Originally posted by
afrikanbo at
О том, как делается наука Эта тема настолько многодельна, что рассказывать можно бесконечно, приправляя свой рассказ сочными примерами из реальной жизни ученых. Пока я ограничусь двумя, самыми свежими, и, как мне кажется, весьма показательными.
№1. В прошедшем году было много критики по поводу того, что российские университеты заняли места в лучшем случае на галерке международных рейтингов университетов. Тому много объективных причин. Одна из них - отсутствие публикаций в зарубежных журналах. В качестве ответной реакции многие университеты ввели дополнительное денежное поощрение за публикации в зарубежной периодике. Причем иногда это выражается просто в "царских подарках". Так НИУ ВШЭ за статью в иностранном журнале
установил своим преподавателям роскошную академическую надбавку аж на два года вперед. Не трудно догадаться, что сделали российские преподаватели в Высшей Школе Экономики?
Правильно. Начали
публиковаться в зарубежных научных журналах. Список публикаций большой. Возьмем для своего примера только букву "А". Кандидат философских наук, доцент кафедры философии и лучший преподаватель 2012 закладывает основы новой Общей Теории Относительности.
Алюшин А.Л. Depth as an Extra Spatial Dimension and its Implications for Cosmology and Gravity Theory. - Axiomathes (2012) 22:469-507.
Суть новой теории относительности Алюшина сводится к следующему. Для того, чтобы разглядеть в микроскоп маленький предмет, его надо точно поместить в то место пространства, на которое настроен прибор. Это действие описывается на языке трех измерений пространства, в котором мы живем. Однако, как правильно замечает автор, этого недостаточно. Нужно еще подобрать правильное увеличение, чтобы разглядеть предмет, и для описания этого действия в новой теории строения мира вводится дополнительное 4-е измерение -"глубина". Чем "глубже" шкала, тем мельче детали сущностей, обитающих в трехмерном пространстве, которое является лишь проекцией 4-х мерного пространства Алюшина. Но и этого мало. Автор задается вопросами, как могут взаимодействовать тела, если они не соприкасаются друг с другом и между ними нет никакой осязаемой связи? Почему математическая точка точечная, а физическая точка имеет размер? И другие подобные проблемы мироздания волнуют философа. Ответ на все эти вопросы дает новая теория, построенная в новом 4-х мерном пространстве и опубликованная в зарубежном журнале.
Как-то я уже комментировал одно научное исследование, построенное на наблюдении автора за длительностью дня, указываемой в настенном календаре. Несколько дней подряд имеют одну и ту же длительность, говорит автор. Следующие несколько дней - другую, и т.д. На основе этого автор уточнил теорию орбит Кеплера, описав орбиту Земли равносторонним многоугольником. Эллипс Кеплера - это всего огрубленное приближение к истинной модели вращения планет вокруг Солнца. Понятно, что также как и в исследованиях доцента Алюшина, к этой модели мира не прикладывается ни одной математической формулировки.
Надо сказать, что в конечном счете на международный рейтинг Вышки такие статьи никак не повлияют, поскольку цитируемость журнала Axiomathes близка к нулю, что отражено в его импакт факторе, который настолько мал, что издательство Springer стесняется его указывать. Зачем же, спросите, такие журналы вообще существуют. На это я отвечу так. В швейцарском городе Лозанна есть музей искусств, собрание произведений людей с психическими отклонениями или живших в длительной изоляции от общества. Очень рекомендую посетить. Axiomathes - собрание экзотических точек зрения на природу вещей и также имеет право на существование.
№2 Выпускник-отличник, закончивший физический факультет МФТИ и поступивший в аспирантуру, но по воле случая работающий не в Вышке, а в ИТЭФе, публикует статью в профильном (не философском) журнале European Journal of Physics (EJP) с импакт фактором много выше Axiomathes. И что б вы думали? Дирекция ведущего в России физического центра назначает автору оклад (даже не надбавку!) в 1310 руб 40 коп в месяц до вычета налогов.
Об этом я уже писал, но хочется вспомнить еще раз в связи с темой этого поста.
Каков же итог? Молодой физик в скором времени покинет пределы страны. Здесь ему делать нечего. Доцент-философ, автор новой теории мироздания и дальше будет продолжать учить студентов 4-му измерению и повышать рейтинг своего университета.
Вот такие странные пути проходят в российской науке. Почему?