"И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя" (Лк.17.12-19)
На иллюстрации: “Ten Lepers,” painting by Bill Hoover
И только один самаритянин вернулся ко Господу поблагодарить. Почему?
Может быть, именно потому, что он так и не дошел до священников - ну, не знаю, вдруг как раз перед приходом десятого прокаженного у всех священников на дежурстве начался обеденный перерыв, епархиальное собрание или еще что-то. Или самаритянину велено было сначала сдать флюорографию и принести справку об оглашении… Первые девять попали под раздачу правды в последней инстанции и, возможно, даже отреклись от своей веры, «уяснив» лжеурок про «силу веельзевула и князя бесовского», которой, якобы, Иисус Галилеянин исцелял приходящих к Нему (см.: Мф.9:34, Мф.12:24, Мк.3:22, Лк.11.15). Ведь есть же священники, попадя к которым, ко Христу уже никогда не вернешься, правда?
Да и не факт, что самаритяну нужно было освидетельствование иудейских священников - разве только для того, чтобы доказать некоторым из них то, что не только иудеи болели «цараат».
А может сектанту повезло еще и потому, что Христос воспитывался в семье плотника и был не очень искушен в вопросах «канонического» права? А то бы Он быстро очистил это прокаженное экуменическое сборище - бубонной чумой, лихорадкой Эбола и огнем с неба (для дезинфекции). Но нет же! Христос похваляет веру самаритянина - так же, как Он восхвалят милосердие самаритянина в известной притче. Так же, как Он восхваляет веру ханаанской язычницы (см.: Мф.15:28) и римского сотника (см.: Мф.8:10).
Вот, сегодня стоит кому-нибудь из православных где-нибудь сказать что-то доброе о разумении или добродетели неправославных, как тут же появляются желающие процитировать слова св. Феодосия Печерского (которые на самом деле принадлежат Феофану Греку) «Кто хвалит чужую веру, тот все равно, что свою хулит»… А что, Христос разве хулил «свою веру»? Нет, в разговоре у колодца с самарянской женщиной Он однозначно сказал, что «спасение от иудеев», но это не мешало Ему видеть добро в иноплеменниках и… «хулить» - не веру отцов, нет, а некоторых ее рьяных представителей.
Я согласен, что возможны такие восхваления других вер, которые, как минимум, внешне очень похожи на измену правоверию. Но… неверно надеяться на то, что тот, кто хулит иные веры, тем самым хвалит свою. Обычно всё наоборот: хулящий чужое, хулит в первую очередь своё - и нередко, позорясь незнанием хулимого чужого.
То, что есть в нас самих, часто обличается тем, что мы говорим о других. Или, если проще, «кто как обзывается, тот сам так называется».