Как это часто бывает, первые несколько лет нашего брака, мы с женой, а потом и с первой дочкой, жили у тещи…
У моей тещи были соседи: семья, которая растила больного ребенка. У него была миопатия (вроде, она): ужасная болезнь, при которой у человека постепенно выключается одна мышца за другой - они атрофируются. Человек неминуемо превращается в скелет и, в конце концов, обычно умирает от удушья - ведь дышим мы тоже благодаря мышцам… Обычно процесс умирания длится несколько лет, при этом мыслительная деятельность сохраняется, а иногда даже обостряется…
Моя жена всё толкала меня и толкала: сходи, говорит, к нему, познакомься, поддержи. Я долго не решался, находил себе всякие оправдания: я - не волшебник, а только учусь я не священник, я только студент, и все такое… Но жена - она ж не угомонится… И вот, однажды, я позвонил в дверь к соседям…
Парню уже было лет 17. Он мог двигать головой, пальцами рук и немного - одной рукой. Сидеть он уже не мог - только лежал, не имея возможности самостоятельно перевернуться.
Знаете, на удивление, все получилось очень легко и естественно: мы быстро привязались друг к другу. Играли в шахматы, смотрели видео, слушали музыку и разговаривали. Много разговаривали. Однажды, он захотел причаститься и исповедоваться…
Нет, я не мать Тереза. В этом не было никакого милосердия или чего-то такого героического - мы просто стали друзьями. А ходя в гости к друзьям, вы ж не строите из себя героев? Подвиги в жизни проходят мимо меня.
Вот, я закончил семинарию, поступил в академию, меня оставили ассистентом, я начал читать свои первые лекции. Однажды он спросил, что я преподаю. Я ответил: катехизис. А шо гэта? В общем, он попросил, чтобы я и ему преподавал то, что называется таким прикольным словом. Нивапрос! Я расскажу тебе все, что знаю, а что не знаю, выучу вместе с тобой, друг.
Он был хорошим учеником. Никаких поблажек! Все отскакивало от зубов!
Но темпы наших занятий постепенно падали на фоне резко ухудшающегося здоровья ученика. Он умирал и, прекрасно понимая это, мужественно держался. Однажды наступил печальный момент, когда, вроде, стало совершено очевидно, что уже не время для штудий, но он все равно настаивал! Представляете, нам осталось пройти всего две темы, вернее, два вопроса - из Заключения по св. Филарету Дроздову (да-да-да, можете начинать пинать меня за это). Но у парня совсем не было сил. Теперь, когда я уходил от него, он обещал мне «сдать тему» завтра, послезавтра, после-послезавтра…
Однажды он понял, что завтра уже не будет - пришло время прощаться. Маме он сказал, что хочет жить, а мне - что очень сожалеет, что у него не получилось дожить до общего экзамена. Это была его мечта. Я попытался объяснить ему, что он сейчас думает не о том, сдаст он еще свой экзамен, а если его вдруг там спросят «Парень, да кто это так тебя здорово научил?», то пусть не забудет назвать моё имя…
=====
Я понимаю, что это странно, но мне эту историю захотелось рассказать не случайно. Барражируя по нашему белорусскому музыкальному форуму, я обнаружил, что кто-то продает замечательный васильковый Carvin JB200C Jason Becker tribute, т.е., гитару, посвященную производителем
Джейсону Бекеру.
Я подумал, что-то давно я ничего о нем не слышал об этом
гитаристе-виртуозе - никогда не был большим его поклонником (слишком много нот), но все равно стало очень интересно - неужели умер? Оказалось, что нет, не умер. С 1989 года (тогда музыканту было всего 20) лет у него начала прогрессировать
болезнь Шарко.Я не знаю, может, сущностно это совсем другой недуг - не тот, от которого умер мой друг - но симптоматично болезнь выглядит точно так же: одна за другой выключаются мышцы - при полном отсутствии оснований для оптимистических прогнозов.
Джейсон Бекер парализован, трахеостомирован, общается только глазами, но, продолжает мужественно бороться с недугом и дальше писать музыку (в таком состоянии он записал четыре диска). Он даже на свой хаер не позволил покусится - всё, как бы, говорит о том, что он по-прежнему в строю.
Я долго рассматривал его фотографии. Его взгляд показался мне очень похожим на взгляд моего покойного друга…
Я всеми фибрами своей грешной души почувствовал, что есть смысл погуглить тему взаимоотношений музыканта и Бога. Я не ошибся...
Поиски причин своего страдания Джейсон начал банально: с удаления ртутных пломб, иглоукалывания и всего такого. Но постепенно он приходит к осознанию потребности в Боге. Но откуда он мог что-то знать о Нем? Окружающие его верующие люди, словно друзья Иова, докучали ему своим мнимым всезнайством и лицемерным осуждением. Везде, как я полагаю, есть свои специалисты по чужому страданию, которые знают, что всему причина убийство Мартина Лютера Кинга, в котором нужно всенародно покаяться, а также то, что его мама сокращала вечернее правило и беременной смотрела концерты Киркорова…
Короче, сам гитарист признается, что он читал Новый Завет и даже принял Христа, как совершенного Бога, но все это осталось формальным: он понял, что «не может Его познать» - «слова летают над головой».
Все закончилось тем, что парня нашли индуисты. Теперь на домашней страничке музыканта красуются изображения Иисуса Христа, Парамахансы Йогананды, Юктешвары Гири, Лахири Махасая, обложка Бхагават-Гиты… Музыкант уверяет, что он имеет доказательства истинности слов своего мастера: у него есть личный опыт видений, вибраций, выходов вне тела и прочего по списку. "Все, что вы не можете сделать в своем теле, вы можете сделать вне его". Джейсон - убедительный противник эвтаназии, кстати.
Представляете: толпы христиан вокруг - и никто "не попал". Вот почему оно так? А потому что никто их христиан не смог сделать для него очевидным истинность своих слов. И были ли их слова истиной - еще не известно. Хотя нет, известно: они были ложными - ведь всякое древо познается по плодам.
В своем предыдущем спиче я говорил о связи веры и знания… Так вот, «всезнание» - последствие «маловерия», а маловерие - «малоделания», безделия, отсутствия опыта, которое есть параллельность проговариваемого и проживаемого, подмена faith на doctrine, belief на confidence или confession, trust на credit, силу Божию на свою веру и знания (implicito: свою силу). Когда покойники учат жизни, то перспектива мучительно сдохнуть может показаться более привлекательной, чем счастье жить так, как они.
Помяните в молитвах об упокоении Сергия и о здравии Джейсона.
Click to view
Click to view