Продолжение (начало:
часть 0,
часть 1,
часть 2,
часть 3,
часть 4,
часть 5,
часть 6,
часть 7).
29.07. С утра отличная погода, солнце. Начали спуск по левому берегу Нюндю. Местность - тайга с большим количеством звериных троп. Попадаются рыжики и в немалом количестве. Постепенно многочисленные тропы собираются в одну мощную звериную дорогу. Вскоре, как обычно, погода испортилась и пошел дождь. Чуть не доходя до места, где тропа переходит на правый берег, абсолютно на ровном месте, с нами приключилось самое неприятное происшествие за все время похода. Я шел первым по тропе, когда вдруг заметил, что Лёня отстал и бегает по кустам в явно неадекватном состоянии. Вернувшись, я обнаружил его шипящим и тыкающим себя в горло с вопросом, нет ли там дырки. Оказалось, что двигаясь по тропе, он поскользнулся и упал горлом в аккурат на небольшую пихту со срезанной верхушкой (вероятно, это было что-то вроде засечки). Я поспешил успокоить друга, что дырки в горле нет, но настроение было слегка подпорчено.
Дошли до брода...
Дождь перешел в фазу сильного ливня, а мы устроили обед под кедрами на той стороне брода.
Начиная с этого момента и до самого конца похода, ежедневное меню включало в себя несколько лоханок жареных рыжиков.
Сразу после обеда, пройдя вперед по звериной дороге еще метров 200, мы дошли до точки притяжения всего окружающего нас баргузинского животного мира. Это солонцы. Дальше вниз дороги нет, но почти всегда есть попутная тропа. После предпоследнего притока Нюндю начинается верховой обход прижима по стланнику.
Здесь тропа малозаметна. Участок длиной около километра удалось преодолеть примерно за час. После прижима у самой реки появляется мощная тропа, уходящая постепенно направо вверх и подрезающая поворот в долину Улюгны. Тропа выводит к верховым террасам, поросшим ерником, и на протяжении менее чем двухсот метров полностью растворяется в окружающем пейзаже. Начинаем спускаться к Улюгне и довольно скоро выходим к роднику. Уже вечер и дело, как обычно, идёт к дождю. Поэтому быстро ставим лагерь и успеваем залезть в палатку до начала ливня.
30.07. C утра начинаем спуск к Улюгне. Быстро подрезаем тропу, идущую на удалении от реки. Тропа не слишком торная и теряется каждый раз при прохождении труднопроходимых мест. Пейзаж вокруг очень переменчив.
Улюгна
р. Мал. Салдани
После брода через Салдани начинается хорошая конная тропа.
Тополиная тайга
Перейдя через Бол. Карпусы...
... тропу на противоположном берегу не обнаружили. Некоторое время шли вдоль Улюгны, пока не остановились ночевать на галечнике, расположенном на острове меж двух проток Улюгны. Попытка половить хариуса результатов не дала.
31.07. С утра уходим от реки. Снова подрезаем конную тропу. Через пару километров тропа выходит на галечники на берегу Улюгны и теряется. По видимому, она переходит на левый берег Улюгны. На правом берегу начинается грандиозный прижим. Бродить Улюгну у нас желания не оказалось, поэтому пришлось без тропы по довольно крутому склону вылезти на террасу высоко над рекой. Здесь появляется малозаметная тропа. Через пару километров обход прижима заканчивается крутым спуском к Улюгне.
На оставшемся отрезке пути до Ингаригды тропа снова то появляется, то исчезает. Перед бродом через Ингаригду останавливаемся на обед на ее высоком левом берегу. Тут есть мобильная связь (Мегафон).
Удивительно белая сухая протока Ингаригды
На правом берегу Ингаригды тропу не нашли. Поэтому, ничтоже сумняшеся, азимутнули на Улюнхан, до которого оставалось около 25 километров. Тут пошел дождь. Какой это был дождь!!! Это был дождь всего похода, ливень невероятной силы. От скуки попробовали собирать грибы, но от этого пришлось быстро отказаться, поскольку их было видимо-невидимо. Ливень подходил уже к концу, когда, пройдя по азимуту около полутора километров, мы вдруг вышли на дорогу. На настоящую лесную дорогу, как будто где-то на Карельском перешейке. Дальше был очень длинный путь по дорогам, которых по мере приближения к Улюнхану становилось всё больше (на карте они обозначены не все и не слишком верно). На ночь остановились в двух километрах от Улюнхана на берегу неширокой протоки Улюгны, сильно удалённой от основного русла.
1.08. Встали довольно поздно, и это была ошибка. В Улюнхане оказались около 8 утра. Выяснилось, что единственный автобус идёт в 6:20 из Кучигэра и проходит Улюнхан в 7 утра. Вышли на дорогу вдоль Баргузина и пошли по ней на юг в надежде поймать попутку.
В Баргузинской долине
Уже начинался очередной дождь, когда нас подобрала машина до Аллы. Весь день мы ехали на перекладных до Усть-Баргузина, истратив на это немало денег (2 участка на такси). Вокруг лило, поэтому хотелось закончить этот день уже на берегу Байкала.
2.08. Провели день на берегу Баргузинского залива Байкала. Здесь довольно замусоренный песчаный пляж - даром что в нацпарке - и очень тёплая вода. За день сильно сгорели.
3.08-4.08. В середине дня уехали на микрике в Улан-Уде. Там провели последний день, остававшийся до самолёта.
Из Улан-Уде съездили в Иволгинский дацан - главный буддисткий центр России.
Небольшое заключение. Аномально дождливое лето 2012 года наложило довольно сильный отпечаток на окружавшие нас в этом походе пейзажи. Как мне кажется, они несколько отличались от тех, что я видел в других отчетах по району: у нас было очень много зелени.
И еще. Хотя мне казалось, что меня уже сложно удивить труднопроходимостью сибирского горно-таёжного ландшафта, удивить таки удалось. Этот тезис относится, главным образом, к первой части похода по западным склонам Баргузинского хребта.