ТАРКОВСКИЕ: ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ (часть 116)

Jul 06, 2016 09:12



Успенский собор в Куртя-де-Арджеш. Старинные изображения.



Шедевр Мастера

«Когда нас уже не будет, воды и дремучий лес шуметь здесь не перестанут, они будут шуметь глухо и грозно из века в век, напоминая о нас, не называя нас по имени».
Лучиан БЛАГА. «Мастер Маноле». Эпилог.

Место действия легенды о Мастере Маноле традиция связывает с Куртя-де-Арджеш - городом в южных Карпатах на берегу реки Арджеш, впадающей в Дунай.
Название города, означающее в переводе «Двор на Арджеше», напоминает о находившейся здесь когда-то второй столице Валашского Княжества. Основание его приписывается уже знакомому нам легендарному Негру Водэ, жившему на исходе XIII века.
О далеких тех временах напоминает сохранившийся до сей поры архитектурный комплекс Господарского Двора.
Путешественники могут увидеть там открытые археологами фундаменты Княжеского дворца.



Эта и большинство других фотографий этого поста взяты нами с интернет странички:
http://ourtravels.ru/viewtopic.php?f=4&t=3806&start=50&sid=117df99c5c36eef5fe883ffce9fa9ea2

Другими сохранившимися древними постройками является Господарский храм Святителя Николая 1352 года и церковные ворота.










Эта православная церковь считается самой древней сохранившейся в Румынии. Она внесена в предварительный список Всемiрного наследия ЮНЕСКО.
Внутри храма сохранились старые фрески.















Ворота, ведущие к Никольской церкви.



Старинная дверь в воротах.

Более знаменит другой храм, находящийся поблизости: собор Успения Пресвятой Богородицы, обладающий в Румынии столь же исключительной славой, что и храм Василия Блаженного в России.
Именно его связывают с именем Мастера Маноле.




Церковь была возведена в 1512 г. по воле Нягое I Басараба - не легендарного, а вполне реального Господаря Валахии.



Святой Нягое Басараб († 15 сентября 1521). Современная румынская икона.

В соборе он и упокоился со всей своей семьей.



Основатель монастыря Святителя Николая в Куртя-де-Арджеш Господарь Нягое Басараб с супругой Госпожой Милицей и шестью их детьми. Ктиторская фреска. XVI в.

Вообще в Куртя-де-Арджеш многое напоминает об основателе монастыря.
В окрестностях установлено два памятника этому Господарю.







Дошло до нас и описание строительства этого главного храма Валашского княжества XVI века.
«И снесли до основания [старую церковь] митрополии в Арджеше, - писал современник, - и на ее месте возвели другую святую церковь, и обтесали, выровняли, покрыли резными цветами…
















…а изнутри с великим искусством соединили все камни железными скобами и залили [швы] расплавленным свинцом для крепости...




И поставили внутри 12 витых столбов, вытесанных из камня, очень красивых и удивительных...










А снаружи - главы, некоторые из них витые, и каждая покрыта цветами, вырезанными в камне и покрытыми золотом...










И отделали всю обитель белым мрамором и все углубления в камне залили голубой лазурью, а цветы позолотили...»










Для строительства собора отбиралось всё самое лучшее: каррарский мрамор, мозаики из муранского стекла… Не жалели и золота…
Собор освятили 15 февраля 1517 года. Расписали его, однако, позднее. В 1517-1526 гг. исполнил это мастер Добромир из Тырговиште.
В 1875-1885 гг. собор реставрировали в связи с преобразованием в усыпальницу Румынских Королей. Там похоронены все правители, начиная с Господаря Нягое I Басараба и вплоть до Короля Кароля II.



Царское место в Успенском соборе Куртя-де-Арджеш.

Ну, а что же Мастер Маноле? Сохранилась ли память о нем?
Несомненно!
Особенно известным стало это место вскоре после публикации в 1852 г. писателем Василе Александри баллады «Арджешский монастырь».
До сих пор не иссякла вода в роднике, бьющем на месте гибели мастера. Она всё такая же солоноватая…
Говорят, тому, кто выпьет из родника, будет сопутствовать удача в творчестве…




Согласно другому бытующему здесь преданию, окрестные села носят имена девяти «мастеров известных, славящихся повсеместно» из артели Маноле.
Обозначена и стена, в которой мастер замуровал свою любимую жену.







«Без зримого или, на худой конец, призрачного присутствия смерти - что за любовь?» - говорил Мирча Элиаде.
И другие его слова о том же: «Смерть вообще восстанавливает цельность».




Я часто вздрагиваю о глухого шума.
Пусть это будут моей любимой быстрые шаги
иль, может, и она
уж сто иль много сотен лет как умерла?
Пусть это будут ее веселые поспешные шаги,
иль, может, осень на земле
и сочные созревшие плоды
мне на могилу грузно падают, сорвавшись
с густого дерева,
что из меня растет?
Лучиан БЛАГА.




Продолжение следует.

Лучиан Блага, «Мастер Маноле»

Previous post Next post
Up