Какой директор нужен Колмогоровскому интернату?

Dec 12, 2012 01:03

Вчера вышла моя статья на polit.ru:

Какой директор нужен Колмогоровскому интернату?

Итак, неосмотрительно заложенная в СУНЦ МГУ - школу-интернат им. Колмогорова ректором Университета бомба сработала. Оказалось, что выпускники и преподаватели школы переживали и писали письма весной этого года не напрасно [1]. Уже тогда, в момент назначения, репутация и профессиональный опыт нового директора СУНЦ МГУ Андрея Андриянова давали общественности повод для беспокойства [2] и привели в итоге к печальному открытию: широкой публике стало известно, что его диссертация на соискание степени кандидата наук не соответствует требованиям к научной работе не только содержательно, но даже и по формальным критериям.

Юридическое разбирательство может длиться еще долго: Комиссия Министерства Образования, ВАК, МГПУ, редакции журналов наверняка будут долго выяснять отношения между собой и искать, кто за что несет ответственность. Но у внимательно изучивших материалы дела, изложенные в СМИ и предоставленные самим Андрияновым, сомнений не осталось: выложив на общее обозрение свои «статьи», Андрей сам расписался в том, что его диссертацию нельзя назвать научной работой [3], а также в том, что он делал ее, скорее всего, несамостоятельно.

Благодаря Интернету и тому, что все данные находятся в открытом доступе, любой желающий может убедится в этом: всех трех публикаций Андриянова, на которые он сам ссылается в своем автореферате, не существует в библиотеках и электронных справочниках. Вместо них Андрей продемонстрировал на фотокамеру, по всей видимости, распечатанные подделки (озаглавленные как те журналы, на которые он ссылался, но с добавлением слов «Дополнительный выпуск») [4], чем привлек внимание прессы и так же подставил под удар еще многих людей статьи за авторством которых так же засветились в оглавлении «дополнительных выпусков» [5]. Детальная экспертиза была проведена очень быстро множеством неравнодушных граждан, включая главного редактора одного из журналов, чье имя было использовано. Вполне вероятно, что была раскрыта группа мошенников, имитировавших бурную научную деятельность и, по всей видимости, штамповавшая научные степени по истории с промышленным размахом [6].

Кто лично и за что отвечает в этом неприглядном деле, пусть разбираются комиссия министерства [7] и прокуратура, но вряд ли это имеет решающее значение для репутации нашего героя. Как мы знаем по печальному опыту наблюдения за процессом исполнения правосудия в нашей стране, результат бюрократических судебных разбирательств может быть абсолютно непредсказуемым, вне зависимости от материалов дела. Но профессиональное сообщество уже вынесло свой вердикт: диссертация Андриянова - подделка. Есть преподаватели школы и выпускники, считающие, что не стоило спрашивать ВАК и доносить до общественности вскрывшиеся обстоятельства, чтобы не подвергать удару репутацию школы и научного сообщества вообще. Есть опасающиеся ухудшить отношения с ректором, обещавшего увеличить финансирование. Но я не встречал ни одного независимого мнения, что диссертация сделана добросовестно.

Попытка Андриянова сделать вид, что он тут не причем, что он качественно сделал работу, представляет собой довольно жалкое зрелище: читателю предлагается поверить в то, что Андрей: случайно в списке литературы забыл добавить слова «Дополнительный выпуск» и перепутал номера страниц всех своих трех работ, на которые он сослался; не указал две своих «монографии», на существование которых он ссылается в интервью; после публикации не озаботился проверкой того, что его статьи реально вышли в рецензируемых журналах; что редакции журналов водили его за нос, обещая опубликовать работу, но так этого и не сделали! Каждый, кто хоть раз публиковался, легко поймет абсурдность аргументов Андриянова, рассчитанных, видимо, на обывателя. Но и далекому от науки человеку должно быть понятно: если все это так, и виноваты исключительно другие люди, то вряд ли с такой неразборчивостью и невнимательностью стоит претендовать на место директора СУНЦ МГУ, по статусу аналогичному декану факультета Университета. Вряд ли такому человеку стоит доверять заботу о детях.

Если после скандала Андриянов останется работать в школе, то МГУ и лично ректор, Виктор Антонович Садовничий, покроют себя еще одним позором: научная добросовестность - это единственный капитал, который есть у научного сообщества в целом. Одна липовая диссертация дискредитирует сотни добросовестно делающих свой труд ученых, и тем, кто считает и поступает иначе - не место в науке. Привить школьникам нетерпимость к фальсификациям, вкус к честной работе - на из главных воспитательных задач, которую, безусловно, невозможно решить без увольнения Андриянова.

Вероятная смена директора поднимает новые вопросы: каким критериям должен удовлетворять кандидат на эту позицию, какова должна быть процедура назначения, кто мог бы возглавить школу? Оговорюсь сразу, что, пытаясь предлагать варианты ответов, я выражаю собственную позицию, не выступая с общей позицией от Клуба выпускников ФМШ им. Колмогорова: это попытка возобновить дискуссию, начавшуюся весной, когда стало известно о смене директора СУНЦ МГУ.

Сложившаяся на данный момент общая схема: директор - хозяйственник администратор, научные руководители СУНЦ МГЦ, Ученый Совет СУНЦ МГУ (все - назначаемые единоличным решением ректора, без конкурса и выборов) была ответом на возмущение общественности откровенно предвзятым и политизированным выбором человека с сомнительными компетенциями на ответственную должность директора. В качестве компромисса Виктор Антонович предложил назначить авторитетных научных руководителей школы и переназначить Ученый Совет, превратив его в реально работающий орган, управляющий школой. По замыслу ректора директор в такой схеме должен быть лишь хозяйственником-администратором, не имеющим влияния на учебный процесс.

Однако Ученый Совет [8], состоящий из крупных ученых-администраторов, занятых на своих факультетах, собирающийся несколько раз в году, просто физически не способен как-то заметно влиять на оперативную ситуацию и назначения в школе (из 40 официально утвержденных членов Совета лишь 12 работают в школе, в основном являясь руководителями кафедр). Заведующие кафедрами СУНЦ решают сами, что и как им делать, кого назначать и как оценивать работу: ведь контролировать их работу некому, а вклад научных руководителей, при всей их авторитетности, не известен (по Положению о СУНЦ [9] именно директор контролирует качество преподавательской и научной работы). Как следствие мы имеем то, что некоторыми преподавателями школы весьма неоднозначно воспринимаются результаты перестановок на кафедре математики [10]. Процедура и результаты приема в школу так же были подвержены резкой критике инициативной группой студентов, аспирантов и преподавателей МГУ [11]. Ученому Совету же о проблемах заведующие кафедрами докладывают сами, так что требовать от них повышенной самокритики было бы наивно.

Последнее заседание Ученого Совета 27 ноября 2012 года показало со всей четкостью декоративность этого органа: никакого решения или заявления относительно скандала, связанного с диссертацией директора, принято не было (а группа выпускников предлагала Ученому Совету провести собственное расследование, отстранив директора от работы до окончания разбирательств, чтобы вывести Школу из под репутационного удара). Вместо этого собрание, заслушав отчет о приеме в школу и справку директора о планируемых изменениях в документах школы и проведенных встречах, решило уже сейчас одобрить его работу [12].

Безусловно, роль директора в СУНЦ МГУ, несмотря на все особенности, связанные с включенностью в структуру Университета, чрезвычайно велика. Как и в обычной городской школе, он - первое лицо, обладающее исключительным правом подписи под всеми решениями школы (прием и увольнение сотрудников, премирование, командировки, договора и т.д.), представляющее СУНЦ при взаимоотношениях с органами власти, организующее образовательную, учебно-воспитательную, научно-исследовательскую и административно-хозяйственную деятельность, контроль качества лекций, семинарских и практических занятий, экзаменов, научной и других видов деятельности. Для эффективной работы на этой позиции необходим человек действительно авторитетный, обладающий огромным опытом и даром вести за собой. Нужен настоящий последователь Колмогорова, профессионал (при всем том, что формально Андрей Николаевич не занимал этой должности, он решал все основные вопросы в школе, его авторитет был непререкаем).

Как его найти? На мой взгляд, прекрасный ответ на этот вопрос дал нынешний новоиспечённый директор СУНЦ МГУ, отвечая на вопросы аудитории сети «В контакте», претендуя на включение в состав Межведомственного совета по делам молодежи и дополнительному образованию детей: «По поводу преподавателей, завучей, директоров - это очень обширный разговор. Основное, что я считаю, - эти должности должны быть конкурсными и конкурсы должны быть реальными. А зарплаты - обеспечивать привлекательность данных должностей, чтобы работать в школы шли хорошо подготовленные и мотивированные люди» [13]. Нужен конкурс и нужны зарплаты.

В СУНЦ МГУ пока еще работает множество преподавателей - настоящих подвижников, фанатов своего дела. Это те люди, которые по-настоящему хорошо делали свою работу и 30, и 20 и 10 лет назад, продолжают делать и сейчас. Это из-за них выпускники остаются привязаны к Школе, и готовы благодарить их за тот старт, который они смогли дать в жизни очень и очень многим. Но молодую и талантливую смену привлечь практически невозможно. Да, это проблема нашего образования: в вузах не платят, и МГУ в плачевном положении.

В начале 90-х годов ФМШ-18 вывели из системы городских школ и сделали подразделением Университета, что помогло платить преподавателям и административным работникам больше, чем в школах Москвы. Сейчас ситуация ровно обратная: за счет городских надбавок учителя общеобразовательных школ зарабатывают значительно больше. Ставка доцента Кафедры в СУНЦ МГЦ - около 15 000 рублей в месяц. Это унизительно, и это невозможно оставить как есть. Тем или иным способом, но решать проблему просто необходимо: не может школа, ориентированная на работу с самыми одаренными детьми страны и стремящаяся привлечь лучшие педагогические кадры, платить меньше своим работникам, чем в обычных школах на соседней улице.

Этого не понять министру образования, но люди соглашаются на такую унизительную зарплату, потому что ценят то дело, которым занимаются, по сути, занимаясь благотворительностью, отдавая свое время и силы работе со школьниками. При этом согласно закону о благотворительности, даже если выпускникам удастся создать работающий фонд, предназначенный для выплат преподавателям, то выплаты из него официальных надбавок к окладу невозможны! Я не являюсь специалистом по тому, какие именно законы и как это решают, но я считаю, что если ректор ведущего ВУЗа страны не может решить эту проблему, он должен уйти в отставку. Почему, если другие могут этого добиться [14], это невозможно для МГУ?

Так же вполне возможным является и создание полноценного Попечительского Совета, в который могли бы войти не только научные работники и педагоги, но и другие успешные выпускники Школы, обладающие административным и бизнес ресурсом, благо среди выпускников школы есть и министры и члены «списка Форбс». Можно было бы говорить о создании настоящего Фонда, целью которого является формирование целевого капитала, средства которого могут использоваться на развитие и деятельность школы-интерната им. А.Н. Колмогорова. Но для этого Попечительскому Совету и Фонду необходимы рычаги влияния на кадровые решения в СУНЦ МГУ. Необходимо перестать относиться к Школе, как к частной собственности ректора. Мне кажется, что это как раз тот случай, когда стоило бы развивать частно-государственное партнёрство в неизвращенном смысле этого слова.

В текущих условиях, когда политика реформирования школьного и высшего образования не находит понимания у большой массы самых наших лучших педагогов [15], крайне важно сохранить СУНЦы при университетах не только в качестве лучших практик «золотого века» нашего образования, но и как реальный мост в будущее. Образовательный проект для наиболее талантливых детей доказал свою работоспособность, и предложения для Правительства в этом вопросе получили название «Колмогоровский проект [16].

Пресловутая «вертикаль власти» пронзила Университет насквозь и вот, уже добралась до школьников. Несмотря ни на какие скандалы, ректор остается на страже стабильности, периодически открывая новые факультеты, однако за 8 лет так и не найдя времени назначить декана мехмата! Если сидеть и ждать перемен к лучшему, то придется ждать действительно долго. Я считаю необходимым требовать немедленного увольнения Андриянова и проведения, по его собственным заветам, настоящего конкурса на позицию директора СУНЦ МГУ, организацию которого должен брать на себя не ректор, а независимые от МГУ институты [17]. Пусть ректор своим указом назначит потом того, кого выберет профессиональное сообщество. Новый порядок было бы правильно зафиксировать в Положении о СУНЦ МГУ. Уверен, при прямом контроле со стороны Правительства, такое развитие событий возможно. Виктор Антонович, сделайте Школе подарок на 50-летие!

Сергей Анатольевич Романчук - выпускник СУНЦ МГУ 1991 года. Абсолютный победитель Олимпиады по физике Казахской ССР 1989 г., бронзовый призер Всесоюзной олимпиады по Физике 1989 г. Абсолютный победитель Московской олимпиады по физике 1990 г. Капитан команды СУНЦ МГУ и победитель Турнира юных физиков СССР 1991 года, призер Международного ТЮФ 1991 г. Закончил с красным дипломом Физический факультет МГУ в 1997 г. и параллельно Высший колледж математической физики НМУ 1995 г. Закончил аспирантуру Физического факультета МГУ в 2000г, не защищался. С 1995 г. работает в АКБ «Металлинвестбанк», является руководителем операций на валютном и денежном рынке. Председатель Комитета по валютному рынку Московской Биржи, заместитель председателя Биржевого совета Московской Биржи, президент общественной организации профессиональных участников финансового рынка ACI Russia - The Financial Markets Association. Он - член Клуба Выпускников ФМШ Колмогорова, спонсор ряда проектов школы (финансирование поездок на международные и российские соревнования школьников -  конференции, ТЮФ).
Примечания

1. https://docs.google.com/spreadsheet/viewform?formkey=dDVnTVFXeUlCS00yYWo1X2dvajNlOFE6MQ

2. http://mn.ru/society_edu/20120318/313747854.html

3. http://lenta.ru/articles/2012/11/27/andrdisser/

4. http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=221&d_no=50330

5. http://lenta.ru/news/2012/11/23/vestniki/

6. http://www.gazeta.ru/science/2012/11/23_a_4865585.shtml

7. http://lenta.ru/news/2012/11/30/minobr/

8. http://internat.msu.ru/wp-content/uploads/Совет1.pdf

9. http://internat.msu.ru/polozhenie_sync.pdf

10. https://vk.com/wall1947468_3420

11. http://igmsu.org/?itemid=804

12.  http :// serge - romanchuk . livejournal . com /11643. html

13. https://vk.com/topic-41851485_27433439, по настоящему так же поражает воображение анкета кандидата Андриянова, который занимается в данный момент восемью (!) различными общественными проектами: 2005 - н\в - председатель совета Студенческого Союза МГУ имени М.В Ломоносова. 2006 - н\в - сопредседатель Координационного совета Международного Содружества студенческих организаций и молодежи. 2008 - н\в - заместитель председателя оргкомитета Международного молодежного научного форума «Ломоносов». 2008 - н\в - идеолог, инициатор создания, а в настоящее время - куратор крупнейшей в России и на пространстве СНГ социальной сети молодых ученых «Ломоносов» (http://www.lomonosov-msu.ru). 2009 - н\в - член бюро Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах при Совете при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию. 2009 - н\в - член рабочей группы по разработке рекомендации для организации конкурсов по мероприятиям ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы». 2011 - н\в - руководитель рабочей группы по науке и инновационным образовательным технологиям в образовании Совета по развитию студенческого самоуправления в вузах России Министерства образования и науки Российской Федерации. 2011 - н\в - Сопредседатель Президиума Всероссийской молодёжной общественной организации «Российский союз студенческих организации». А в эссе на полторы страницы он указывает одной из своих основных задач: «Сосредоточить основные усилия на формах работы с одаренными детьми в рамках массовой общеобразовательной школы».

14.  http :// ksonin . livejournal . com /469814. html

15. http://www.spbvedomosti.ru/guest.htm?id=10293947@SV_Guest

16,http://www.novayagazeta.ru/arts/51672.html

17. Например, Московское Математическое Общество, РАН, МЦНМО, Клуб Выпускников ФМШ Колмогорова.
Previous post Next post
Up