Мученики Легиона.
«Да здравствует Легион и Капитан!»
«Величественная фигура Кодряну, создателя и организатора легионерского движения, высшего образца жертвенности, окружена в глазах всех легионеров ореолом святости и мученичества...»
Эмиль ЧОРАН.
Расправа с Корнелиу Кодряну и его сподвижниками явились прелюдией к дальнейшей эскалации репрессий.
В ноябре 1938 г. командующий жандармерией генерал Иоан Бенглиу отдал приказ расстреливать легионеров на месте. Жертвами этого распоряжения стали убитые жандармами 8 декабря гардисты Николае Фэгэдару, Бикэ Анания и Петре Андрей.
26 января 1939 г. такая же судьба постигла профессора-археолога Василе Кристеску, застреленного полицейскими прямо в своем доме в Бухаресте.
Профессор Василе Кристеску.
9 февраля 1939 г. состоялся процесс над студентами-легионерами, покушавшимися на жизнь ректора Клужского университета Штефэнеску-Гоангэ. Студентов Иона Попа и Аурела Ласкэяну казнили; Георге Атофанея приговорили к пожизненной каторге; еще 38 человек - к лишению свободы на сроки от 12 лет до трех месяцев.
Первые достоверные сведения о подготавливаемом легионерами покушении на министра внутренних дел Арманда Кэлинеску относятся к самому началу 1939 года.
8 февраля в Бухаресте была задержана группа из пяти гардистов: Енаке Надоляну, Мартина Вуку, Германа, Драгоша Поповича и доктора Иона Иову. Все были расстреляны на месте, а тела их сожгли в крематории.
Однако суровая расправа не остановила легионеров, горевших желанием отомстить за смерть Капитана и своих товарищей.
Это удалось сделать группе из девяти молодых легионеров под командой Мити Думитреску, известной под именем «Мстителей».
Мити Думитреску (1919†1939) - уроженец Плоешт, студент юридического факультета. Непосредственно в Легионе не состоял, был сочувствующим движению.
Всё случилось 21 сентября, в четверг, в два часа пополудни на мосту Св. Елефтерие. Арманд Кэлинеску ехал домой в своем кадиллаке.
Осознавая опасность, префект столичной полиции Гаврила Маринеску еще в августе 1936 г. потребовал, чтобы в каждом автомобиле министра был охранник, вооруженный автоматом.
В тот день за автомобилем премьера следовала машина Мити Думитреску с его командой. Неожиданно на пути кадиллака появилась телега.
Водитель Кэлинеску, вместо того, чтобы объехать ее, притормозил. В это время в нее врезался следовавший за ней фургон Думитреску.
Вышедший из машины премьер был расстрелян выскочившими из пикапа легионерами, получив двадцать пуль.
Водитель был также убит, телохранитель тяжело ранен.
Перед тем, как сдаться полиции, пишет в своих воспоминаниях дипломат Михаил Стурдза, казнившие Арманда Кэлинеску легионеры захватили радиостанцию и, прервав на минуту легкую музыку, объявили: «Мы выполнили свой священный долг. Мы казнили палача. Капитан отомщен».
Сообщение одной из бухарестских газет об убийстве Арманда Кэлинеску.
В написанном перед тем, как отправиться на акцию возмездия, послании к народу они сами объяснили свое решение:
«…Нас учили верить, что реальные изменение в стране не начнутся ранее преобразования румынской души. Душа должна быть очищена от нечестности, неверности, трусости и подлости… […]
…Сегодня волна ужаса и террора захлестывает нацию.
Мы решили наказать! Глубокая любовь к земле, к терзаемым любящим свой народ мученикам заставляет нас попытаться уничтожить гигантского червя, начавшего гонение.
Само по себе насилие ничего не изменит, но это болезненно необходимо, чтобы пробудить, наконец, румынскую нацию. […]
Каким бы ни было решение суда, история будет за нас, и вы не должны забывать, что мы заплатили нашей кровью за нашу веру. […]
Тех же, кто мучил вас за вашу веру, народ румынский не простит. Не следует путать право и обязанность христианина прощать тех, кто причинил тебе зло, с правом и обязанностью народа наказывать тех, кто предал его, и тех, кто взял на себя ответственность противостоять ему. […]
Бог и народ, примите нашу жертву!»
Заметка об убийстве румынского премьера в советской газете.
Далее следовали подписи членов команды Мити Думитреску: студентов-правоведов Иона Р. Ионеску и Траяна Попеску, фотографа Овидиу Исайи, студентов-политехников Иона Молдовяну и Георге Параскивеску, студента Чезара Попеску, слесаря Марина Стэнчулеску и чертежника Иона Василиу.
Принимавшие непосредственное участие в расстреле Арманда Кэлинеску «Мстители»: Мити Думитреску, Ион Ионеску, Траян Попеску, Ион Молдовяну, Чезар Попеску и Ион Василиу - добровольно сдались властям.
Всю ночь в течение восьми часов их ужасно пытали в подвалах столичной префектуры полиции.
Не участвовавшие непосредственно в акции, но знавшие о ней и подписавшие письмо Овидиу Исайя, Георге Параскивеску и Марин Стэнчулеску забаррикадировались в доме от окружившей его полиции и покончили с собой. Такова была официальная версия, хотя известно, что, по негласному распоряжению шефа бухарестской полиции Гаврилы Маринеску, блюстители порядка часто «помогали» легионерам покончить с собой.
Сообщение советской прессы об убийстве команды «Мстителей».
Остальных, еле живых от пыток, связав, привезли 22 сентября на мост Св. Елефтерие и расстреляли, бросив тела лежать на асфальте - для устрашения - в течение трех дней.
Вывешенный там плакат угрожал: «Такова отныне будет судьба убийц - изменников родины».
Сделано это было по личному распоряжению Кароля II.
«Расправа без суда над убийцами Кэлинеску, - записал в дневнике известный румынский историк, академик Раду Р. Росетти (1877†1949), - произвела плохое впечатление. Решение оставить тела на улице превращает то, что должно было быть примером наказания, в предмет паломничества».
Неуемное и совершенно бездумное славословие в адрес убитого премьера («Первый восстановитель земли») вызвало возмущение в академических кругах и студенческой среде, что, в свою очередь, привело к репрессиям по отношению к недовольным, которых тут же объявили сторонниками Железной Гвардии.
Неприятный осадок вызвал жест академика Николае Йорги. 22 сентября, посетив место расправы над группой «Мстителей», он, как свидетельствовали очевидцы, пинал ногой трупы - жест, конечно же, никак не соответствующий ни достоинству ученого, ни человека.
По мнению некоторых, это был именно тот момент, когда Йорга «подписал контракт со смертью».
Слева направо: Король Кароль II, Николае Йорга и Арманд Кэлинеску. Справа сзади за плечом академика - маршал Двора Эрнест Урдэряну.
Ныне неподалеку от места покушения установлен памятный знак, напоминающий об этом событии. На нем помещены слова Николае Йорги, адресованные Арманду Кэлинеску:
«Этот человек - пожертвовавший собой за внутренний покой своей страны и за независимость политики за ее пределами».
Однако и до сих пор акт 21 сентября 1939 г. не стал в Румынии вполне историей. Доказательство тому - время от времени исчезающая с памятника доска с именем Арманда Кэлинеску и появляющееся там имя Мити Думитреску.
Тот самый памятник возле бухарестского парка Котрочень.
«Эта ситуация, - записал в эти дни Кароль II в своем дневнике, - не может быть более терпима, должны быть приняты решительные меры, чтобы обуздать это. Борьба началась, борьба ни на жизнь, а на смерть, пришло время решить, кто кого».
Будем называть вещи своими именами: на индивидуальные малочисленные акции гардистов Кароль II ответил массовым террором, не очень-то заботясь разбирать правых и виноватых, обрушив на своих противников - не столько политических, сколько духовных (!) - всю мощь государственной машины.
В этом Королю способствовало немало людей, связанных с ним либо единой масонской цепью, либо просто безпринципных карьеристов.
Собственно, пальма первенства в проведении политики государственного террора принадлежала самому покойнику - Арманду Кэлинеску.
Мертвецы хоронят своего мертвеца.
Сразу же после убийства эстафету из рук покойного принял назначенный его преемником генерал Георге Арджешану (1883†1940).
Собственно, премьер-министром генерал пробыл недолго, всего семь дней: с 21 по 28 сентября 1939 г., но и за это короткое время успел внести большой вклад в массовое уничтожение гардистов.
В Правительстве Патриарха Мирона (Кристи) с 30 марта по 14 октября 1938 г. генерал Георге Арджешану был министром обороны. Его предшественником на этом посту был Ион Антонеску.
«Законность» государственному террору обезпечивал, как мог, министр юстиции Виктор Яманди (1891†1940). Безсудные расправы с легионерами инкриминировались впоследствии и главе Сигуранцы Николае Морузову и префекту бухарестской полиции Гавриле Маринеску.
Наиболее значительная безсудная расправа произошла в ночь с 21 на 22 сентября по личному приказу Кароля II.
По церковному календарю на 21 сентября приходится Рождество Пресвятой Богородицы, а на следующий день Церковь празднует день Праведных Богоотец Иоакима и Анны, родителей Матери Божией, а также память преподобного Иосифа Волоцкого - борца с ересью жидовствующих.
Резня происходила одновременно в разных местах. 44 гардиста были убиты в лагере Меркуря Чук, 31 - в Васлуе, 7 - в Военном госпитале Брашова, 13 в тюрьме Рымнику-Сэрат, 10 - в Бухаресте и 147 в других местах страны.
Всего, таким образом, в этой бойне было уничтожено 252 человека, что составляло до 90 % элиты Легиона.
Сообщение советских газет о репрессиях против Железной Гвардии.
По словам современного румынского историка Иоанна Скурту, это было «настоящее массовое избиение. Тогда, в сентябре 1939 года впервые в Румынии был совершен акт государственного терроризма. Было убито более 200 легионеров, большинство из которых находилось в лагерях и тюрьмах. Они не имели никакой возможности защищаться, да и никакого обвинения против них не существовало. Одни были просто-напросто расстреляны, а другие, находившиеся на свободе, схвачены ночью в собственных домах и повешены на центральных площадях».
Тела убитых выставили в людных местах, где они должны были находиться в течение трех дней, чтобы все видели и боялись.
Согласно спискам, составленным премьер министром Армандом Кэлинеску, префектом столичной полиции Гаврилой Маринеску и главой Секретной службы информации Михаилом Морузовым, в тюрьме Рымнику-Сэрат был собран весь цвет движения.
Это были князь Александру Кантакузино, Георге Климе, Никулае Тоту, Бэникэ Добре, Михаил Полихрониаде, Траян Котигэ, Шербан Милковяну, Аурел Серафим, Георге Истрате, Сима Симулеску, Александру Кристиан Телл, Георге Фурдуй, Паул Гража, Георге Апостолеску.
Георге Климе (1889†1939) - инженер лесного хозяйства, лиценциат права. Начальник Рабочего Корпуса Легиона. Возглавлял партию «Всё для Страны». На процессе 1 июля 1938 г. приговорен к семи годам заключения.
Отказавшиеся подписать «заявление о верности» Каролю II, все эти руководители Железной Гвардии были расстреляны в ночь с 21 на 22 сентября.
Осенью 1940 г. их тела с почестями были погребены на кладбище героев-легионеров в Предяле.
«Распятие - орудие сражения и победы всех, кто с мечом или без, стоит на службе Истины».
Слова эти принадлежат экономисту и публицисту Бэникэ Добре (1908†1939) - организатору молодежного легионерского движения в Клуже, с 1937 г. администратору органа Железной Гвардии - газеты «Buna Vestire». Будуче заключенным в лагере Меркуря Чук, накануне расправы он был привезен в тюрьму Рымнику-Сэрат.
Заключенный в июле 1940 г. (уже при режиме генерала Антонеску) в один из лагерей будущий главный раввин Румынии Мозес Розен (1912-1994) вспоминал: «В те дни многие железногвардейцы были расстреляны властями. Во дворе лагеря возвышалась большая могила, а на полу моей камеры я прочитал вырезанные ножом слова:
“В ночь 21-22 сентября 1939 г. были убиты следующие товарищи...” Следовал длинный список имен, завершавшийся двумя крестами. Среди них я обнаружил имя Николае Тоту […]
Один офицер сказал нам: “Вот и легионеры тоже тихо сидели. А потом - раз-два - пришел приказ расстрелять всех. Это было в ночь с 21 на 22 сентября”».
Михаил Полихрониаде (1906†1939) - историк и публицист, доктор юридических наук. В легионерское движение вступил очень рано, привлеченный его другом, известным философом Константином Нойка. Входил в гнездо интеллектуалов, в число которых входили погибший в Испании Ион Моца, убитый полицией профессор-археолог Василе Кристеску и философ-религиовед Мирча Элиаде. Секретарь редакции журнала «Vremea», главный редактор газеты «Buna Vestire», член Сената Легиона. В 1937 г. был включен в предвыборный список партии «Всё для Страны».
Жертвами чисток стали и братья Капитана
Ион Зеля Кодряну младший (1909†1939), по специальности агроном, был застрелен в том самом сентябре 1939-го на ступенях церкви в городе Хуше вместе с двумя своими товарищами по движению - Думитру Николау и Василе Кроитору.
Их тела в течение трех дней оставались лежать в самом центре города рядом с лицеем «Дмитрий Кантемир». Для погребения семьям их так и не отдали. До сей поры родственникам не удалось найти места их погребения.
Два других младших брата Капитана - Кэтэлин (1911†2002) и Дечебал (1913†1977) - находились, попеременно, то в королевских, то в коммунистических тюрьмах.
Жертвы сентябрьской бойни.
Помимо жертв той памятной ночи, было множество и других.
«Между апрелем и декабрем 1939 года, - читаем в исследовании американского исследователя Зева Барбю, - в год мученичества, около 1200 легионеров были арестованы, посажены в тюрьму и уничтожены».
Мити Думитреску: «Мы сыны румын из Праховского уезда, и я выполнил болезненную необходимость. Я наказал того, с чьего разрешения был убит самый большой румын - Корнелиу З. Кодряну.
Среди своих мучителей Капитан был как бог. Он защищался так красиво, так логично, что трудно было поверить, что найдется судья, который его осудит.
С уверенностью смотрите в будущее. Не забывайте, что румынский народ имеет миссию, данную ему Богом, что существует честь рода. Команда Смерти».
Многие и по сию пору возмущаются тому, что Румынский Патриарх Никодим (Мунтяну, 1864†1948) предал анафеме и проклятиям убийц Арманда Кэлинеску:
«Но ведь тогда было убито 254 человека, в том числе священников, профессоров, адвокатов, врачей, студентов, даже докторов богословия и церковнослужителей. Почему же о них молчат? Или 13 священников и монахов ничего не значат и они не заслуживают ни слова утешения? Они что, предатели нации? Об этой стороне христианской жертвы на алтарь Веры предков легионеров не прочитать ни в книгах, ни в журналах; о них не говорят на конференциях и на телевидении. Почему?!»
Легионеры на месте убийства команды «Мстителей» Мити Думитреску. Бухарест. 22 сентября 1940 г.
По словам священника Виктора Мозеса: «О том, что режимом вплоть до 6 сентября 1940 года были убиты без суда более 500 легионеров не пишут и не говорят. […] Только Дука, Стелеску, Кэлинеску, Йорга и Маджару [застреленные легионерами в 1933-1940 гг. - С.Ф.]… А 500 легионеров что, были не люди? Или есть люди высшие и низшие?»
Хория Сима на мосту Св. Елефтерие. Сентябрь 1940 г.
«С убийством - или, точнее сказать, с расправой над Корнелиу Зеля Кодряну и другими руководителями “Железной Гвардии”, брошенными в тюрьму вместе с ним, - подводил в декабре 1938 г. итоги карлистского террора барон Юлиус Эвола, - трагедия румынского национализма вошла в последнюю фазу. […]
Таким образом, сегодняшнее внутриполитическое положение Румынии стало таким же мрачным и угрожающим, каким оно было в самые худшие периоды её истории».
Продолжение следует.