Незадолго до полуночи, в пятницу 17 октября, в сияющем новизной полупустом вагоне поезда Хельсинки-Москва я отправился на встречу с участниками моего мастер-класса "
Морские импровизации", договоренность о котором с его организаторами Юлей aka
kulemina и Женей (
московская группа Арт-Каникулы) состоялась по окончании предыдущего мастер-класса в апреле (посмотреть можно
здесь). Утром следующего дня Москва встречала видом запорошенных снежком полей на подъезде и погодой, напоминавшей, что до нового лета самое место морским импровизациям - лишь на бумаге.
Начинавшийся день был весь заранее расписан, и, благодаря встретившим меня замечательным Юле и Жене, которые вновь все прекрасно организовали, прошел без заминок, а я остался им доволен. В этот раз помещением для мастер-класса был выбран тот-же клуб "Скандинавия", что и в прошлый раз, место знакомое и вполне подходящее для количества участников второго "практического" дня. Кроме, собственно, демонстрации акварельной техники я планировал показать участникам мастер-класса и вновь пополнившие мой акварельный инструментарий кисти. Намечена была и встреча с человеком, без чьего содействия этому набору кистей попасть ко мне было бы гораздо сложнее. И с моими московскими товарищами - художниками была договоренность и желание встретиться. Но об этом подробнее - дальше.
Начался первый день двухдневного мастер-класса со слайд-шоу, сопровождавшего мой рассказ о технике, инструментах и методах работы, сложившихся в моей практике за последнее (да и не только за последнее) время. Затем - первая демонстрация: небольшая и довольно быстро написанная акварель "Волна №1", а после перерыва - вторая, завершающая, демонстрация: большего размера и более длительная акварель "Облака, подсвеченные красным".
"Волна №1" Б., акв., 29 х 20,
2014 © Сергей Темерев
"Облака, подсвеченные красным" Б., акв., 36 х 56,
2014 © Сергей Темерев
Заявленная морская тема для меня всегда желанна и это скорее азартная "джигитовка", чем тяжелый труд, однако тут была хоть и совсем небольшая, но все таки сложность. Я сейчас редко использую акварельную бумагу Arches, хотя люблю писать на ней, и раньше, во время поиска "своих", подходящих именно для моей манеры материалов и инструментов писал на ней часто. В Москве же непросто купить любимую и часто мной сейчас используемую акварельную бумагу Saunders Waterford. Мы по договоренности с организаторами заменили ее как раз на 300 граммовый Arches. Вот поэтому вначале мысль, что ощущения от работы с этой бумагой подзабылись, немного беспокоила - пока я не коснулся раз-другой кистью листа. Хороша! И, как говорится: от добра - добра не ищут!
"Волна №2" Б., акв., 36 х 28,
2014 © Сергей Темерев
Второй день был "практическим", предназначенным для собственных усилий участников мастер-класса с моими комментариями и помощью + вначале моя короткая демонстрация, для стимула. Условием было (и это повторяется во всех моих мастер-классах) - не использовать фотографии во время работы. А если уж совсем невмоготу без их помощи вызвать из памяти нужное впечатление, то посмотрев, дальше доверится исключительно памяти. Мне это не кажется столь уж сложным, повторяю я это часто, во время демонстрации моя работа начинается с совершенно чистого листа, а сюжет определяется на небольшом эскизе.
Похоже, именно это мое условие было одним из сложных моментов. Ну и, наверное, имеющиеся стереотипы в отношении привычного количества влаги на кисти. Получившиеся у участников акварели (даже в таких сложных для них условиях - необходимость использовать непривычный для многих способ работы, начинать без предварительного рисунка, держать композицию в поле своего внимания...) мне показались вполне интересными, многие сумели применить то, что увидели во время демонстрации. Что мне понравилось - акварели были очень разными, несмотря на случавшееся то там, то здесь мое руководящее вмешательство. Завершился второй день мастер класса обсуждением работ, собранных вместе, с моими комментариями к каждой из них.
Теперь про кисти, пока про историю, связанную с ними. В начале апреля - так давно началась эта история, - я получил письмо.
Ricard Escoda, из "
Escoda brush factory" любезно предложил выслать мне для тестирования несколько кистей, производимых компанией. Мы обменялись сообщениями, согласовывая интересующие меня номера кистей и другие детали. Оставалось получить и опробовать образцы. Как вдруг... DHL в тот момент отказался от приема отправлений в адрес частных лиц в России. Других возможностей получить образцы, кроме как на личный адрес, я не видел и готов был отказаться от любезного предложения.
Выручила меня
Ксения Филиппова, неоднократная участница моих предыдущих мастер-классов, интересная художница, чья выставка проходила в летом испанском Бургосе. Она забрала кисти в Москву. Летом дела не позволяли мне побывать в Москве, кроме как во время пересадки с рейса на рейс в Домодедово. В результате Ксения передала их мне с оказией - в Петербург отправлялась еще одна художница -
Анна Иванова. Опробовал я кисти незадолго перед мастер-классом в Выборге и в Москву они были взяты уже совершенно осмысленно, как вполне устраивающий меня в работе инструмент. Вечером первого дня, по окончании демонстрационной части двухдневного мастер-класса я был очень рад встретиться с Ксенией и ее мужем, который, хоть косвенно, но тоже имел отношение к захватывающей истории путешествия кистей из Испании в Россию и поблагодарить их.
Компания "Escoda" передала для тестирования шесть разных кистей. Три из них одного размера, №10, имеющих разный ворс: колонковую "
Optimo", синтетические "
Perla" и "
Versatil". Одна синтетическая "
Ultimo" среднего (для меня) размера №16, а также две синтетические новой серии "
Versatil", круглая №22 и плоская шириной в один дюйм. Опишу пока кратко, в общих чертах, впечатления от трех-четырех живописных сеансов, в которых они были задействованы. По мере накопления опыта работы с ними - продолжу. Кисти выглядят очень добротными. Идеальной формы черенки, хороший слой лака, плотная заделка черенка в металлической гильзе. Ворс собран ровно и плотно, волоски не топорщатся нигде.
Все круглые кисти с острым кончиком - геометрии, близкой к идеальной. Флейц - на мой субъективный вкус, с ворсом чуть длинее, чем мог бы быть, что несколько компенсируется его толщиной. Как все синтетические, кисти "Escoda", плотнее натуральных и оставляют в работе ощущение большей, порой избыточной упругости, чем натуральные, колонковые или козьи, которыми я пишу часто. Это чувствуется в работе на более мягкой акварельной бумаге типа Saunders Waterford'а, однако на жесткой бумаге, такой как Arches Raw, присланные образцы показали себя хорошо. Особо остался доволен геометрией и соотношением эластичности/упругости "Ultimo" №16 и "Versatil" №10. Колонковая же "Optima" №10 просто очень хороша. Пока ограничусь этим, ведь успешная работа малознакомыми кистями во мастер-класса, когда раздумывать и отвлекаться некогда, уже говорит об их качестве.
А вот вечер второго дня - после завершении мастер-класса, стал вечером дружеской встречи и замечательных "посиделок". Незадолго до окончания, как раз перед обсуждением написанного, нас порадовали появлением знающие толк в акварели Ольга Шаклеина и Илья Ибряев с женой. Илья, акварели которого пользуются заслуженной популярностью в России и мире, присмотрелся к площадке, где вскоре после моего, должен будет проходить его мастер-класс, и с интересом поучаствовал в обсуждении нескольких работ участников мастер-класса. Мы, попрощавшись с участниками, отправились в его мастерскую, где я рад был вновь повидаться и поговорить о многом, что нас всех интересовало, с акварелистами: Анной Ивановой, Натальей Гудиной, Ириной Тарасовой. Людям, увлеченным акварелью, есть что обсудить, когда и где бы они ни встретились!
Так что, завершая пост, хочу поблагодарить всех, кого упомянул в нем:
Особенно
Юлию Демину и
Евгению Слесареву (группа "
Арт-Каникулы") - вы замечательные!
Благодарю участников мастер-класса - за их внимание, совместную работу и интерес к акварели,
Ксению Филиппову,
Анну Иванову - за помощь в передаче кистей, которые предоставила "
Escoda brush factory", отдельного слова благодарности стоит предложение с которым обратился
Ricard Escoda.
Благодарю
Ольгу Шаклеину,
Наталью Гудину и
Ирину Тарасову - теплую встречу,
И, конечно
Илью Ибряева и его жену Евгению - за их широкое гостеприимство!
Надеюсь, что некоторая часть рассказанного и показанного мной во время демонстрации, не только запомнится участникам, но и послужит основой для их новых собственных акварельных опытов. И надеюсь также, что окажется полезной и информация из моих комментариев в те моменты, когда я брался подправить или изменить ход работы над многими из акварелей - ведь следовать замыслу важно, однако в сложных случаях добиться результата, отправившись по рискованному пути импровизации - важно, да и интересно не менее. Искренне желаю участникам завершившегося мастер-класса собственных открытий и интересных результатов в этих акварельных опытах!