Оцифровка архива Булгакова (НИОР РГБ, Ф. 562, описание фонда в Электронном каталоге РГБ) всё ещё остаётся делом будущего, но ко дню его рождения мы хотим показать вам некоторые документы из этого архива. Эту небольшую виртуальную выставку мы готовили специально к 15 мая. [Почему Булгаков перестал вести дневник] Копия заявления Булгакова на имя заместителя
( Read more... )
К сему хорошо бы приложить документальный рассказ о дальнейшей судьбе тех, кто претендовал критиковать Михаила нашего Афанасьевича. Историческая справедливость покарала их руками сотрудников ГПУ, а создатель бессмертной пьесы "Батум" спокойно дожил на свободе до своего логического конца. Интересно только одно: сами органы заступились за гонимого гения или Елена Сергеевна попросила коллег помочь разобраться с обидчиками мужа?
Вообще, в наше время трудно представить, что в двадцатые годы рецензенты могли высказывать своё мнение, а обиженный художник писал на них доносы в ОГПУ, уличая своих гонителей в троцкизме.
А вот припомните историю с "Зойкиной квартирой" в Театре Вахтангова. Спектакль был мегауспешный, но в газетах началась травля из-за антисемитских и расистских элементов пьесы. Спектакль сняли, якобы из-за порнографии и антисоветчины. Тогда Елена Сергеевна пожаловалась кому следует, и Сталин лично распорядился спектакль восстановить. Существует реальная записка с этим распоряжением. В тот период ОГПУ ещё не зверствовало и рецензенты поначалу отделались лёгким испугом. Но позже, когда редакции московских газет стали очищать от евреев, им припомнили, что они критиковали автора любимой пьесы товарища Сталина, и все они исчезли в ГУЛАГе. Так что Михаил Афанасьевич не просто так собирал критические рецензии на себя, любимого. Эти вырезки потом шли в дело.
Comments 14
Интересно только одно: сами органы заступились за гонимого гения или Елена Сергеевна попросила коллег помочь разобраться с обидчиками мужа?
Вообще, в наше время трудно представить, что в двадцатые годы рецензенты могли высказывать своё мнение, а обиженный художник писал на них доносы в ОГПУ, уличая своих гонителей в троцкизме.
Reply
Сами органы наверно таки только по указанию Самого поучаствовали в этом деле.
Reply
В тот период ОГПУ ещё не зверствовало и рецензенты поначалу отделались лёгким испугом. Но позже, когда редакции московских газет стали очищать от евреев, им припомнили, что они критиковали автора любимой пьесы товарища Сталина, и все они исчезли в ГУЛАГе.
Так что Михаил Афанасьевич не просто так собирал критические рецензии на себя, любимого. Эти вырезки потом шли в дело.
Reply
Reply
Leave a comment