«Когда Он говорил им сие, подошел к Нему некоторый начальник и, кланяясь Ему, говорил: дочь моя теперь умирает; но приди, возложи на нее руку Твою, и она будет жива. И встав, Иисус пошел за ним, и ученики Его. И вот, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подойдя сзади, прикоснулась к краю одежды Его, ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею. Иисус же, обратившись и увидев ее, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова. И когда пришел Иисус в дом начальника и увидел свирельщиков и народ в смятении, сказал им: выйдите вон, ибо не умерла девица, но спит. И смеялись над Ним. Когда же народ был выслан, Он, войдя, взял ее за руку, и девица встала. И разнесся слух о сем по всей земле той (Мф.9:18-26)»
Габриэль Корнелиус Риттер фон Макс. Христос воскрешает дочь Иаира (18??)
Сегодня в одном евангельском зачале повествуется сразу о двух чудесах.
В повествовоании об одном из них человек ищет возможности прикоснуться ко Христу: изможденная многолетней болезнью женщина, преодолевая страх и стыд, нарушая религиозные законы, рискуя быть разоблаченной, сквозь толпу усердно пробирается ко Господу, чтобы коснуться края Его одежды. Она стремится к Нему, не только как к источнику исцеления, но и как к источнику очищения: напомню, что еврейка может прикасаться только к своему отцу, сыну и мужу, и то, к последнему она не может прикоснуться даже мизинцем или дуновением, если она «нида» - имеет любое вагинальное кровотечение. Всякое прикосновение к ней даже каким-то предметом передает «туму» - скверну, и только погружение в микву может ее очистить. Возможность посещения общественных мест для «ниды» ограничена, а за нарушение законов чистоты можно даже
получить палками В истории второго чуда уже Христос ищет прикоснуться к человеку - к находящейся при смерти (а потом и умершей) девочки. Он идет к ней через расстояние, через осмеяние и раздражение... В определенный момент призванный Христос оказывается ненужным призвавшим Его хозяевам дома, ведь потребность в Нем была сугубо утилитарна и ситуативна. «Опоздавший» и не выполнивший просьбу Господь уже некстати и только мешает готовиться к похоронам и делает больно Своими оптимизмом, который кажутся неверующему уху неуместным и бестактным… Кстати, прикосновение к трупу - это тоже передача «скверны», что не останавливает Иисуса Христа.
Христианство - это взаимная устремленность Бога и человека на встречу друг другу и возникающее между ними соприкосновение. В каждом отдельном случае фабула этого притяжения разная, и приводит она к разным результатам. Но везде предполагается, что между Богом и человеком есть некие препятствия, которые порождаются как неблагоприятными обстоятельствами и банальным фактом недостатка веры, так и нетривиальным для данного контекста фактом наличия… религии.
Иногда Бог к нам тянется, а нас «нет дома». Иногда мы тянемся к Нему, но в итоге нам это начинает казаться безнадежным и бессмысленным, поскольку всё уже умерло, а Бога «нет на своём месте». Но вот в этом-то и задача: оказаться в нужно время, в нужном месте - в расстоянии вытянутой руки и вопреки всякому имеющемуся у нас представлению о смысле (вернее, о бессмыслице).
«Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!» (Пс.41:2), - пишет псалмопевец Давид. А я скажу так: мы должны стремиться к Богу, как лоси щемятся по кукурузе - несмотря ни на что. А что смотреть на это «ни на что»? - оно все равно показывает только всякую хтоническую хрень. Она повсюду и везде - там, где нет Святого Духа.
Габриэль Корнелиус Риттер фон Макс. "Анатом" (1869)