинорманистами, а в советское время - передовыми историками-марксистами, но на деле все-таки события бывшего.
Мы этого, конечно же, не просим (да нас и спрашивать никто не будет, хотим мы этого или нет). Но если будет на то воля Божия, то узнаем - каково это.
И еще: не нужно искать в этом тексте то, чего в нем нет. Вполне достаточно и сказанного.
Всем посетителям моего ЖЖ, думаю, хорошо известна моя позиция в вопросе о роли британского истеблишмента в убийстве Царской Семьи и Их Друга, в крушении самой Исторической России.




Однако за всеми этими, безусловно, важными обстоятельствами, не стоит, все же, забывать о главном. О вечном. О не подвластном ни времени, ни людям, а потому - несокрушимом и надежном.
Для лучшего понимания, о чем тут речь, приведем выписки из романа английского писателя и ученого Клайва Стейплза Льюиса «Мерзейшая мощь» (1945), слишком поспешно приватизированного в наши дни Кураевым и Ко, а нами малодушно им уступленного (ох и щедрые мы за ...свой счет!):

«Началось это, когда мы открыли, что почти все легенды об Артуре исторически достоверны. Однажды, в IV веке существовало явно то, что всегда существует тайно. Мы называем это Логрским королевством; можно назвать иначе. Итак, когда мы это открыли, мы - не сразу, постепенно - увидели по-новому историю Англии, и поняли, что она - двойная. […]
…Есть Британия, а в ней, внутри - Логрис. Рядом с Артуром - Мордред; рядом с Мильтон,ом - Кромвель; народ поэтов - и народ торговцев; страна сэра Филиппа Сиднея - Сесила Родса. Это не лицемерие, это - борьба Британии и Логриса. […]
Логрис не исчез, он всегда живет в сердце Англии, и Пендрагоны сменяют друг друга […] …Всегда, в каждом веке, они и очень немного их подданных были рукою, которая двигала перчатку. Лишь из-за них не впала страна в сон, подобный сну пьяного, и не рухнула в пропасть, куда ее толкает Британия.
- Ваш вариант английской истории, - заметил Макфи, - не подтвержден документально.
- Документов немало, - ответил Димбл и улыбнулся, - но вы не знаете языка, на котором они написаны. […]
- Вы делали то, что от вас требовалось. Вы повиновались и ждали. Так было, и так будет. Я где-то читал, что алтарь воздвигают в одном месте, чтобы огонь с небес сошел в другом. А черту подводить рано. Британия проиграла битву, но не погибла. […]
- Значит, - сделала вывод матушка Димбл, - Англия так и качается между Британией и Логрисом?
- Разве ты до сих пор этого не замечала? - удивился ее муж. - В этом самая суть нашей страны. Того, что нам заповедано, мы сделать не можем; но не можем и забыть. […]
Да, не мы одни такие. Каждый народ - двойной. Англия - не избранница, избранных народов нет, это чепуха. Мы говорим о Логрисе, потому что он у нас, и мы о нем знаем.
- Можно попросту сказать, - возразил Макфи, - что везде есть и добро, и зло.
- Нет, - не согласился Димбл, - нельзя. Понимаете, Макфи, если думать о добре вообще, придешь к абстракции, к какому-то эталону для всех стран. Конечно, общие правила есть, и надо соблюдать их. Но это - лишь грамматика добра, а не живой язык. Нет на свете двух одинаковых травинок, тем более - двух одинаковых святых, двух ангелов, двух народов. Весь труд исцеления Земли зависит от того, раздуем ли мы искру, воплотим ли призрак, едва мерцающий в каждом народе. Искры эти, призраки эти - разные. Когда Логрис поистине победит Британию, когда дивная ясность разума воцарится во Франции - что ж, тогда придет весна. Пока же наш удел - Логрис. […]
Забывший о Логрисе сползает в Британию».

Так и у нас: забывающие о Святой Руси - обречены либо тосковать по эсэсэсэрии, мечтать о существующих исключительно в воображении «славянских ведах и богах», либо удовлетворяться эрэфией и петь «Дядя Вова, мы с тобой».




А завершить этот пост мне хотелось бы вот этим стихотворением моего старого (кто бы что о нем сегодня ни говорил) друга - Алексея Широпаева. Оно здесь к месту
«Возвращение Артура» (так называется это стихотворение) было написано в 1998 году, в ту самую пору, когда он находился под впечатлением фильма Джона Бурмена «Экскалибур», кассету с которым дал ему на просмотр наш общий друг Роман Багдасаров.
Как-то летом Алексей зазвал меня к себе и я на одном дыхании, не отрываясь, посмотрел этот более чем двухчасовой фильм. Помню, как меня поразила тогда - почти что утраченная ныне кинематографом - точность передачи романа Томаса Мэлори «Смерть Артура» (по которому он был поставлен), только что тогда мною по-настоящему прочитанного.
Не знаю, как сегодня Алексей относится к этому своему давнему стихотворению (Владимiр Карпец в последние годы, например, очень не любил, когда кто-то ему напоминал о вошедшем в его сборник 1995 г. стихотворении «Flos florum», в чем-то перекликавшимся с «Возвращением Артура».) Но не зря ведь говорится: еже писах - писах.




Вот и само стихотворение Алексея Широпаева - о нашем и будущем (быть может, ближайшем) времени, разрешенном, будем уповать, поверх московских посиделок:

Лихорадка распада - на уровне молекулярном.
До держав ли теперь, до камней ли великих культур?
Тем яснее безумцам: ведомый Звездою Полярной,
Ты вернёшься, Артур. Ты в России воскреснешь, Артур.

Царь-Медведь окормлялся из рук Преподобного Старца
И лесов корабельных текла прикровенная речь,
Чтоб теперь, на закате, взыграв переливом багрянца,
Из глубин Светлояра восстал Государственный Меч.

Алексей Широпаев, Владимiр Карпец, ultima rex, c.s. lewis, Мемуар, Мысли на обдумывание

Previous post Next post
Up