Два слова о музыке (старинной - и вообще)

Feb 10, 2016 16:03

Весь XIX век был веком ОТРИЦАНИЯ вообще всего, что было прежде.
Это был век РОМАНТИЗМА, который полностью уничтожил представления о барокко, о классике. И о более ранних направлениях и стилях в музыке.
Это была страшная, катастрофическая волна, которая смела и затопила всю систему представлений о музыке. Цунами! Революция!
Я нисколько не преувеличиваю.
Клавесин был заменен и полностью вытеснен буржуазным роялем. (Этим «гнусным порождением кастрюльщика», - как сказал Вольтер.)
АБСОЛЮТНО СМЕНИЛАСЬ ВСЯ ЭСТЕТИКА.
Жильные струны были заменены на металлические.
Раньше смычок был в виде лука - и натяжение волоса регулировалось большим пальцем. Натяжение во время игры менялось - и в этом заключались большие выразительные (и технические!) возможности.
Смычок стал прямым, натяжение волоса теперь обезпечивается винтом (раз и навсегда - и при исполнении, разумеется, уже не меняется), - и полностью погибло всё связанное с этим искусство.
Если рассказывать обо всём, то получится толстая книга.
Абсолютно, в корне изменилось исполнительство. Музыку старинных (доромантических) композиторов стали играть в романтической манере (так же, как музыку Шуберта или Шопена) - и, таким образом, искажали, извращали весь ее дух и смысл. А та система представлений, которая была свойственна предшествовавшим временам, отрицалась и ОСУЖДАЛАСЬ, ее называли «бездушной», «мертвой», «музейной», над ней смеялись - и смеялись над всеми, кто к этой манере проявлял какой-либо интерес.
Раньше в церковных хорах - и в баховских кантатах - пели только контратеноры и мальчики. Все высокие голоса - сопрано, альты, - это были только мальчики.
Теперь их заменили ЖЕНЩИНЫ.
В музыке наступила эпоха КОРОВЬЕГО ТЕПЛА.
Любые разговоры о прежней возвышенной кристальной чистоте (ее называли «ХОЛОДНОЙ») объявлялись преступными, «АНТИМУЗЫКАЛЬНЫМИ», и пресекались.
Старинных композиторов, И. С. Баха, продолжали играть. Более того, Бах, полифония - это было обязательной частью учебной программы. Но играли в РОМАНТИЧЕСКОЙ манере, старинных авторов ПЕРЕДЕЛЫВАЛИ (а в том, что представляют собой их произведения на самом деле, не видели «живую музыку»).
Nota bene! Очень важно! Фуга (основной полифонический жанр) пишется на определенную ТЕМУ. И эта ТЕМА на протяжении всей фуги проводится в разных голосах, чередуясь с другим музыкальным материалом (НЕ ТЕМОЙ), перекликаясь с ним, и т. д. И вот, исполнение фуги было сведено к ВЫДЕЛЕНИЮ ТЕМЫ: тему играли громко, показывая ее, а всё остальное - тише. Так стали играть ВСЕ ФУГИ - ВООБЩЕ. Это стало не просто ШАБЛОНОМ, но неким АБСОЛЮТНЫМ ЗАКОНОМ, от которого ЗАПРЕЩАЛОСЬ ОТСТУПАТЬ.
В то время как НЕ ТЕМА - это ведь тоже музыка! И бывает, что как раз НЕ ТЕМУ следует играть громко, а ТЕМУ - тише (как раз потому что музыка - именно живая). Но если так сделает ученик - он получит «двойку». Потому что «если он НЕ ВЫДЕЛЯЕТ ТЕМУ - значит, ничего не слышит и не понимает в полифонии»! Исполнение фуги стало формальным, шаблонным, идиотским. Потому что в фуге не видели живую музыку - а видели только конструкцию. (Но при этом, играя, полагалось раскачиваться, вздыхать, сопеть, а при каждом появлении темы - чуть-чуть подпрыгивать на стуле, чтобы показать ее начало.)
И следы всего этого в музыкальной педагогике очень сильны до сих пор!
Только в начале XX века (и то - если говорить о самых первых отдельных робких голосах, а на деле - не в начале, а только в середине XX века!) впервые началось движение - стал появляться интерес к старинной музыке, к тому, ЧТО она собой представляет. Очень, очень постепенно.
Казалось бы, естественнейшая и само собой разумеющаяся мысль - что надо играть Шопена по-шопеновски, а Баха по-баховски, - всё еще представлялась подавляющему большинству дикой и нелепой.
И даже до сих пор еще очень силен РОМАНТИЧЕСКИЙ КОНСЕРВАТИЗМ (хотя подлинными консерваторами, конечно же, следует назвать как раз аутентистов - приверженцев того стиля исполнения, какой был при жизни композитора).
И титулованные ретрограды до сих пор шпыняют настоящих, истинных специалистов по старинной музыке. «Мы не можем знать, что и как было ТОГДА, жизнь идет вперед, мы переосмысливаем старинных авторов в духе нового времени, а искусственно возвращаться в прошлые века - это не по-советски, это противоречит линии партии!»
Вот, такая картинка...

http://sergedid.livejournal.com/84145.html

Справедливости ради, должен добавить, что среди романтических исполнителей, конечно, были гении, титаны!
А как играл Баха С. В. Рахманинов! Это гениально!
Правда, это был больше Рахманинов, чем Бах. «Бах-Рахманинов».
Причем Рахманинов не менял ни одной ноты, ничего не присочинял, но с подлинным Бахом это не имело ровным счетом ничего общего.
Здесь очень важно не перепутывать ни с чем предмет разговора.

P. S.  А совершенно доромантического Бетховена, который целиком принадлежит к венской классике, стали называть «первым романтиком» - и играть, совсем его не понимая, и разводить ТА-АКИЕ СОПЛИ, что хоть святых выноси...

https://sergedid.livejournal.com/464669.html

И. С. Бах, j. s. bach, история, инструменты, инструмент, Бах, клавесин, прогресс, музыка, фортепьяно, bach

Previous post Next post
Up