Дела минувшие, но не забытые ....

Oct 18, 2014 17:14

Рауль Дюфи - "Тартарен из Тараскона" Альфонса Доде ("Tartarin de Tarascon", Alphonse Daudet)
Веселый роман о нежданных приключениях, картинки вполне соответствуют - яркие и простые.



Это мне приятное добавление к материалам про выставку Воллара в Москве--
http://sergej-manit.livejournal.com/70305.html

Осенью 2012 года в Манеже открылся Музей книги художника, а до этого в течение последних лет посвященные livre d’artiste выставки
прошли в Московском музее современного искусства, Музее личных коллекций, театральном и литературном музеях.
Это можно счесть результатом усилий российских коллекционеров  livre d’artiste, Бориса Фридмана и Георгия Генса -
http://polit.ru/article/2013/04/28/livre-d-artiste-vollard/

Ронсар, Майоль--
http://livresanciens-tarascon.blogspot.ru/2013/03/ronsard-maillol-vollard-et-le-livre.html


Марк Шагал - мастер livre d'artiste.
http://www.newsartspb.ru/museum/hermitage/2009/121012-1125/index.htm

Поль Сезанн: Яблоки раздора
http://subscribe.ru/group/chelovek-priroda-vselennaya/3743475/

И к посту о каталоге к выставке у нас --
http://sergej-manit.livejournal.com/167985.html
рассказ о которой тут ниже и есть.  В конце - упомянут и очнь мной уважаемый Александр Алексеев ....

Оригинал взят у regalita в Livre d'artiste в Эрмитаже
Давненько я не могла собраться написать про выставку "Livre d'artiste" в Эрмитаже, исправляюсь!

Итак, "Livre d'artiste. Выставка книг из собрания Марка Башмакова" - представьте, что вы входите в Двенадцатиколонный зал Эрмитажа и попадаете в волшебный мир добротных старых книг, причем - книг с картинками :) А картинки в них не простые, а золотые, так как нарисованы самыми известными художниками начала ХХ века, когда, собственно, и был затеян этот проект - "Livre d'artiste".
Livre d'artiste, что в переводе означает "книга художника", - это редкие издания, иллюстрированные знаменитыми художниками, в которых оформление важнее содержания. Самое первое издание в этом стиле вышло в 1900г. - это был сборник стихов Поля Верлена «Параллельно» с графикой Пьера Боннара. Позже в проекте отметились Сальвадор Дали, Андре Дерен, Поль Гоген, Анри Матисс, Марк Шагал, Пабло Пикассо, Огюст Роден, Кеес ван Донген - все самые известные художники и графики прошлого столетия (до сих пор не могу привыкнуть писать "прошлое столетие" про ХХ век!). Чтобы мы могли проследить историю жанра иллюстрированной книги, в экспозицию включили издания XIX века, предшественники «книги художника», например, «Фауст» с рисунками Делакруа (1828), а также работы 1940-50-х годов.


Эжен Делакруа - "Фауст" Иоганна Вольфганга Гете ("Faust", Johann Wolfgang von Goethe)
«Появление Мефистофиля». Литография. 1828.


«Дуэль Фауста и Валантена». Литография. 1828.



Немного истории. Давным-давно В начале ХХ века жил в тридевятом царстве тридесятом государствево Франции человек по имени Амбруаз Воллар, содержатель галереи и издатель. Однажды ему было скучно, а может кальвадос перебродил и получился крепче обычного (история - дама кокетливая и любит сохранять таинственность), но так или иначе к нему пришла идея, да не просто идея, а Идея с большой буквы: выпустить книгу-художественное произведение. Не долго думая, Воллар кинул клич среди художников, что приглашает на работу и дает им полную свободу действий. Одними иллюстрациями дело не ограничилось, Воллар стремился добиться совершенства и в полиграфическом исполнении книг. По его заказам для каждой книги изготавливалась специальная бумага с водяными знаками, дублирующими название, подбирался старинный наборный шрифт. Иллюстрации печатались первоклассными мастерами-печатниками, переплёт и футляры делались вручную в лучших переплётных мастерских. Тираж книг был очень небольшим, и каждая книга стоила баснословно дорого, так что хранятся они лишь у коллекционеров да в музеях.
Впоследствии идеи Воллара были продолжены другими дельцами и энтузиастами от искусства, за что им всем спасибо.

Работ на выставке очень много, там можно зависать часами, вот только очень хочется все это потрогать руками, полистать тяжелые страницы и вдохнуть книжный запах.

Марк Шагал - "Мертвые души" Н.В. Гоголя
Воллар предложил Шагалу иллюстрировать книгу графини де Сегюр «Генерал Дуракин», но художник предпочел «Мертвые души». В 1923-1925гг. Шагал сделал 107 гравюр, срисовав город N с родного Витебска. Однако Воллар затянул печать, а потом погиб, так что впервые книга вышла в свет только в 1948 году тиражом 368 экземпляров. Издание состояло из 2 несброшюрованных томов, упакованных в футляр, иллюстрации располагались на вкладных листах. В том же 1948 иллюстрации были удостоены Гран-при Венецианского биеннале.
Неудивительно, смотрите, какие сочные, колоритные рожи!
Спор Плюшкина и Мавры



Собакевич за столом


Позднее Шагал иллюстрировал "Басни" Лафонтена и Библию.

Андре Дерен - "Гаргантюа и Пантагрюэль" Франсуа Рабле ("La vie très horrifique du grand Gargantua, père de Pantagruel", François Rabelais)
Гаргантюа и Пантагрюэль - отец и сын, великаны-обжоры, а сама книга - сатира на человеческое общество. Смотрите, какие яркие краски, что-то в них есть от туземных узоров Океании:



А вот это уже совсем другие работы того же художника: Контурные одноцветные скетчи совсем не похожи на иллюстрации к "Гаргантюа и Пантагрюэлю".

Андре Дерен - "Сатирикон" Петрония Арбитра ("Satiricon", Petronius Arbiter)
Сатирикон - первый известный литературе авантюрный роман, который сохранился лишь частично. Главный герой - поднаторевший в риторике юноша Энколпий, скрывающийся от наказания за ограбление, убийство и святотатство, прелесть, а не герой :)



И третий стиль - черно-белые рисунки, что-то общее с первым примером все-таки есть, хотя нет той сочной яркости.

Андре Дерен - "Гниющий чародей" ("L’Enchanteur pourrissant", Guillaume Apollinaire)
Бог дровосеков и богиня молнии,
О чем полет орлиный говорит?
О том, что та, чьи груди мы запомнили,
Сегодня чародея умертвит.



Франтишек Купка "Песнь песней" ("Le Cantique des Cantiques")
На ложе моем ночью искала я того, которого любит душа моя,
             искала его и не нашла его.
Встану же я, пойду по городу, по улицам и площадям,
             и буду искать того, которого любит душа моя;
Чувственность так и распирает эти изображения! между прочим, у евреев существовал запрет на чтение "Песни песней" до достижения тридцатилетнего возраста, ясно почему :)






Пабло Пикассо - "Неведомый шедевр" Оноре де Бальзака ("Le Chef-d'œuvre inconnu", Honoré de Balzac)
Очень необычное решение для иллюстрации к книге, как будто та старая детская головоломка - соедините точки и получите рисунок. Не знаю, можно ли что-то получить, если соединить эти точки, но, будь у меня книга - я бы попробовала :)



Эдгар Дега - "Заведение Телье" Ги де Мопассана ("La Maison Tellier", Guy de Maupassant)
Рисунки абсолютно в стиле Дега - нервные линии, порывистость движений. Я вообще его не очень люблю, но иллюстрации соответствуют духу книги, посвященной, если не лукавить, обычному борделю.



Пьер Боннар "Параллельно" Поля Верлена ("Parallèlement", Paul Verlaine)
Подставь свои уста, пьяна,
И дай вкусить мне без оглядки
Всю соль, всю терпкость - по глоткам,
Соленый, терпкий твой бальзам,
Святой, соленый, терпкий, сладкий!



Огюст Роден "Сад пыток" графа Мирабо ("Le Jardin des supplices", comte de Mirabeau)
Скульптор обращался к livre d’artiste лишь однажды, по его акварелям к «Саду пыток» Октава Мирбо были выполнены цветные литографии, на мой взгляд - странноватые, но это дело вкуса. Роман с названием в духе маркиза де Сада посвящен критике "загнивающего капитализма", здесь Роден обскакал советский политпросвет лет на 100 :) Эта иллюстрация вполне приятно, но от некоторых мороз по коже!



Пабло Пикассо - "Метаморфозы" Овидия ("Metamorphoses", Ovidius)
Метаморфозы - это поэма о превращениях, произошедших со времени сотворения мира, согласно греческой и римской мифологиям. Ее рассматривали и как сборник мифов и как поэму о любви. Пикассо видит в ней любовь.



Анри Матисс - "Стихи" Стефана Малларме ("Poèmes", Stéphane Mallarmé)
Лежишь, усталая, под солнцем, на песке,
В огне твоих волос играет луч с волною,
Он курит фимиам, припав к твоей щеке
И слезы примешав к любовному настою.
Матисс никогда не брался иллюстрировать прозу, предпочитая поэзию, да и то не всю, а лишь избранных авторов. Он сам писал, что его "его занимала прежде всего задача связать свою графику со шрифтом текста"






Сальвадор Дали - "Песни Мальдодора" графа Лотреамона ("Les Chants de Maldoror", comte de Lautréamont)
«Песни Мальдорора» - это поэма в прозе, главный персонаж которой - демоническое существо, движимое ненавистью к богу и людям, воплощение абсолютного зла, не стесняющегося заявлять о своей сущности. В свое время книга была запрещена к изданию.






Макс Эрнст "Неделя доброты" ("Une Semaine de Bonté", Max Ernst), роман-коллаж без слов
Каждая глава соответствует дню недели, одному из «семи смертельных элементов» (Грязь, Вода, Огонь, Кровь, Чернота, Зрение, Неведомое), и сопровождается сюрреалистическим эпиграфом.






Жорж Брак - "Ловушка медузы" Эрика Сати ("Le piege de medus", Erik Satie), музыкальная лирическая комедия
Имя Эрика Сати в этом ряду мягко говоря удивительно, что композитору делать в книжном разделе? Тем не менее, эта пьеса попала в поле внимания издательства Воллара.



Гийом Апполинер "Каллиграммы" ("Calligrammes", Guillaume Apollinaire)
Каллиграммы - это стихи, в которых слова образуют рисунок, графические стихи были известны с древности, но знаменитыми их сделал Апполинер . Такие стихи - предшественники ASCII-арта (рисунки символами клавиатуры).






Наталья Гончарова - "Сказка о царе Салтане" А.С. Пушкина
Русская авангардистка подготовила иллюстрации к французскому переводу "Сказки о царе Салтане", не знаю, как нынешние дети, а я точно была бы рада такому изданию!



Поль Гоген "Ноа Ноа" ("Noa Noa", Gauguin)
И я уже решил. Вскоре я уезжаю на Таити, маленький островок в южных морях, где можно жить без денег. Я твердо намерен забыть свое жалкое прошлое, писать свободно, как мне хочется, не думая о славе, и в конце концов умереть там, забытым всеми здесь, в Европе...
Я мечтаю расстаться с этим нудным европейским существованием, с этими тупицами, скрягами и пузатыми пройдохами... Ах, как чудесно будет вволю упиться свободой, любоваться морем, вдыхать безлюдье!..
Вот откуда пошли корни дауншифтинга :) Сама книга - по сути путевой дневник Гогена, с его рукописными тестами и зарисовками.






Эдуард Мане - "Ворон" Эдгара Алана По ("The Raven", Edgar Allan Poe)
Я толкнул окно с решёткой, - тотчас важною походкой
Из-за ставней вышел Ворон, гордый Ворон старых дней,
Не склонился он учтиво, но, как лорд, вошёл спесиво,
40 И, взмахнув крылом лениво, в пышной важности своей,
Он взлетел на бюст Паллады, что над дверью был моей,
‎Он взлетел - и сел над ней.






Анри де Тулуз-Лотрек - "У подножия Синая" Жоржа Клемансо ("Au pied du Sinaï", Georges Clemenceau)
Клемансо был политиком, сумевшим достичь вершин французского политического Олимпа - должности премьер-министра, получившим прозвище "Тигр" за непримиримость к политическим противникам. Когда-то он сказал очень верную фразу: «Патриот любит свой народ, а националист ненавидит все остальные», увы, это до сих пор актуально. Книга, о которой идет речь, посвящена еврейским обычаям.






Морис Дени - "Путешествие Урьена" Андре Жида ("Le voyage d'Urien", André Gide)



Александр Алексеев - "Записки сумасшедшего" Н.В. Гоголя
Начали с Гоголя, им же и закончим! Алексеев - кинорежиссер, аниматор, художник, иллюстратор книг и перекати-поле: родился в Казани, детство провел в Константинополе, в юности учился в Санкт-Петербургском кадетском корпусе. С началом революции бежал в Уфу, потом во Владивосток и, через Китай и Японию, сумел попасть в Париж. В !940х уехал в США, затем вновь вернулся в Париж.
Последние двадцать лет жизни Алексеев занимался только книжной иллюстрацией: циклы гравюр к «Анне Карениной», «Доктору Живаго», «Запискам из подполья», «Слову о полку Игореве», стал лауреатом Гонкуровской премии и получил немало почетных дипломов на Венецианских биеннале. Вот какими талантами разбрасывается наша Родина.






К сожалению, не нашла рисунков Кеса ван Донген к книге "Хасан из Басры" (суфийские притчи), они замечательные!

Каждый художник видит мир по-своему: цветным или графичным, плывущим или резким, порывистым или статичным. Некоторые картинки, на мой взгляд, тошнотворны, некоторые заставляют улыбаться, какие-то оставляют равнодушными. Но мир тем и прекрасен, что в нем есть место для каждого мнения :)

Уфф, ну и длинный же вышел пост :)

Каждый раз, когда я натыкаюсь на такие выставки-сюрпризы, я поражаюсь, сколько же в мире еще прекрасного, о чем я не знаю!

Далиель-Анри Канвейлер

http://paris-chance.ru/kultura/ekspert/tri-portreta-istoriya-velichajshix-art-dilerov-francii-chast-3-/

про Пикассо и общение с торговцами ))) --
http://detectivebooks.ru/book/17964554/?page=35

«Книга художника» в ГМИИ им. А. С. Пушкина
ARTinvestment.RU - 31.01.2012
http://artinvestment.ru/news/exhibitions/20120131_kniga_hudozhnika.html


Пикассо, книга авторская, читать, livre d'artiste, Эрмитаж, Гончарова, Воллар, выставка, Дюфи, Дени

Previous post Next post
Up