Христос Воскресе! Хрыстос уваскрос! Christ is Risen! Christus ist auferstanden! Le Christ est ressuscité! ¡Cristo ha resucitado! Cristo è risorto! Χριστος Aνεστη! Христос возкресе! Христос Васкрсе! Hristos voskrese! Христос воскресна! Kristus je vstal! Kristus vstal z mrtvých! Christos vstal z mŕtvych! Krishti u ngjall! ქრისტე აღსდგა! Hristos a înviat! Chrystus Zmartwychwstał! Krisztus feltámadt! Kristus on surnuist ülestõusnud! Kristus prisikėlė! Kristus Augšāmcēlies! Kristus nousi kuolleista! Kristus är uppstånden! Tá Críost éirithe! Kristus er opstanden! Kristus er oppstanden! Christus is opgestaan! Cristo ressuscitou! Al-Masih-Qam! المسيح قام ハリストス復活!
Св. Иоанн Златоуст говорит в своем Огласительном слове на Пасху: «Горько пришлось аду при встрече с Тобою [т.е., со Христом - S.L.] в преисподней. Горько, ибо он упразднен; горько, ибо подвергся поруганию; горько, ибо он умерщвлен; горько, ибо подвергся разрушению; горько, ибо он был заключен в оковы. Принял тело, и вдруг ПОПАЛ НА БОГА ("έλαβε σώμα καί θεώ περιέτυχεν" где περιέτυχεν - от περιτυγχάν, что значит наталкиваться, натыкаться, случайно встречать, попадать); принял землю, а встретил Небо. Он принял то, что видел, и попался на то, чего не видал. Смерть, где твое жало? ад, где твоя победа? Воскрес Христос, и ты низвержен! Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются ангелы! Воскрес Христос, и торжествует жизнь! Воскрес Христос, и никто не мертв во гробе! Ибо Христос, восстав из гроба, - первенец из умерших. Ему слава и держава во веки веков! Аминь».
Да, сатана попал по-черному!
Я понимаю, что это странно, но позвольте мне процитировать 1-ую песнь канона Сретения: «Разумом простертыя небеса веселитеся, и радуйся, земле: из пребожественных бо недр ХИТРЕЦ прошед Христос, Материю Девою Богу Отцу приносится Младенец, иже прежде всех: славно бо прославися». Христос, как вы можете видеть, назван хитрецом! В оригинале стоит "τεχνητής" от "τεχνή" (от чего произойдет «техника»), что делает больше акцент на «изобретательности» определенного рода практических действий Иисуса, а не образ мыслей или смыслов. Древние философы всегда гнушались τεχνή: предоставляя её компетенции ремесленников, они предпочитали γνώσις и ἀλήθεια. Сатана, видать, тоже оставил эту сторону без внимания - он и подумать не мог...
Дьявол - не Бог, он не может предусмотреть все. С течением времени дьявол вяжется в своем произволе неучтенными последствиями, самые радикальные из которых - Боговоплощение, смерть и сошествие во ад. Ошибки дьявола учтены Богом и предусмотрены Им. Бог не только предвидит их, но и нарочито со всяким изяществом\искусством\изобретательностью использует просчеты сатаны в возможное для нас благо, притом большее, чем оно было доступно для нас без происков сатаны. Сатана зарывается сам. Возможно, до соблазнения Прародителей в Раю у него была возможность сохранить какой-то «свой внутренний адик», но теперь нет: состояние дьявола стало необратимым, а значит и ад стал обреченным.
Вот и св. Василий Великий тоже называет Бога «бесплотных сил хитрецом» (молитва запрещательная над страждущими от демонов) - и неспроста! Потому что победа над дьяволом - это не просто торжество грубой силы (как физической, так и интеллектуальной), это - «дело Техники». Мне тяжело сформулировать свое... предчувствие, что ли… Знаете, это как в китайском боевике: когда антагонист роняет свое оружие, то главный герой не только подает ему его, но еще и бросает своё, отказываясь от своего явного преимущества в пользу врага. Бог на столько силен, что может позволить себе быть слабым. Он побеждает не каким-то своим «ядерным оружием», а дает возможность Своему врагу поразить себя самому. Такое странное вселенское айкидо, где Господь не просто не наносит ударов Сам, и даже не просто уклоняется от них, ловко перераспределяя энергию агрессии в адрес самого агрессора, но лишь смиренно принимает все удары и тем самым позволяет аду убиться об Себя.
Св. Григорий Великий проводя интересную аналогию, делает нам еще понятнее идею «пападания на Бога»: Человеческая природа Христа - наживка, Его скрытое Божество - крючок. Ад не может проглотить и «переварить» Христа, он обреченно изблёвывает Его (как Иону - морской зверь), а вместе с Ним - и всех тех, кто уверовал в Него благодаря проповеди кау от века томящихся там пророков, так и Самого сошедшего Своей человеческой душой в него Христа.
Я не хочу назвать отношение Бога к бесам войной - это бы подразумевало какое-то неудобовразумительное отсроченное «избиение младенцев». Это не война - это именно τεχνη: техника, искусство, изящество, ловкость, исключающая ложь, вероломство и, как мне кажется, даже насилие как таковое, поскольку образы «связанности», «сковонности», «ввергнутости» дьявола - это метафора для описания не столько действия Божия как процесса, сколько его эсхатологического результата, заключающегося в индуцированном Господом дьявольском «случайном» самовыпиливании.
Но пусть не потом, а уже сейчас дьявол, польстившийся и на нашу немощную пухленькую человечность, таки попадет по-крупному: «попадет на Бога». Сила Божия - она ведь в немощи совершается (См.: 2Кор.12.9), и в нашей - тоже. Не во всякой, правда, и не всегда, но.
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!
-----
На иллюстрации:
Слева: византийская икона из монастыря святой Екатерины на Синае (12 век). После смерти на Кресте Иисус Христос Своим человечеством нисходит во ад, сокрушает его ворота, проповедует Евангелие, и выводит оттуда Адама и Еву, всех праведников а так же тех тех, кто уверовал в Него.
Справа: фреска Андреа Бонаиути да Фиренце в церкви Санта-Мария-Новелла, Флоренция (1365-1368 годы), фрагмент. Группа разноцветных бесов, пребывающих в полном офигении от всего происходящего на первой иллюстрации.