Чему и как учат в ПТУ

Sep 02, 2016 23:03

Решил вот написать про образование в Германии. Как в свое время про медицинскую страховку. Без оценок в стиле "хорошо-плохо", просто для сравнения. Кстати, моя жена - противник этой системы, а меня она вполне устраивает, даже ужесточил бы, была бы моя воля. Раньше и я был ее противником, но теперь, со спиногрызом в 9-м классе Realschule, начал понимать, что все довольно умно. Причем система эта - не новейшее изобретение, она существовала и при фюрере, и при кайзере. Разумеется, с тех пор она сильно изменилась, но общий принцип остался.



В начальной школе четыре года учатся все вместе. А потом начинаются различия.

Сначала договорюсь о терминологии и переводе, чтобы не переключать регистр и чтобы было понятнее.

Grundschule - начальная школа
Hauptschule - базисная школа
Realschule - реальная школа
Gymnasium - гимназия
Gesamtschule - общая школа, где разделение на базисное, реальное и гимназическое образование проходит по классам.
Fachhochschule - высшая техническая школа, аналог института, далее сокращенно ВУЗ
Universität - ну тут понятно, далее университет
Abitur - аттестат, а также собственно учеба, необходимая для его получения
Fachabitur - аттестат, достаточный для поступления в институт, далее аттестат
Voll - или Hochabitur - аттестат, дающий право на дальнейшую учебу где угодно, далее полный аттестат.
Berufsschule - фактически ПТУ, без отрыва от производства
Berufskolleg - техникум

Tермин "высшая техническая школа" (Fachhochschule) не надо понимать, как "техническая". Скорее, профессиональная. Например, моя жена - социальный педагог, заканчивала именно Fachhochschule.

Система оценок:

1 = отлично (sehr gut)
2 = хорошо (gut)
3 = удовлетворительно (befriedigend)
4 = достаточно (ausreichend)
5 = трудно перевести, пусть будет "плохо" (mangelhaft) или же "с изъянами"
6 = недостаточно (ungenügend)

Мне иногда тяжело ориентироваться в этой системе, т.е. когда Феликс приносит тройки, я их расцениваю как советские тройки, на самом деле это чето-то между привычными 3 и 4, ближе к 4. А вот немецкое 4 - это нормальный советский трояк. 5 это двойка, 6 - кол, который в отличие от СССР является реальной оценкой, а вовсе не эмоциональным продуктом.

Опять же, все нижеописанное подразумевает Северную Рейн-Вестфалию. В других землях правила могут отличаться, например, насколько мне известно, в Берлине и Бранденбурге начальная школа не 4, а 6 лет.

Первые два года оценки воообще не ставятся.

После начальной школы дается довольно жесткая рекомендация, в какую школу идти дальше. В каком смысле жесткая? Как правило, дается рекомендация - ваш сын / дочь должен / должна дальше учиться в такой-то школе. Иногда есть приписка - условно подходит для школы ступенью выше, оставлено на усмотрение соответствующей школы. Раньше эта рекомендация имела приказной порядок, ныне ее можно оспорить, хотя это и не так просто. Тут, конечно, имеется тонкий момент - если в начальной школе нарвешься на некопметентную дуру в качестве классной мамы, она может изрядно поднасрать. Именно такое случилось и у нас, но Феликс из класса 1А пошел в класс 2Б, и там учительница была вполне компетентная. В любом случае, в родительских силах этот тонкий момент не просохатить.

В том числе и из-за этого моя жена противник системы. Потому что учителя имеют авторитет, и большинство родителей позволяют себе вешать лапшу на уши и вникать, не противореча. В нашем случае я знал, что Феликс пошел в школу очень рано, в 6 лет и 1 месяц, и когда после двух месяцев обучения мне начинают включать, что он должен повторить первый класс - я понимаю, что это голимая туфта, поскольку он уже умел читать, писать и считать, и к школе не готов был исключительно эмоционально. Второй год в первом классе начисто убил бы у него интерес к учебе. Но это издержки, вероятность попасть под подобную раздачу все-таки невысока.

Итак, есть три основных типа школ. Общую школу не буду рассматривать, это всего лишь частный случай.

Базисная школа это самый низкий уровень образования. Учиться 6 лет. Научат ли наукам - вопрос открытый. Т.е. если сам ученик хочет - вполне. Те же предметы, те же учителя, но спрос - нулевой. Конечно, если шестерки по всем предметам, придется второгодничать, но до такого докатиться довольно трудно. Грубо говоря, знаешь, какого цвета учебник по математике - садись, четверка. Научат писать с ошибками (одна знакомая старшего на его 16-летие написала записку "We foern in gerasche", хотя надо бы "Wir feiern in der Garage" - т.е. "Мы празднуем в гараже"), "четырех действий арифметики и закона Божиего" (С), читать по складам и уметь проверять сдачу в магазине - и то хлеб.

Реальная школа - уровень средний, считай простая советская школа. В такой школе учится младший. Тоже 6 лет. Основное отличие в том, что имеется 4 основных дисциплины, в которых успеваемость обязательна. Это - немецкий, английский, математика и выборная дисциплина. В качестве которой может быть биология, физика, химия, история или язык - в той школе, где Феликс, предлагается французский и голландский. По результатам этих дисциплин можно вылететь в базовую школу или остаться на второй год. Остальные дисциплины, конечно, влияют на аттестат, и с шестеркой по политике или спорту тоже могут возникнуть вопросы, но, как правило, учителя смотрят сквозь пальцы на успехи или неуспехи учеников, и до экстрима доходит редко. Первые два года выборных дисциплин нет, они начинаются с седьмого класса. Тут я, в порядке исключения, выражу свое отношение. Считаю - очень правильно. Вот я, например, по математике-физике был одним из лучших, а вот в химии был полный нуль. И ежели бы не учил химичку играть на гитаре, был бы у меня в аттестате трояк. А получил - пятерку, совершенно, надо сказать, незаслуженную. Нельзя, как говорил Козьма Прутков, объять необъятное.

В гимназии учиться аж 8 лет, и только после нее ученик автоматически имеет полный аттестат, который дает возможность для поступления в университет или высшую техническую школу. Но и вылететь из нее - на раз-два. Потому что там никого не заставляют учиться, не успеваешь - иди, деточка, гуляй. И не факт, что тебе найдется место в реальной школе, скорее всего вылетишь сразу в базисную. Причем успеваемость по всем предметам должна быть будь здоров, 8 уроков в день это нормально, два иностранных языка + латынь, и учителя не бегают за тобой, чтобы ты досдал или пересдал. Основная нагрузка, если ребенок не очень самоустремленный, лежит на родителях - репетиторы, самостоятельные занятия, постоянных контроль за отпрыском. Именно поэтому - чтобы не превращать нашу жизнь в персональный адок на следующие 8 лет - мы отдали его в реальную школу, хотя условная рекомендация в гимназию тиже имелась. И ни разу об этом не пожалели.

Таким образом, отсеивание, или, если угодно, расслоение, происходит уже в 10 лет (в Берлине и Бранденбурге - в 12)

Но оно не окончательно. Например, Феликс, отучившись в реальной школе, может а) получить профессию в, грубо говоря, ПТУ, с одновременным аттестатом, или же б) пойти еще на три года учиться в гимназию, причем первый год - это, скорее, повторение и систематизация пройденного. Тогда это уже полный аттестат. Но туда возьмут только, если в свидетельстве об окончании школы все оценки не хуже тройки (по вышеописанной системе). Такая же ситуация, кстати, и с базисной школой. Только там нужны как минимум двойки.

Да, тут еще такой расклад. Можно повторить год. Ах, у меня четверка по истории, предмет хотя и непрофильный, но в гимназию не возьмут. Иди опять в десятый класс и улучши свои оценки. Так, кстати, сделал старший.

Как правило, выпускники базисной школы этого не делают и идут учиться профессии - или на производстве, один-два раза в неделю посещая ПТУ, или в техникуме, один-два раза в неделю посещая производство. Учиться три года, даже на каменщика и плиточника. На выходе - профессионал. Это бесплатно, а вот если захотел переучиться - плати за обучение сам. Вообще, система профессионального образования в Германии - это особая тема. Я, может быть, когда-нибудь напишу об этом отдельно. Если написанное о школьной системе я рассматриваю даже и не в порядке дискуссии, а просто как информацию к размышлению, то профессиональное обучение здесь - это охуительно. И престиж человека рабочей профессии весьма и весьма высок.

Для поступления в ВУЗ или университет не надо сдавать экзамены, надо лишь иметь соответствующий аттестат и наличие мест. Понятно, что, как в моем случае, на историка мест хоть ешь противоестественным способом, а вот на адвоката или зубного врача места можно дожидаться несколько лет. Обучение тоже бесплатно, за исключением студенческого сбора, который у каких-нибудь философов, которым даже ластики не нужны, максимум две сотни в семестр, а у физиков - химиков может быть и пять сотен. Учиться можно как угодно долго, брать академические отпуска не возбраняется. Во всяком случае, так было пару лет назад. Может, что-то и изменилось.

Да, и еще. У нас в городе три базисных школы, три реальных, а вот гимназий - четыре. И еще одна общая школа, где все три формы обучения, как я уже говорил, разводятся по классам.

Так что гимназия - это вовсе не элитная школа, это просто школа для тех, кто может и, главное, хочет учиться. Вот наш младший может, но не хочет. Ну и что ему в гимназии делать?

Вот здесь список наших городских школ, если интересно

http://www.bocholt.de/rathaus/kultur-un​d-bildung/schulen/

Феликс учится здесь:

http://www.albert-schweitzer-realsc​hule.bocholt.de/

Да, тут отдельный вопрос был - что за разногласии с женой и что она предпочла бы? Вальдорфскую педагогику и прочее laissez-faire.

Ну а мне больше нравятся школы тюремно-армейского типа. Что ж тут поделаешь, я ватник и колорад.

из первых рук, школа, Германия, современность, образование

Previous post Next post
Up