Когда-то давно мне пришлось давать внешний отзыв на одну работу, которая была посвящена русскому масонству. Очень интересная тема! И логика кафедры мне понятна: кому ж еще дать диплом с такой темой на рецензию, как не мне? Ага.
Помнится, автор в введении обещал раскрыть всю зловредную сущность и пагубность действий вольных каменщиков. Работа имела приблизительно такое разделение на главы: «история появления масонов в России», «просветительская деятельность масонов», «политическая деятельность масонов», «социальная деятельность», «культурная деятельность», может, еще что-то. В этих главах рассказывалось о том, как масоны переводили Писание и Святых отцов, как они боролись против крепостничества и выступали за прогрессивные реформы, как строили приюты для престарелых клириков и богадельни для инвалидов, как налаживали печатное дело, как возводили и расписывали храмы да при всем при этом не просто боролись с казенщиной и формализмом в религии, а хотели немного чем-то их разбавить и дополнить...
Кстати, насчет переводов (актуальная тема и поныне!). Русские патриоты и ревнители «чистоты Православия» просто уничтожали переводы на современный русский язык или пытались воспрепятствовать их распространению. Например, «Катихизис» масона и святителя Филарета (Дроздова) был объявлен вредной книгой и первоначально запрещен, в частности, из-за того, что в его первоначальной редакции цитаты из Священного Писания приводились по-русски (так, инициатор издания охранительного цензурного устава 1826 года Александр Шишков считал, что в этой книге Заповеди Божии и Молитва Господня… «обезображены переложением на простонародный язык»!!!). Замечу, что такое отношение к своему родному языку демонстрируют многие русские и сегодня, и не думайте, что к белорусскому или украинскому языку они будут относиться лучше, чем к собственному. Выход же «Катихизиса» свт. Филарета был временно приостановлен…
Кажется, что для идеологии российского образования известного периода вообще характерна патовая ситуация: академизм и наукообразие, нормы которых всегда «западные» - это «схоластика и рационализм», а что-то «неформальное», эмпирическое, личностно ориентированное - «мистика и сектантство» и тоже что-то «западное». В общем, дураков учить - только портить. Их нужно социализировать и прививать им необходимый минимум навыков управляемости - это и называется «нашим», духовным взглядом на образование. Я утрирую и нагнетаю, но... образование, как и наука, которой оно соответсвует, - западная штука.
В общем, диплом про масонов я перечитывал дважды - потому что думал, что где-то пропустил разоблачение зловредности и вредительства их деятельности. Вдруг каменьщики кормили голодных котлетами из престарелых клириков, подло искажали смыслы переводами, а в расписываемых алтарях устраивали оргии, на которые заманивали Николь Кидман… Но нет, разоблачений я не нашел. Ну, разве только чуть-чуть: масоны все делали тайно, а борьба за «религию сердца» и «осознанное христианство», пусть даже они и не мешают придворным религиозным парадам - это протестантизм, рационализм и прочий пиетизм да вольтерианство.
В заключении было написано, что цель работы достигнута: масоны, подлюки эти, таки изобличены и выведены на чистую воду. Помнится, у меня был один большой вопрос: «ХДЕ????».
Так вот. С чего я это все вспомнил… Тут блоггеры возмущенно пишут про то, как о
дин известный православный батюшка из одного известного православного храма освятил православные иконы, которые принесли масоны. Эмоционально здесь все понятно, а вот по сущности? Если освящать иконы большевикам и сталинистам, то почему их не освящать масонам, гольф-клубам и прочим обществам любителей пива? А если освящать «всем и у всех», то нет ли в этом какой-то девальвации смысла - как в грамоте, которую вручают всем?
Икона - великое благословение! Но и Медный Змий Моисея был тоже благословением и совершенно справедливо хранился и трепетно почитался в народе Израиля многими веками, пока не произошел диалектический скачок - переход количества почитания в иное его качество: в идолопоклонство. Это не факт, но талмудическая литература («Ялкут») говорит, что Змей Моисея во времена царя Езекии вполне сохранял свою исцеляющую силу, однако царь Езекия принимает решение его уничтожить: мол, если укушенный змеей умрет без этой святыни, то он остаётся живым «в будущем мире»; а если же он идолопоклонствует, то он умрет для «будущего мира». Как бы сегодня сказали врачи, ожидаемый терапевтический эффект несоизмерим с предполагаемыми рисками…
Иконы нашим днем сохраняют и даже преумножают свое святое значение. Но иконопочитание не является таковым in itself по умолчанию. По умолчанию, в быту, оно есть идолопоклонство, и пока не доказано обратное - оно ложь. Как и фармацевтический препарат: пока не доказана его безвредность и эффективность, к нему нужно относиться как к яду.
И вот, видя все, во что сегодня превратили иконопочитание, видя все эти гастроли кусочков святых мощей и поклонения «святым креслам», я все чаще задумываюсь над тем, что иконы нужно прятать от православных также, как таблетки - от детей. Иконы нужно изымать из гражданского оборота, как наркотики из личного пользования, и выдавать строго по рецепту и применять под наблюдением. Пока народ себе лбы не поразбивал окончательно.
Если кратко: зачем освящать иконы (и не только) людям, которых ты не исповедовал и не причащал, и которые вообще и в принципе с большой вероятностью не исповедовались и не причащались - т.е., сами себя не освящали никогда?
Не уверен - не освящай!