ИГРА В АССОЦИАЦИИ

Apr 28, 2015 09:11

Сегодня утром давал урок, и вот урок застопорился. Ну, никак не пошла у ученика круговая защита, при которой своим клинком нужно, как бы, гнаться за клинком противника.
Дело, между прочим, обычное. Перепробовали мы с ним разные технические приспособления, для того, чтобы «сдвинуться с мертвой точки» - никак. Тогда, по традиции нашей школы (на самом деле, не только нашей, конечно: обычный прием) начал я ученику предлагать разные ассоциации. Рассказал, как наши клинки играют в пятнашки: один клинок убегает, а второй за ним гонится. Не помогло. Потом пофантазировал на тему сворачивания кулька из бумаги. Еще хуже стало. Наконец, предложил ассоциацию Честертона (так я ее про себя называю), про магнит. Мол, мой клинок намагничен и, следовательно, силой этого магнита, тянет оружие противника за собой.
Вот это сработало сразу и на «пять с плюсом»! Снова, в который уже раз, помог ассоциативный метод.
А после урока я начал вспоминать все ассоциации, с которыми мы обычно работаем. Очень интересное занятие!
К примеру, мой тренер Николай Владимирович Чугунов, любил повторять, что рука фехтовальщика должна работать как иголка в швейной машине. Так мы достигаем необходимой быстроты при переключениях от атак к защитам и обратно. Интересно, что другой учитель фехтования, Валерий Иванов, приводил эту же ассоциацию в негативном смысле. То есть - нечего дергать рукой, как будто ты швейная машинка!
Прекрасно работает ассоциация Константина Туманова, который рекомендовал своим ученикам вообразить дохлую крысу, которую нужно аккуратно держать левой рукой за кончик хвоста. В дальнейшем, при выполнении выпада, крысу нужно будет отбросить назад, формируя движение отмашки.
Кстати, чтобы не быть голословными, в нашем фехтовальном зале мы завели целую коллекцию плюшевых крыс. Думали, что так детям будет интереснее. Оказалось же, что взрослым эти крысы нравятся еще больше!
«Фехтовальщик как нищий, все время ходит с протянутой рукой!» - эта старинная ассоциация учителей фехтования прекрасно помогает освоить положение вооруженной руки.
Для этой же руки предназначена и ассоциация с горящими свечами, которые силой воображения нужно установить на предплечье так, чтобы они не попадали.
А чтобы противовес не отрывался от запястья, стоит представить старинную французскую монету, которую мы прижимаем этим самым противовесом.
Во время переводов, нужно не просто перемещать острие своего клинка под гардой противника, а «ронять» и «подхватывать» оружие, обеспечивая, тем самым, наиболее правильную перемену напряжения в пальцах.
Общая же конструкция боевой стойки должна напоминать некий гибрид между велосипедом и Буратино. Это, на определенном этапе, поможет убрать лишние движения.
Левая нога фехтовальщика, силой воображения, превращается то в домкрат, то в тетиву лука. А правая стопа, при правильном начале выпада, напоминает самолет на взлете.
Грудная клетка становится воздушным шаром, а таз, соответственно - корзиной. Между шаром и корзиной натянутые воображаемые стропы помогают удержать живот плоским.
Правильное положение головы, согласно рекомендациям Чугунова, регулируется цветком: «Представьте, что у Вас в зубах зажата роза» - говорил Николай Владимирович.
Во время атаки шагом-выпадом, шаг превращает тебя в крадущегося охотника, а выпад становится выстрелом.
При купированных уколах, следует не просто тыкать противника, а, как бы, стряхивать воду с клинка. Исполняя же линейные уколы, ты перестанешь промахиваться, если вместо прицеливания просто запустишь свою рапиру в точку укола как поезд, идущий по рельсам. А при рубящих ударах спортивной саблей надо не «разрубать до седла», а всего лишь «закрывать полуоткрытый спичечный коробок».
Ведя дистанционную борьбу, стоит вообразить, что воздух между тобой и противником настолько уплотнился, что ты ощущаешь его, противника, движение как давление сверхплотной воздушной массы. И ведь действительно начинаешь ощущать!
Соответственно, чтобы самому пробиться сквозь эту массу, во время атаки тебе нужно не грудью вперед бросаться, а прокалывать предварительно этот воздух рапирой, обеспечивая себе правильную последовательность включения элементов: «атака через показ укола».
Своевременное реагирование внезапную на атаку перестает быть реагированием, и преобразуется в элементарную причинно-следственную связь, если ты сумеешь превратить и себя и противника в такую незатейливую богородскую игрушку, в которой фигурки на шарнирах связаны скрытыми нитями.
Сколько же таких ассоциаций? Сотни? Тысячи? Каждый педагог использует арсенал своих предшественников и, одновременно, придумывает свои собственные сравнения, помогая новым поколениям приобщиться к сакральной фехтовальной технике через магию воображения.
Ну а моя любимая ассоциация (из моих собственных) имеет отношение к защите от уколов в верхний внутренний сектор, известной в нашем мире как «кварта» (четвертая).
Всякий раз, когда мы доходим до четверки, я с удовольствием объясняю:
«Представьте, что по стене ползет муха. Прихлопните ее ладонью! Это движение является защитой. Затем, аккуратно, одним длинным движением, размажьте муху по стене. Это движение является ответной атакой в четвертую оппозицию. И, наконец, оторвите ладонь от стены, и посмотрите, что осталось от мухи. Это движение станет возвращением в исходную позицию!»


Previous post Next post
Up