«Две женщины»: кино про глупую барыню

Sep 08, 2014 20:58

Фильм показался неубедительным, несмотря на все красоты смоленской усадьбы «Новоспасское».



Как мы уже писали, новый фильм Веры Глаголевой, снятый на Смоленщине, имеет все основания стать победителем нынешнего «Золотого Феникса». Создатели картины просили зрителей остаться после показа и высказаться об увиденном. Позвольте сейчас, после обдумывания, добавить несколько капель лимонного сока в общий хор.
Прежде всего, Вера Глаголева сняла стилизацию. Этакое кино «а ля рюс», «из прежней жизни» - с массой актёрских и режиссёрских штампов. Первая часть картины просто провальная: такое впечатление, будто смотришь постановку посредственного режиссёра в глубоко провинциальном театре. Вторичность происходящего на экране просто претит. И неизбежно встаёт вопрос: кому адресован этот фильм? Зачем он снят?
Сдаётся, адресован он прежде всего женской аудитории. Его назначение - дать нашим женщинам возможность вволю «попереживать» у экрана. Посочувствовать замужней женщине, втрескавшейся в мальчика-учителя. Найдена ли удачная форма? Скорее всего, нет.
Сложно представить, что на фильм охотно пойдёт массовый зритель. Он любит жестокости, трюки и агрессивную подачу. Подобная мелодрама - прекрасный телевизионный сюжет. Но фильм слишком вял и рыхл для телепроката - невозможно представить, во что он превратится, если в него запихнуть 30 минут рекламы и анонсов с Дмитрием Нагиевым. Поэтому авторы произвели - увы! - дорогую безделицу.

Самое время поговорить об актёрах. Да, безусловно, Ральф Файнс украсил картину. Из него получился замечательный Ракитин. И актёр артикулирует по-русски. Правда, первые 40 минут фильма он появляется с одним и тем же выражением лица, но тем отраднее моменты, когда он начинает играть.
Не хочется обижать актрису, исполняющую центральную женскую роль, но её Наталью Петровну удачей не назовёшь. Да, героиня по-женски привлекательна, но создатели фильма не смогли найти изюминки, отличной краски, высветившей бы роль. Получилась - глупая барыня, которой нечем заняться.

Вообще, «Месяц в деревне» - это сложное произведение Тургенева. Советские зрители наверняка помнят постановку Анатолия Эфроса, выбравшего на главную роль свою главную музу - Ольгу Яковлеву. Ольга Яковлева привычно играла то, что у неё очень хорошо получалось - настоящего вампира, высасывающего соки из всех действующих лиц, а заодно и из зрителей.

Новой Наталье Петровне не удалось создать психологической достоверности роли. Я, например, могу поверить, что ей скучно с таким чудовищем-мужем в исполнении Александра Балуева, но не верю, что она могла влюбиться в подобного червяка-студента. (Тут знающие люди подсказывают, что любовь зла, бывает и не такое, но я высказываю частное зрительское впечатление.)
Центральные провалы особенно заметны, когда в кадре появляются люди, которые нажимают на нужные педали. Прежде всего, я говорю об Анне Левановой, исполнившей роль юной соперницы Натальи Петровны - Верочки.

Сцена объяснения под дождём - главная удача фильма, потому что молодая актриса ухватила нерв роли. Конфликт «Наталья Петровна - Верочка» мог получиться тем ярче и интересней, что исполнительница главной роли сама играла Верочку (!) в конце 90-х на сцене Театра имени Комиссаржевской в Санкт-Петербурге… Открытие для зрителей такой замечательной актрисы, как Анна Леванова - несомненная удача фестиваля и Веры Глаголевой в частности.
Хорош Александр Балуев, хотя гримёры соорудили ему такую ужасную причёску, что им впору пугать дам. (Второй кошмар - на голове доктора Игнатия Шпигельского в исполнении Сергея Юшкевича).

Картинка в фильме очень хорошая, хотя гиперкрупные планы на фоне размытой зелени, просвеченной солнцем, быстро надоедают. Музыка Сергея Баневича, при всём к нему уважении, оставляет желать лучшего - половину фильма надсадно повторяется одна и та же неловкая музыкальная фраза.

Ей-ей, бывали в нашем кино фильмы про «прежнюю жизнь» посильнее - хотя бы «Несколько дней из жизни Обломова». Значит ли это, что создателям «Месяца в деревне» нужно пригорюниться? Нет, конечно. Можно искренне порадоваться тому, что режиссёр Вера Глаголева снимает очень разные по стилистике фильмы. «Месяц в деревне» означает, что впереди её ждёт крупная удача. И не только её, но и нас, зрителей.

И ещё, об уровне фестиваля (наверняка о нём будут часто говорить в эти дни). На уважаемом интернет-ресурсе «Кино-Театр.Ру» в статье, посвящённой фильму, в графе «Премьера» чётко указано: «7 сентября 2014 (кинофестиваль «Золотой Феникс» в Смоленске)». Так что некое лидерство имеем!

женщины, Ельнинский район, Михаил Глинка, Новоспасское, кинофестиваль, Смоленск, Иван Тургенев, "Золотой Феникс", Смоленская область, кино, Вера Глаголева

Previous post Next post
Up