Юрий Соломин, «Обыкновенное чудо»

Jun 18, 2015 06:49



К юбилею выдающегося артиста

Думаю, поколение моих родителей обратило внимание на актёра Юрия Соломина после «Адъютанта его превосходительства», где тот сыграл исключительно интеллигентного и выдержанного главного героя, красного разведчика.

Мои ровесники тоже все грезили «Адъютантом», этим удивительно народным фильмом, вошедшим в фольклор, однако я мальчишкой обратил внимание на Юрия Соломина совершенно по другому поводу и с другим знаком.

По-моему, уже не раз писал, каким культурным шоком для умных подростков стал фильм «Обыкновенное чудо» в конце семидесятых. По-моему, это лучший из фильмов Марка Захарова - самый дерзкий, самый остроумный, далеко опередивший время.
Герой Юрия Соломина, Трактирщик, смотрелся в фильме весьма своеобразно - едва ли не инородным. Он был удивительно старомодным и даже слащавым. Именно он голосом Леонида Серебренникова исполняет ретро-номер с Екатериной Васильевой (за неё поёт Лариса Долина). Эту стилизацию в силу своего возраста я оценить не мог, и номер казался мне откровенно дурацким.

Став постарше, я вдруг понял (не без помощи отца), что Юрий Соломин являет собой удивительно светлый, тёплый и редкий типаж - это настоящий русский актёр!.. Тут-то я и догадался, почему он так странно смотрится в «Обыкновенном чуде».

Сейчас я полагаю, что «инородность» Соломина режиссёр Захаров использовал намеренно, дабы высветить героя и его поступки. Замечу, одного из главных героев, поскольку он один из немногих, кто осмеливается спорить с Волшебником. Герой Соломина сумел выделиться даже в очень пёстрой компании рыцарей и негодяев, сошедшихся в картине. А это, согласитесь, не мало, как сказал бы Андерсен.

Герой Соломина - на удивление добродетельный человек. Ему разбили сердце, он прожил жизнь в уединении и стал философом, самым чистым и добрым персонажем в этой пьесе, добрее даже Принцессы.
Если вспомнить ведическую теорию о том, что мир управляется тремя главными энергиями (гунами) - Добродетелью, Страстью и Невежеством, то Трактирщик Соломина - это олицетворение Добродетели. Вам не приходило это в голову?
Если продолжить рассматривать эту триаду, то в чистом виде Страстью полон герой Олега Янковского, Волшебник - он сказочно мучает своих героев для собственной потехи. Он не добр, ни в коем случае!
Главным воплощением Невежества в пьесе является Король (Евгений Леонов), правда, этому Невежеству и дикости придана незаурядная комическая окраска.

Есть ещё одна замечательная особенность у Трактирщика - Соломина. Хотя он появляется в фильме одним из последних - после бегства Принцессы - как раз он и является добрым Сказочником. Ведь какая сказка может быть без доброго рассказчика? Герой Янковского на эту роль не годится, поскольку персонажи для него - пешки, и он сразу заигрывается, потакая их дурным наклонностям и намерениям. Волшебник - не добр, вот в чём суть.
Тёплую окраску фильму придают не самодурство героя Евгения Леонова, не накладная борода Олега Янковского, не хрупкость Евгении Симоновой и даже не песня «Давайте негромко» Андрея Миронова. Тёплую окраску «Обыкновенному чуду» придаёт чудесный голос и медовые интонации Юрия Соломина, прекрасного русского актёра, украсившего эту изысканную кинокартину.

С юбилеем, Юрий Мефодьевич!

"Обыкновенное чудо", Юрий Соломин, Геннадий Гладков, юбилей, русские, Марк Захаров, кино, эссе

Previous post Next post
Up