Французскую Caravelle я увидел в Белградском музее воздухоплавания, подробный рассказ о котором будет чуть позже, но эту машину я решил вынести в отдельный пост, ибо даже на сайте музея о ней ни слова.
Итак, Sud-Est S.E.210 Caravelle - первый французский турбореактивный самолет стал и первым в мире турбореактивным региональным авиалайнером. Уникальность этой машины - расположение двигателей по бортам хвостовой части фюзеляжа, что позволило сделать крыло аэродинамически чистым, не было интерференции потока между гондолами двигателей и крылом. Еще один плюс подобной компоновки двигателей - снизился уровень шума в салоне.
Максимальная крейсерская скорость - 825 км/ч;
дальность полета с максимальным запасом топлива - 3640 км;
Именно этот образец изготовлен в варианте Caravelle VI-N с ТРД RA.29/6 Mk 531 тягой 54,27 кН и эксплуатировался югославской авиакомпанией JAT. Всего же экспуатантами Caravelle были 35 авиакомпаний, сама активная из них - Alitalia.
Из-за введения ограничений на шумность пассажирских авиалайнеров эксплуатация самолета прекращена в начале 1990-х гг.
Небольшое количество Caravelle использовалось в Вооруженных силах, обычно в качестве транспортных. Франция и Швеция располагали специальными вариантами самолета фото- и радиотехнической разведки. Шведские Tp 85 (доработанный Caravelle III) сняли с вооружения в 1990-е гг.
Всего было произведено 280 самолетов различных моделей.
На Википедии нашел такую интересную информацию.
В середине 50-х гг. пошлого века президент «Юго-Восточного общества Франции по строительству самолетов» Ж. Херайля предложил заключить контракт на поставку в СССР пассажирских реактивных лайнеров «Каравелла». В это время в СССР полным ходом шли летные испытания Ту-104, готовилось его серийное производство. Один из самолетов был даже перекрашен в ливрею «Аэрофлота» в рекламных целях. Ж. Херайль надеялся, продав партию самолетов, освоиться на советском рынке. Планировалось купить 2-5 самолетов этого типа, однако сделка так и не состоялась.
Вот так симпатично выглядела Каравелла в окрасе Аэрофлота
.
Этот кадр собран из шести вертикальных. Круглое здание за самолетом - это и есть сам музей.
Вот с таким интересным самолетом повстречался я в Београде.
Продолжение следует.