Оригинал взят у
deadokey в
Железнодорожная станция КОЗЛОВА ЗАСЕКА, Тульская областьВеликий русский писатель Лев Николаевич Толстой никогда не любил железных дорог. В зрелые годы, пережив «светскую» молодость, он был человеком консервативным и в некоторых моментах противился многим нововведениям. Однако, его мнение об активном строительстве железных дорог в Российской Империи было стабильно негативным - он считал, что этот элемент прогресса несет человечеству одни лишь беды.
Совсем скоро - 20 мая, «Усадебный экспресс» совершит свою вторую поездку за пределы Московской области. Мы познакомимся с тульским имением Льва Николаевича Толстого - всемирно известной усадьбой «Ясная Поляна» и постараемся прочувствовать на себе все особенности камерного, яркого и удивительно вдохновляющего родового гнезда великого писателя.
Однако, наше познание достопримечательностей Тульской области, связанных с именем Толстого, не ограничится Ясной Поляной. Пассажиры «Усадебного экспресса» посетят старинную станцию «Козлова Засека», которая на протяжении многих лет играла важную роль в жизни писателя, а впоследствии - стала одной из отправных точек в его пути в вечность.
Я приглашаю вас в путешествие «Усадебного экспресса», которое состоится уже в эти выходные, 20 мая. А в преддверии поездки - представляю вашему вниманию небольшой материал об истории станции «Козлова Засека» и ее роли в судьбе Льва Николаевича Толстого.
2.
Свои доводы про нелюбовь к железной дороге Толстой подтверждал весомыми аргументами: во-первых, при строительстве железнодорожных магистралей всегда использовался «дешевый» путь рабочих и крестьян, многие из которых погибали в ходе осуществления своей работы, во-вторых, Толстой не признавал разделение пассажирских вагонов на различные «классы» комфортности, считая это некрасивым способом самоутверждения богатых людей, и, конечно же, он находил нечто мистическое и даже - зловещее в облике и атмосфере локомотивов, рельс, составов и прочих важнейших составляющих железнодорожной инфраструктуры.
3.
4.
Спустя годы, мы вполне можем заметить, что нелюбовь Льва Николаевича к железной дороги была судьбоносным предчувствием. А главной станцией его жизни стала железнодорожная платформа «Козлова Засека», расположенная в 4,5 километрах от его яснополянского имения. Она начала действовать в 1868 году. Строительство станции стало необходимым логистическим решением после открытия Московско-Курской железной дороги. Запуск железнодорожной станции практически рядом со своим имением Лев Толстой отметил традиционной - скептической, реакцией. Однако, будто бы сама судьба распорядилась таким образом, что «Козлова Засека» сыграла огромную роль в его жизни.
Тем временем, новая станция успешно открылась и стала одним из самых оживленных мест окрестности. Свое необычное название «Козлова Засека» получила в честь засечных лесов, образующих целую оборонительную черту, укрывающую Тульские земли от вражеских набегов. А первую часть своего составного названия станция получила благодаря здешнему воеводе Данилы Козлова.
5.
6.
Архитектурный комплекс станции «Козлова Засека» в XIX веке состоял из товарной конторы, вокзала, летних касс, буфета, путейского домика и других сопутствующих построек. «Козлова Засека» не отличалась богатством декора и причудливыми архитектурными решениями. Однако, у этой станции была одна необычная стилистическая особенность, которую необходимо отметить. Ступени главного здания, ведущие в зал ожидания, были отделаны рельсами, изготовленными на Демидовском заводе в 1881 году. Такой элемент декора был очень символичным: он не только указывал на принадлежность данной постройки, но и увековечил в истории станции имя знаменитой тульской династии промышленников.
7.
8.
9.
В те годы небольшие станции были центрами общественной жизни для жителей и гостей окрестностей. Здесь встречали путешественников и провожали их, отправляли телеграммы и осуществляли телефонные звонки. Со временем активным пользователем станции стал и Лев Николаевич Толстой. На «Козловой Засеке» Толстые получали почту, встречали своих друзей, приехавших погостить в Ясную Поляну, пользовались местным телефоном. «Козлова Засека» регулярно становилась конечным и промежуточным пунктом знаменитых конных и пеших прогулок жителей Ясной Поляны.
10.
11.
12.
Известна «Козлова Засека» и с другой, печальной стороны. Лев Толстой предчувствовал, что железнодорожные станции, возможно, сыграют роковую роль в его судьбе. Мистическому пророчеству было суждено сбыться. 20 ноября 1910 года в результате обострившейся болезни великий писатель скончался в доме начальника станции «Астапово».
13.
14.
15.
9 ноября 1910 года траурный состав с телом Льва Толстого прибыл на станцию «Козлова Засека». Гроб с телом писателя встретили тысячи людей, среди которых были его родственники, друзья, почитатели его таланта и небезразличные жители окрестностей. Этот момент навсегда вошел в российскую историю.
16.
17.
18.
19.
После революции станция продолжала действовать - в 1928 году, к столетней годовщине со дня рождения писателя «Козлова Засека» была переименована в «Ясную Поляну». Постепенно значение этой станции становилось менее значительным, а сами старинные постройки начали разрушаться.
20.
21.
22.
23.
В 2001 году «Козловой Засеке» вернули ее историческое название. А вскоре на территории старинной станции начались масштабные реставрационные работы. Историкам и специалистам-строителям в соответствии с архивными фотографиями и документами удалось вернуть первоначальный внешний вид старинной станции. В наши дни «Козлова Засека» выполняет свою транспортно-логистическую роль, а в помещении станции расположен замечательный музей, посещение которого является обязательной частью наиболее полных и проработанных экскурсионных программ по толстовским местам Тульской области.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.