НЕСКОЛЬКО ПРИЧИН УДАЛИТЬСЯ ИЗ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ часть 1

Apr 27, 2017 23:11



28.05.2016

ДМИТРИЙ ФЕДОРОВ

«Я обновляюсь, следовательно, я существую» (Эндрю Кин)

О причинах общения в соцсетях:

«Есть причины для активного общения в интернете. Например, одиночество или недостаток общения в реальности, или даже возможность самовыражения, когда по-другому человека никто не слушает, и он никому не интересен. В социальных сетях пользователь может мгновенно сделать достоянием общественности любую свою идею, любую пришедшую в его голову мысль. «Блогеры пишут» стало устойчивым выражением, как «британские ученые доказали». Даже в прессе стало возможно ссылаться на надписи на заборе. Человек в социальных сетях кажется значимым только потому, что высказал свое мнение. Через социальные сети можно погрузиться в особенный мир, который очень близок к реальности, и начать жить в нем по его законам, всерьез получая от этого мира поддержку и уверенность» [3].



«… для виртуального совершенствования не нужно прилагать усилий. В обычной жизни подросток может быть щуплым, с прыщами на носу, неловким, а в сети - смелым, красивым, убедительным. Главное - выложить хорошие фото и наполнить страничку соответствующим содержанием», - говорит старший научный сотрудник центра имени Сербского Лев Пережогин, уже более десяти лет изучающий поведение «виртуальных наркоманов».

Технологии - своеобразный способ компенсации нелюбви и неуспеха, обладающий определенными и безбезусловными преимуществами. В отличие от других способов компенсации (шопинг, еда), он не требует ни денег, ни усилий. При этом не так социально осуждается и не выглядит столь опасным, как алкоголь, табак и наркотики [5].



Автор фото: Анна Радченко



«В социальных сетях есть то, что приносит пользу, но есть и то, что лишает внутреннего мира и обижает. Поэтому соцсети можно рассматривать как способ быстрой связи, как способ поделиться откровенным, как способ узнать что-то новое, или собрать денег на операцию больному ребенку. А можно и как способ посмеяться над кем-нибудь, потроллить, собрать людей на митинг или сыграть злую шутку, не опасаясь возмездия» [3].



«В последние годы социальные сети заполонили страницы групп, собирающих деньги на срочные и безумно дорогие операции тяжело больным детям. В самых раскрученных состоят сотни тысяч человек! Однако, увы, далеко не все они движимы благородной целью. «Если у человека нет личной шкалы ценностей и счастья, то свою жизнь он оценивает в контексте. Среди “звезд” легко почувствовать себя лузером, зато в контексте чужого горя можно без усилий ощутить собственное благополучие. Люди порой предпочитают не менять свою жизнь, а создавать эмоциональный контраст: на фоне чужих проблем улучшается субъективное ощущение качества собственной жизни», - объясняет психотерапевт Геннадий Аверьянов» [5].

«… наша лень приводит к тому, что мы тратим свою жизнь на игры. Все у тебя есть: свет есть, газ есть, предыдущие поколения постарались. Раньше люди могли что-то делать руками, а не только сидеть в белых рубашках в офисе. А сейчас мы живем в эпоху иллюзии действия. Вся наша действительность приводит нас к потребности как-нибудь убить время.
Только никто и никогда не может убить время, но время постоянно убивает нас самих. С чем ты придешь под конец жизни? Вот ты убивал, и убивал свое время, и вот оно кончилось, а дальше что? А что ты успел сделать? Вырастить две тонны виртуальной морковки? Собрать тысячу виртуальных друзей?» [11].





Художник: Steve Cutts

«Присутствие человека в социальных сетях привнесло в духовный мир сугубые интернет-грехи. Например, сильнейшую зависимость, когда сообщения, комментарии, фотографии проверяешь ежеминутно, благо теперь они приходят и в компьютер, и в телефон, и ты «всегда на связи». Или сугубое интернет-тщеславие, когда ты считаешь, сколько получил лайков, сколько перепостов, сколько людей у тебя в друзьях - это виртуальное собирательство, цена которого понятна человеку, живущему духовной жизнью» [3].

«Долго писать? Лень писать? Вам тяжело писать, потому что ваш словарный запас не позволяет высказать всю гамму чувств? Лайкните» [12].

«У человека не находится своих слов для выражения чувств, ему лень много думать над прочитанным. Но в то же время пользователь хочет оставаться умным и современным в глазах своих друзей. И поэтому - перепост. Целая масса пользователей занимается одним и тем же на протяжении многих лет: они ищут, как им кажется, что-то интересное и веселое в Сети и делают перепосты. Благо теперь каждый сайт предоставляет возможность взять какую-то новость и разместить ее на своей странице в Фейсбуке (или ВКонтакте)» [12].

«Авторы новой работы предположили, что желание поделиться информацией зависит от двух ключевых компонентов: ее ценности для читателя и ее ценности для общества. В первом случае индивид определяет, насколько она соотносится с его личным опытом или с тем, кем он хотел бы быть, а во втором - насколько она будет интересна окружающим и что другие подумают о нем. Исходя из этого ученые на основе прошлых исследований выделили в головном мозге области, которые должны быть связаны с желанием поделиться сообщением: медиальную префронтальную кору, кору задней части поясной извилины, предклинье, височно-теменной узел и правую верхнюю височную борозду

«На практике это означает, что если вы создадите сообщение, которое объяснит читателю, почему, поделившись им, он будет выглядеть лучше в глазах других или каким образом оно улучшит его отношения с окружающими, то это повысит вероятность того, что он действительно сделает репост»» [13] .

Проведенное исследование [7] показало,  что «большое количество «друзей» в социальных сетях свойственно людям, которые в первую очередь интересуются именно собой. Они расширяют список своих контактов любыми способами, только для того, чтобы увеличивалось количество людей, которые могли бы удовлетворить их потребность быть в центре внимания. По сути, их активность в сети не предполагает ни собственно общения, ни познавательного, когнитивного развития…. Так, они считают, что их «аватар» должен нести информацию о том, что они счастливы и что у них хорошее чувство юмора. То есть интернет для них способ создать определённый образ Я. Именно у них начинает формироваться зависимость от сети, они подключают оповещения через электронную почту, чтобы постоянно быть в курсе того, кто и что им пишет, какие комментарии составляет. Это, в конченом счете, ведет к развитию истероидных черт и формированию зависимости от социальных сетей» [7].

«Чувство, получаемое в процессе самопрезентации, настолько сильно, что когда пользователь просматривает собственный профиль на Facebook, у него подымается самооценка» [9].



Художник: Jean Jullien

«Создавая страницу о себе, человек всегда рисует портрет, приятный для других. Без всякого сомнения. Он не будет публиковать на своей странице что-то, что разрушит его имидж. В какой-то степени мы видим настоящего человека, но только в той, в которой он хочет показать себя другим. То есть, по сути, мы видим ложь» [3].

«Мы ставим свою жизнь «на паузу», с любопытством изучая чужие страницы в социальных сетях. И… понимаем, что люди вокруг нас более успешны. Они по сравнению с нами чаще ходят в рестораны, больше путешествуют, дороже одеваются. У них такая счастливая семья и красивая машина! Мы не осознаем, что видим лишь парадный портрет, имидж-версию, прошедшую жесткую цензуру. Иными словами, искаженную реальность. Но кто думает о реальности в виртуальном мире?



Социальные сети создают иллюзорную планету - как в американском фильме «Суррогаты» (режиссер Джонатан Мостоу, 2009 год), где жизнью людей живут купленные в супермаркете роботы-андроиды. Человек вправе выбрать суррогат по своему вкусу, воплотив в нем все несбыточные мечты о красоте, молодости, силе и сексуальности. И пока кукла выполняет представительские функции, ее владелец может лежать на диване в замусоленном халате с немытой головой и целлюлитом на бедрах, наслаждаясь тем, какой фурор производит его «заместитель»» [5].

«Любая сеть, и Фейсбук (и ВКонтакте) в том числе, дают возможность не жить, но играть избранную роль. Мало того, с течением времени эти роли можно менять, меняя аккаунты, заводя новые, придумывая себе новые роли. Вот она - главная привлекательность сети: возможность будто бы жить иной жизнью, почувствовать себя в иной сущности, пусть придуманной, пусть не настоящей, но как же сладко и как легко стать другим! Сеть становится местом для реализации практически невозможного - начинания с нуля. И пусть эта возможность абсолютно иллюзорна, пусть это - собственная фантазия, пусть в ней можно находиться, лишь сидя за компьютером, она манит своей перспективой чувствовать себя сильным, уважаемым, красивым, умным, интересным…. Человек устроен таким образом, что наиболее значимым делом он склонен считать то, которое приносит ему максимальное удовлетворение от полученных результатов. Поскольку «сетюле» (частому обитателю соц.сетей) практически всегда удается играть свою роль в сети, в самое короткое время социальные связи, реальные отношения начинают терять для него свое значение. На задний план отодвигаются все события реальной жизни, начинает казаться, что вот здесь, в Фейсбуке, он, сетюля, стал настоящим, стал тем, кем он хотел всегда быть, что именно здесь раскрываются его таланты. Идет подмена понятий: свою виртуальную роль человек выдает за свое собственное «я»» [12].

«Настоящей духовной пищей всегда останется книга. Если она исчезнет, исчезнет и интернет. Потому что все начинается с книги. Интернет - это переложение книги в иное пространство, в иную короткую, клиповую форму. Но и здесь нет ничего нового. Пословицы, поговорки, мудрости, афоризмы всегда существовали. Издают же специальные сборники, где подобраны афоризмы по темам. Скажем, «философы о дружбе» или «физики шутят». Фейсбук тоже такая поговорка, которую ты прочел за завтраком» [3].



Художник: John Holcroft

«Избыток информации, неспособность с ним справиться приводят к стрессам, устойчивому расстройству нервной системы, межличностным конфликтам, болезням человека» - «синдрому информационной усталости«.

Немного про #Facebook:

«1. Просмотр чужих аккаунтов может оказать сильное влияние и на самооценку. 75% пользователей Facebook недовольны своим внешним видом. Из них 51% считает причиной этого постоянное сравнение своих фотографий с другими в соцсетях.

2. Чрезмерная увлеченность общением в Сети может привести к потере социальных навыков - поведенческих и коммуникативных: соцсети фактически обманывают мозг, заставляя его поверить, будто виртуальное общение удовлетворяет все социальные потребности детей и подростков.

3. По итогам опросов, большинство людей не брезгует слежкой в соцсетях за своими партнёрами. Итогом становится жгучая беспочвенная ревность или даже разрыв отношений.



«А сколько раз я встречал развитие событий по сценарию «Летучей мыши», когда герой гонялся за незнакомкой, признавался ей в любви, а это оказывалась его собственная жена! Это встречается сплошь и рядом в сети, где жены начинают общаться в интернете со своими мужьями под видом свободных девушек, или то же самое делают их подруги по их просьбе, таким образом проверяя вас. И если вы в виртуальной реальности договорились сейчас о встрече с незнакомкой, то подумайте, а не будет ли это свидание с вашей собственной женой или девушкой?
А если шикарная девушка, которую вы ждете ежедневно в аське и которая регулярно присылает вам свои фотографии в предельно откровенных и красивых нарядах на идеальной фигуре, на самом деле - скучающий гей, которого забавляют ваши признания, то пеняйте только на себя, что вы его развлекали таким образом» [11].

«Поддержка близких одинаково важна для мужчин и женщин: 22% россиян признались, что если дорогой им человек не лайкает и не комментирует их посты, они начинают тревожиться. Дисбаланс объясняется тем, что мужчины более чувствительны к социальному одобрению - 14% россиян рассказали, что у них есть страх собрать слишком мало лайков и прослыть непопулярным среди друзей. Для российских женщин этот показатель составляет 7%» [источник].

4. Простое прокручивание ленты не только заставляет терять время, но и создает у зависимого непреодолимое чувство одиночества и ограниченности. 80% опрошенных исследователями пользователей соцсетей признались, что не могут не проверить страничку хотя бы раз в сутки, а треть опрошенных занимается этим с болезненной регулярностью» [2].

«… зависимость от социальных медиа проявляется, если, во-первых, человек проводит в пространстве он-лайн больше времени, чем вне его, и, во-вторых, если основные его переживания происходят в виртуальной реальности, также могут возникнуть желания постоянно заходить в сеть, узнать последние новости. Так что, получается, что общение в социальной сети не дополняет общение с живыми людьми, а зачастую просто заменяет его» [8].



Художник: John Holcroft
http://pycode.ru/2016/05/neskolko-prichin-udalitsya-iz-sotsialnyih-setey/

Интернет-зависимость, Компьютер

Previous post Next post
Up