Этногенез славян (10)

Nov 20, 2012 23:07

Оригинал взят у aftershock_su в Этногенез славян (10)

После вынужденного перерыва возвращаемся к повести временных лет. Мы уже рассмотрели употребление терминов русь и варяги, выяснили, как эти этнонимы соотносятся друг с другом. Сегодня предлагаю остановиться на славянах. Данные из повести временных лет заставляют более подробно разобраться с информацией по этногенезу славян и связанными с ними археологическими культурами. Много наукоемкого текста прилагается.



Античные авторы обычно просто упоминают где живут славяне, не вдаваясь в подробности, откуда же они пришли, и максимум, указывая на родство с другими племенами.

Например Историк VI в. Иордан свидетельствует

«Между этими реками лежит Дакия, которую, наподобие короны, ограждают Альпы [горы вообще, здесь Карпаты и с севера Трансильванские Альпы]. У левого [западного] их склона, спускающегося к северу, начиная от места рождения реки Вистулы [Висла], на безмерных пространствах расположилось многолюдное племя венетов. Хотя их наименования теперь меняются соответственно различным родам и местностям, все же преимущественно они называются склавенами и антами.

Склавены живут от города Новиетуна [в Словении] и озера именуемого Мурсианским до Данастра и на север до Висклы [то же, что Вистула]; вместо городов у них болота и леса. Анты же - сильнейшее из обоих [племён] - распространяются от Данастра до Данапра, там, где Понтийское море образует излучину; эти реки удалены одна от другой на расстояние многих переходов.

Эти [венеты], как мы уже рассказывали в начале нашего изложения, - именно при перечислении племён, - происходят от одного корня и ныне известны под тремя именами: венетов, антов, склавенов.»

Венеды были известны античным авторам с 1 века н.э., о них говорит Плиний, Тацит, Птолемей, как о многолюдном племени и относили их то к сарматам, то к германцам, но этнической принадлежностью варваров тогда особо не заморачивались, и даже смешивали германцев и кельтов.

Повесть временных лет, фактически, является первой работой, пытающейся дать ответ на вопрос откуда славяне произошли и как расселялись. То есть, в современной терминологии, ПВЛ является первым исследованием этногенеза славян. В не датирумой части содержится описание происхождения и расселения славян после вавилонского столпотворения.

«По разрушении же столпа и по разделении народов приняли сыновья Сима восточные страны, а сыновья Хама - южные страны. Иафетовы же сыновья приняли запад и северные страны. От этих же семидесяти и двух народов произошел и народ славянский, от племени Иафета - так называемые норики, которые и есть славяне.»

Норик (Noricum) - государство племени таврисков (кельтское племя) . По различным данным образовано то ли в 6 то ли в 4 то ли в 1 веке до н.э. В 16 г до н.э. Норик был преобразован в одноимённую римскую провинцию и просуществовал вплоть до распада Западной Римской империи. Населяли эту провинцию кельты, иллирийцы и те самые венеты. К 6-му веку юг Норика заселили славяне-карантаны, а север полиэтничные авары, среди которых было так же немало славян антов. Кого именно имел в виду летописец под предками славян поэтому не очень понятно, то ли венетов, то ли более поздних пришельцев.

Дальнейшее расселение славян описывается летописцем так:

«Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. И те славяне разошлись по земле и назвались именами своими от мест, на которых сели. Как придя, сели на реке именем Морава, так назвались морава, а другие назвались чехи. А вот те же славяне: белые хорваты, и сербы, и хорутане. Когда волохи напали на славян дунайских, то поселились среди них, и стали притеснять их. Славяне же другие пришли и сели на Висле и прозвались поляками, а от тех поляков пошли поляне, другие поляки - лютичи, иные - мазовшане, а иные - поморяне.

Также эти же славяне, придя, сели по Днепру и назвались полянами, а другие - древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и прозвались полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильмень, назывались своим именем и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле и назвались северянами. И так распространился славянский народ, а по его имени и грамота назвалась славянской.»

Современные представления о расселении славянских племен базируется на изучении археологических культур. Дело в том, что можно выделить некую общность археологических памятников найденных на определенной территории и относящихся к определенному периоду. Общность устанавливается по совокупности нескольких признаков, особенно важны те, которые еще называют этноопределяющими - способ захоронения, строения поселений и укреплений, предметы используемые в быту, керамика, традиционные этнические украшения, религиозные памятники. Конечно, между разными культурами ведется культурный и торговый обмен - некоторые предметы продаются или отнимаются, украшения или предметы быта копируются у соседей, перенимаются какие-то технологии, вооружение, новая культура приходит вместе с мигрантами или наоборот, из-за завоевания и разорения поселений теряются ремесленные традиции, а население покидает нажитые места. Археологи и историки изучают влияние культур друг на друга и делают выводы об их родстве.

Отдельная задача - сопоставление археологических культур с конкретным этносом или этносами и поиск названия стран или племен в письменных источниках. По этому поводу у историков возникают споры, и часто одну и ту же культуру относят к совершенно разным народам.
Крупнейшей фундаментальной работой по этногенезу славян является монография Валентина Васильевича Седова Славяне: Историко-археологическое исследование. М., 2002.

Приведу отдельные данные из этой работы.

В среднем бронзовом веке наиболее крупное культурно-историческое образование индоевропейцев это культура курганных могил (погребений) 1500 до 1250/1200 гг. до н. э. На смену ей пришла культура полей погребальных урн (13-8/7 вв. до н. э.). Именно на базе этой культуры и сформировались индоевропейские этносы.

Расселение древнеевропейцев и их дифференциация на отдельные этносы



Жирной общей границей отмечен ареал среднеевропейской культурно-исторической общности полей погребальных урн, из которой произошли другие культуры. Там где на карте подпись «славяне» стоит частая штриховка, обозначенная буквой д. Это культура подклёшевых погребений (названа по типу захоронений, урны в них накрывались большим сосудом, опрокинутым вверх дном) Сложилась она 400-100 гг. до н. э  на основе слияния лужицкой и поморской культур (переферийных балтов).

Называть представителей этой культуры славянами, возможно, не совсем верно, поскольку этноним возник гораздо позже, но Валентин Васильевич подписал на карте «славяне» поскольку по его исследованиям именно в культуре подклёшевых погребений и начал формироваться славянский этнос и славянский язык - в тесном контакте в первую очередь с носителями западнобалтских диалектов, в меньшей степени с германоязычными племенами, со скифами в основном воевали, и какого-то сильного культурного или языкового влияния в этот период не прослеживается.

Начиная с 400 г. до н. э. с запада начинается мощная экспансия кельтов, под влиянием которых создана пшеворская культура. Существовала она приблизительно с 150 г. до н. э по 330-450 г н.э.  Кельтское влияние на праславянские племена можно сравнить разве что с более поздним византийским влиянием на Киевскую Русь, меня всегда интересовала схожесть древнерусских и кельтских орнаментов, а так же похожие черты в языческих обрядах, священные рощи и т.п.



Древнерусский орнамент

Вот тут есть еще несколько примеров кельтских и древнерусских орнаментов.

Славянское кузнечное ремесло I тыс. н. э., как показали металлографические изыскания, по своим особенностям и технологической структуре ближе всего к металлообрабатывающему ремеслу кельтов и провинций Римской империи. Даже в метталургии восточных славян (носителей черняховской культуры)приемственность идет от кельтов а не от высокого мастерства скифских ремесленников по обработке черных металлов. Хотя черняховское население переняло очень много от скифов, например технологию производства стали, но вот клинки из этой стали делались уже по кельтскому техпроцессу и в кельтских традициях. То же и с гончарным производством - в Малопольше на ряде пшеворских памятников (Иголомья, Зофиполь, Тропишув) раскопками исследовано несколько десятков горнов для обжига глиняной посуды, по своей конструкции сходных с кельтскими гончарными печами..

«Кельтское влияние, как показала польская исследовательница Я. Розен-Пшеворска, проявляется не только в материальной культуре, но и в духовной жизни славян. Оно было настолько мощным, что следы этого воздействия обнаруживаются даже в языческих культовых сооружениях раннего средневековья. Так, исследованные на славянском поселении в Гросс Радене в округе Шверина языческая культовая постройка IX-X вв. и храмовое здание VII-VIII вв. в Фельдберге в округе Нейбрандебургнаходят аналогии в кельтском культовом строительстве. Деревянные стилизованные фигуры, обнаруженные в Гросс Радене, находят параллели в кельтском искусстве. С храмами кельтов сопоставимо также славянское святилище в Арконе на острове Рюген, известное по описаниям Саксона Грамматика. Вполне очевидно, что культовые языческие постройки северо-западных славян раннего средневековья восходят к храмовому строительству кельтов Средней Европы. Более того, Я. Розен-Пшеворска видит кельтские традиции в скульптуре ряда ранних христианских построек Польши.»



Распространение пшеворской культуры, разными буквами обозначены разные периоды, амеба ползет на юго-восток.

На территории пшеворской культуры доминировала кучевая бессистемная застройка поселений, жилищем пшеворскому поселению служили как наземные постройки, так и полуземлянки. Основой экономики пшеворского населения было сельское хозяйство. Представление о земледелии дают прежде всего железные наконечники пахотных орудий, серпы и косы.

Собранные при раскопках пшеворских поселений карпологические материалы свидетельствуют, что первое место в возделывании зерновых культур принадлежало ржи (22 %), второе - просу (16,5 %), третье - ячменю (16,3 %). В доминировании ржи в земледелии населения Висло-Одерского региона в позднелатенско-римский период К. Яжджевский видит один из показателей славянской принадлежности носителей пшеворской культуры.

В ареале пшеворской культуры открыты и исследовались раскопками крупные производственные пункты, специализировавшиеся на добыче и обработке железа и изготовлении гончарной посуды. В самом крупном таком центре - Свентокшицком - археологическими изысканиями 1955-1966 гг. выявлено 95 металлургических комплексов, насчитывающих более четырех тысяч сыродутных горнов. В каждом комплексе находилось по нескольку десятков печей. Есть среди них и такие, в которых было сосредоточено до двух сотен горнов. Польский археолог К. Белении, производивший исследования Свентокшицкого центра, считает, что в целом в нем количество комплексов достигало 4000, с общим числом железоплавильных печей до 300 тысяч. Объем их продукции составлял около четырех тысяч тонн железа рыночного качества.

Во время расцвета металлургии в III-IV вв. металлургические центры снабжали своей продукцией многие регионы пшеворской территории и экспортировали ее в римские провинции. О последнем свидетельствуют многочисленные клады с тысячами римских монет.

Напоминаю, пшеворская культура была полиэтничной, и в её ареле жили венеды (наследники местной культуры подклёшевых погребений) и пришедшие с запада кельтские и германские племена. Но как это обычно бывает, не все хотели жить рядом с грязными мигрантами. Под постоянным давлением кельтов и германцев началось переселение крупных групп населения на восток, в Севернопричерноморские земли населенные скифами. На рубеже 3 и 2 вв. до н. э. в верхнеднепровском регионе в условиях взаимодействия местного населения (милоградской культуры, веротяно балтов) и переселенцев (племенами культур поморской и подклёшевых погребений) формируется зарубинецкая культура просуществовавшая примерно до 2 века н.э. Среднеднепровский регион зарубинецкой культуры, охватывающий поречье Днепра с притоками от устья Десны до Тясмина, до оседания переселенцев из Повисленья был заселён племенами скифской лесостепной культуры. Здесь известно свыше сотни поселений и курганов V-III вв. до н. э., которые можно рассматривать как памятники скифов-пахарей Геродота.

Хозяйственная деятельнось зарубинецкого населения прежде всего была связана с земледелием. Пашни обрабатывались деревянными ралами простейшего устройства. Одно из таких орудий найдено в торфянике около д. Каплановичи на р. Лани, левом притоке Припяти.

Стадо состояло из свиней, крупного и мелкого рогатого скота и лошадей. На поселениях встречены еще кости собаки. Охотились, судя по костным остаткам, на лосей, оленей, кабанов, зубров, реже медведей и косулю.

В зарубинецком ареале получили развитие железоделательное, кузнечное и бронзолитейное ремесла. Железо получали из болотных (луговых) руд посредством плавки в глинобитных горнах. На раннем этапе железо, судя по находкам шлаков, производилось почти на каждом поселении. Позднее возникли специальные поселки, специализировавшиеся на железоделании. Один из них исследовался в Лютеже в Среднем Поднепровье. Открыты остатки 15 горнов, из которых три - пять функционировали одновременно, производя за сезон до 100 кг железа.

В кузнечном деле использовалось низкосортное кричное железо. Более высокого уровня достигло это ремесло в южной части Среднего Поднепровья, где кузнецы знали сталь. Специалисты считают, что ее получение восходит к скифам. Вместе с тем там же выявлены технологические приемы («пакетирование» изделий, цементация лезвий с последующей закалкой), свидетельствующие о восприятии зарубинецкими кузнецами кельтской (латенской) железообработки. Бронзолитейное ремесло основывалось на привозном металле (из античной периферии). Плавили его в тиглях в домашних очагах.

Около середины I в. н. э. воинственные сарматы заселяют южные земли Среднего Поднепровья и создают опасную ситуацию для оседлого земледельческого населения зарубинецкой культуры. Последнее вынуждено было покинуть эти области. Более или менее крупными группами зарубинецкое население переселяется на север, оседая в Подесенье, и на запад, осваивая регион верхнего течения Южного Буга.

Собственно ретроспективным археологическим методом обосновать славянскую атрибуцию носителей зарубинецких древностей не представляется возможным. Но поскольку она сложилась под влиянием культуры подклёшевых погребений (ранние славяне, находящиеся в стадии становления), и поморской культуры (периферийная группа западных балтов). Седов выдвигает гипотезу, что носители зарубинецкой культуры в языковом отношении были близки и славянам, и западным балтам, может быть, образуя отдельную диалектную группу, занимавшую промежуточное положение между праславянским языком и окраинными западно-балтскими говорами.

Итого к 1 веку н.э. имеем две праславянские культуры:
  • зелененькую пшеворскую (в толерантным венедам добавить побольше кельтов и немного германцев по вкусу, смешать но не взбалтывать);
  • красненькую зарубинецкую (разбавить скифов убежавшими от проклятых западных либералов венедами, переферийные балты добавляются для послевкусия). 



В следующей статье рассмотрим что из всего этого получилось в нашей эре, а так же разберем сведения ПВЛ о более поздних отдельных славянских племенах.

Это сообщение было опубликовано в информационном центре Aftershock пользователем casper_nn. Вы можете посмотреть и откомментировать публикацию здесь

Ыстория, Славяне, Древний мир

Previous post Next post
Up