Иван Ильин о том, как русские люди превращаются в советских патриотов

Nov 12, 2014 14:41



Пути этого превращенiя различны и многообразны, и не всѣ дороги заслуживаютъ особаго описанiя. Трагедiя голода, безработицы и отчаянiя; трагикомедiя паники, безволiя и безличности; комедiя глупости, хитрости и невѣжества - понятны. Но есть и сущiя превращенiя. Есть искреннiя превращенiя: человѣкъ тоскуетъ по родинѣ, а родина для него не духъ, не честь, не культура, не самостоятельное и свободное цветенiе народной души и даже не рангъ народа въ мiровой исторiи. Родина для него - это стихiя нацiональнаго языка (хочу говорить по-русски!); ширь ландшафта (мнѣ здѣсь тѣсно и душно, хочу нашихъ равнинъ и лѣсовъ!); острота климата (морозы, снѣга, весеннiй вѣтеръ, грозы, ливни, бури!) и ароматъ быта (выветрившiйся въ совѣтчинѣ!).
  Отъ многолѣтней усталости, близорукости и поверхностнаго жизневозприятiя - онъ перестаетъ возпринимать порочное, позорное и противорусское качество совѣтчины.
  Пропаганда подталкиваетъ его, колеблющагося, - и онъ готовъ «сопричислиться». Такихъ немало. Можетъ быть, они уцѣлѣютъ, по своей незамѣтности, гдѣ-нибудь въ уголочкѣ…
  Но есть и неискреннiя превращенiя. Человѣкъ отлично понимаетъ и порочность, и позорность, и антинацiональность совѣтчины; понимаетъ, но не чувствуетъ ея; и потому всё это не мѣшаетъ ему «сопричислиться». У него холодное сердце и мертвая совѣсть: въ немъ нѣтъ русскаго патріотизма, нѣтъ любви къ своему народу, нѣтъ живаго отвращенiя къ той системѣ пошлости, лжи, насилiя и раболѣпства, которая уродуетъ добрую и благородную душу нашего народа. Онъ холодно наблюдаетъ, разсчитываетъ, любопытствуетъ, «прикидываетъ». Вѣдь «умные» люди вообще вѣрятъ въ «правоту» сильнаго и въ уменiе держать носъ «по вѣтру»; а смыслъ великаго урагана исторiи и скрытый въ немъ приговоръ злодѣйству имъ недоступенъ. И вотъ онъ готовитъ себѣ необходимыя «связи», лжетъ по-русски, смѣшиваетъ Россiю съ Совѣтскимъ Союзомъ, путаетъ всѣ понятiя, выдаетъ зло за добро и добро за зло, отправляетъ другихъ на погибель и становится слугою дiавола. Такова была предательская роль Бердяева, который, впрочемъ, совсѣмъ не былъ одинокъ. Такимъ совѣтская власть не вѣритъ, такихъ она не цѣнитъ; и въ этомъ она права. Они будутъ использованы, а затѣмъ уничтожены какъ подозрительные перебѣжчики.
  Итакъ, люди «превращаются» отъ духовной слѣпоты: или наивно-безпомощной, или порочно-сознательной. Наивная безпомощность иногда выражается въ своеобразномъ «дальтонизмѣ»: человѣкъ вдругъ (или постепенно!) слѣпнетъ для однаго «цвѣта», для опредѣленнаго сектора жизни. Одинъ увѣровалъ, что успѣхъ Красной армiи составляетъ честь и славу Россiи. Другой увѣровалъ, что санъ Всероссiйскаго Патріарха дѣлаетъ человѣка «мудрымъ», «геніальнымъ», «священномученикомъ». И вотъ онъ уже шепчется съ чекистами въ рясахъ, прислуживаетъ въ храмѣ и мечтаетъ подмять подъ совѣтскую церковь всѣ восточныя патріаршества. Третiй преклонился передъ - «заводами-гигантами» и восторгается лозунгомъ «догнать и перегнать Америку!» И вотъ, онъ уже горюетъ о томъ, что совѣтофилъ Капица все еще не подарилъ Совѣтамъ атомную бомбу.
  И всѣ они, по слѣпотѣ и глупости промѣнявъ Россiю на Советскiй Союзъ, мнятъ себя «патріотами».
  Этимъ всѣмъ одна судьба: «коготокъ увязъ - всей птичкѣ пропасть», такова «власть тьмы». Духовной зоркости не хватило - ослѣпнетъ совсѣмъ. Проглотилъ маленькаго «чертенка» - проглотитъ и всего «дiавола».
  Во всѣхъ этихъ превращенiяхъ - искреннихъ и неискреннихъ - дѣло не просто въ недостаткѣ освѣдомленности или въ интуитивной зоркости. Дѣло въ скудости духа: въ недуховности «патріотизма», въ бездуховномъ политиканствѣ, въ духовно-мертвомъ возприятiи армiи, въ духовно-слѣпой религіозности, въ духовно-индифферентномъ трактованiи нацiональнаго хозяйства.
  Ибо безъ духовнаго измѣренiя вещей, явленiй и человѣческихъ дѣлъ - безъ измѣренiя глубины, безъ «Божьяго луча, безъ совѣсти и чести» - все становится мелкимъ, плоскимъ, пошлымъ и соблазнительнымъ». А въ нашу эпоху величайшаго, обостреннаго и обнаженнаго соблазна - всякая духовная скудость и слѣпота (въ политикѣ, въ хозяйствѣ, въ церкви и въ армiи) ведетъ къ приятiю безбожiя, къ содействiю мiровой революцiи и къ предательству Россiи.

Иван Ильин, Наши задачи, 1948 год.

http://zarenreich.com/ivan-il-in-kak-russkie-lyudi-prevrashhayutsya-v-sovetskih-patriotov/



http://sergedid.livejournal.com/5023.html
http://sergedid.livejournal.com/197571.html

Иван Ильин, Ильин, Бѣлое дѣло, история, советизм, Иван Александрович Ильин, совок, люди, совдепия, Белое дело, красная чума, homo soveticus, Россiя, Россия, СССР, И. А. Ильин, коммунизм

Previous post Next post
Up