ВЕЛИКАЯ?.. БЕЗКРОВНАЯ?.. РУССКАЯ?.. (31, окончание)

Apr 19, 2017 09:07




«Сочувствующий арьергард»

Арестовывали, однако, далеко не всех деятелей старого режима.
«Наступило 28 февраля, - вспоминал товарищ Обер-прокурора Св. Синода князь Н.Д. Жевахов. - Кабинет почти в полном составе был уже арестован.
Председатель Совета министров, министры, их товарищи, начальники отдельных частей, командующий Петроградским военным округом, градоначальник и многие другие после ареста были увезены в Министерский павильон Государственной думы, где содержались под стражей…
Не значились в списке, опубликованном в “Известиях солдатских и рабочих депутатов”, лишь министр земледелия А.А. Риттих, Государственный секретарь С.Е. Крыжановский и обер-прокурор Св. Синода Н.П. Раев».
Арест министра путей сообщения Э.Б. Кригера-Войновского носил, по его собственным словам, «чисто формальный характер».
Когда 2 марта его все же доставили в Думу, то через полчаса ему за всеми надлежащими подписями и печатями вручили «две бумажки, из которых одна давала мне право входа и выхода из Государственной думы, а другая предписывала всем местам и учреждениям оказывать мне содействие и защиту».



Эдуард Брониславович Кригер-Войновский (1864-1933) - последний министр путей сообщения Российской Империи (с 28 декабря 1916 г.). Арестован в своем рабочем кабинетом один из видных думских заговорщиков А.А. Бубликовым 28 февраля. Был освобожден уже 2 марта, а с мая занимал должность председателя Владикавказской железной дороги, правление которой находилось в Петрограде. В июне 1918 г. выехал на юг, откуда в марте 1920 г. - за границу, ненадолго возвратившись в Крым (при П.Н. Врангеле). Жил в Югославии, Франции и Германии. Похоронен в Берлине.

Не арестовывали и министра иностранных дел Н.Н. Покровского.
Он не только продолжал жить на своей казенной квартире, но и вести текущие дела министерства! Более того, именно он, как сообщает М.В. Алексеева-Борель (дочь генерала) еще 28 февраля «сообщил английскому, французскому и итальянскому послам, что революция - свершившийся факт, и что у правительства нет войска для ее подавления».



Николай Николаевич Покровский (1865-1930) - министр иностранных дел Российской Империи (с 30 ноября 1916 г.). Сменил на этом посту Б.В. Штюрмера, что воспринималось обществом как «поражение распутинцев». Сторонник сотрудничества с либеральной общественностью. В среде думцев его называли «кристаллически честным». Один из т.н. «борцов с дворцовой камарильей, пытавшейся заключить сепаратный мир». После переворота (в апреле 1917 г.) возглавлял Русско-Американский комитет содействия экономическому сближению России и США. Эмигрировал в Литву. Умер в Ковно.

В результате, согласно информации прессы уже 1 марта (т.е. еще до акта отречения), официальными дипломатическими представителями «союзников» М.В. Родзянко было объявлено, что «правительства Франции и Англии вступают в деловые отношения с Временным исполнительным комитетом Государственной думы, выразителем истинной воли народа и единственным законным временным правительством России».



«Бр-р… не хочется…» Русская карикатура на американского президента Вильсона. Февраль 1917 г.

Несомненно, со стороны Покровского это был акт прямой измены. И он был не случаен.
Н.Н. Берберова в своей знаменитой книге «Люди и ложи» относит его к т.н. «второму слою», особенно разросшемуся во времена «Прогрессивного блока»:
«Возможно, что кто-нибудь из этого “второго слоя”, в эти последние месяцы перед Февралем, был уже кандидатом в ложи, об этом в архивах следов нет».
Это были люди, «не посвященные в тайны, но знавшие о тайнах, молчавшие о них, создававшие некую невидимую, но ощутимую защиту доверия и дружбы. Некий сочувствующий “арьергард”. Эти люди были “правее центра”, какая-то сила удерживала их от вхождения в тайное общество. […]
… Для истории психология этих людей не столь важна, важны их имена и места, на которых многих из них застал долгожданный и все-таки неожиданный Февраль».
Одним из таких людей был Н.Н. Покровский, последний министр иностранных дел Российской Империи, изменивший своему Государю, достойный презрения потомков…

Переворот 1917 г.

Previous post Next post
Up