Баку нефть теряет, а Минск - получает

Nov 09, 2012 12:42

http://nefttrans.ru/experts/baku-neft-teryaet-a-minsk-poluchaet.html?sphrase_id=679


ТерминаЛтор

[1993 год аналитика]
ТерминаЛтор

Анатолий Вассерман

Латинское «termin» означает «граница», «завершение». Отсюда общеевропейское «термин» - «понятие», то есть слово с чётко ограниченным смыслом. Отсюда же и «терминал» - оконечное устройство сложной системы. Я уже 20 лет сижу за терминалами вычислительных машин - пультами и экранами, находящимися на границе между машиной и человеком.

Одесские терминалы - концы сложных систем распределения. Некоторые из этих систем вполне безопасны: железнодорожный и контейнерный терминалы, например. Но есть и аммиачный, за ликвидацию которого мы голосовали ещё в 1990-м. Есть мелкие, но достаточные для порчи моря экспортные цементный и нефтяной терминалы. Именно их намечено заменить сверхмощными импортными. Возможно, когда Вы читаете эти строки, строительство уже идёт. Но может, наши деньги ещё не выброшены…

Кстати, зампред Одесского горсовета А.А. Прокопенко отметил удивительную стабильность цены систем подачи на Украину независимой нефти. Сначала собрались строить трубопровод Иран-Украина. Через Азербайджан, Чечню, Грузию… И стоить эта горячая линия через горячие точки должна была семь миллиардов долларов. Потом решили - через Россию трубы тянуть нельзя. С Дудаевым, Эльчибеем (или кто там нынче?) точно договоримся, а Россия вдруг да перекроет кран? Будем строить танкеры и терминал. Тоже за семь миллиардов. Почему у проектов, ничего общего не имеющих, цена одна? Неужто просто потому, что больше из Украины не выжать?

Доводы в пользу строительства в Одессе нефтяного терминала известны уже всем. И поражают гордым презрением, которое национал-коммунисты всегда питают к горячо любимому ими в качестве кушанья народу. Такими демонстративно слабыми доводами можно обосновывать только вопрос, решённый заранее.

Терминалы во всём мире совершенно безопасны и строятся так, чтобы исключить малейшую утечку нефти! Атомные реакторы тоже строятся так, чтобы их взрыв был невозможен. Но удалось же взорвать - причём у нас, на Украине.

В Одессе и так есть нефтегавань, причём старая и изношенная, нуждающаяся в замене! Да не в замене, а в ликвидации нефтебазы нуждается Одесса. Не место на курорте производствам, основная специальность которых - загрязнение окружающей среды. Или на такую маленькую страну хватит одного курорта - Фороса?

Украине не хватает нефти! Но её куда проще купить в России. И куда дешевле - даже если по мировым ценам, то хоть за транспортировку платить меньше.

В России падает добыча - на Украину нефти не хватит! Но Россия приглашает нас осваивать новые месторождения. И самостоятельно добытая нефть будет намного дешевле мировых цен. Если заняться оживлением заброшенных скважин, то за нефть из них требуются вообще гроши. Общих запасов российской нефти хватит всему Союзу ещё на века. А когда и она кончится - будет ли тогда хоть что-нибудь в недрах Ирана и Аравии?

Российская нефть хуже! Состав и качество нефти в России очень разные - как и за её пределами. И даже сверхвысокосернистую сейчас умеют перерабатывать с выгодой.

Переработка плохой нефти дороже! Но не дороже транспортировки хорошей за три моря.

Россия может прекратить подачу нефти по политическим причинам! А Иран не может? А Ирак новую войну в заливе не начнёт? Мы намерены получать нефть от самых реакционных и поэтому самых нестабильных режимов - возможно, по признаку духовного родства?

Независимость без терминала невозможна! А терминал без независимости не нужен. Я свою трепетную нежность к независимости выражал уже неоднократно. Никогда в истории не была Украина так несчастна, как в годы десятка своих независимостей. Даже сталинский голодомор, охвативший всю хлебородную Россию - от Украины до северного Казахстана - унёс куда меньшую долю нашего народа, чем кипучая деятельность независимых гетманов - от Выговского до Мазепы. Неудивительно, что Мазепу не поддержал уже никто, кроме наёмной личной охраны. Может, поверим опыту предков?

Мы должны быть независимы от России! А почему именно от России? Почему Иран с его мусульманскими фундаменталистами не страшен, а от России, где у власти есть и демократы, зависеть нельзя?

А потому и нельзя, что у власти там демократы. В киевском парламенте группа 239 до ночи с 18-го на 22-е августа не давала даже в повестку дня сессий включать вопрос о независимости. А после этой ночи, 24-го, одностайно за неё голосовала. Им было по пути с Янаевым, но не с Ельциным. Вот если завтра в Москве воцарится националист или коммунист любого сорта - Анпилов, Бабурин, Васильев, Жириновский, Зюганов, Константинов… - послезавтра из Киева приммчат гонцы «Придите княжить и володеть нами!»

И ещё потому нельзя, что по крайней мере две трети граждан Украины - русские.

Нет, по паспорту две трети - украинцы. Но по паспорту национальность выясняют только в СССР - с легкой руки Сталина. А вот, например, в основном законе ФРГ - пожалуй, самой демократичной из реально действующих конституций - сказано однозначно: определение национальности по крови есть фашизм. И во всём мире её узнают по языку. А по данным всех переписей родной язык почти всей Украины - но, конечно, Украины, а не Галиции - русский.

И всегда был русский. Легендарные братства XVI века создавались для поддержки и изучения русского языка. Лучшие русские литераторы XVII века - выходцы из Киево-Могилянской академии. В прошениях гетманов о принятии Украины в Россию постоянно подчеркивалось: «Мы народа русского и веры православной».

А прошений было много! Ещё в XVI веке южная украина Руси стремилась из Польши обратно, в Русь. Россия, конечно, войны с Польшей не хотела. Но её дожали. Богдан истратил, наверное, половину своих трофеев на подкуп московских дьяков. Алексей Михайлович ногами на своих бояр топал: пусть война - но не оставлять же своих, русских на растерзание! Долго ли сейчас придётся нам стучаться в ворота Кремля, умолять Россию принять обратно блудных своих сыновей…

Вот отчего борцы за независимость знают: Украина может покоряться кому угодно - лишь бы подальше от России. Гетман Дорошенко вообще пытался отдать Украину туркам, беспрестанно её резавшим. Ибо с турками украинцы слиться никак не могли. А с русскими оставались слиты, несмотря на все старания Дорошенко - и десятка других гетманов, включая нынешних.

Поэтому главная сегодня цель наших правителей - отгородить Украину от России. Любыми средствами - и любой ценой. Скоропостижное введение собственной валюты. Перекрытие вечерних передач российского телевидения. Светлая идея прекратить трансляцию «Останкина». Таможни на границе, которая по договору об СНГ мыслилась как открытая. Препятствия любым хозяйственным связям. И - последнее по порядку, но не по значению - отказ от российской нефти.

Тем более что отказ этот Галиции выгоден. Бориславские нефтепромыслы воспеты ещё Иваном Франко - и при нём же истощены. Но если другой нефти в стране не будет, эти остатки - на вес золота. Галиция наконец обрела колонию и готова её доить, пока кровь вместо молока не потечёт. Будем доиться?

Наши власти надеются выстроить между Украиной и остальной Россией новую берлинскую стену. Их не пугает цена этой стены - властитель платит из кармана подвластных. Их не волнует судьба старой стены и её создателей - «на наш век хватит». Постараемся, чтобы не хватило!

«Termin» - это и «граница». Терминал в Одессе - инструмент укрепления границы между нами и надеждой на лучшую жизнь.

У слова «termin» есть значение, вошедшее в украинский: «термiн» - «срок». Какой срок отмерен нам до первой аварии, которая для жизни у одесских берегов станет последней? Какой - до исчерпания валютных запасов, вытекающих за нефть, которую без валюты можно купить под боком?

Одесский терминал - лишь малая часть цены, которую мы платим за благополучие наших властей. Реконструкция всех нефтепроводов и станций перекачки - до сих пор они гнали нефть в Одессу, а теперь придётся из Одессы. Угроза портам - Одессе, Ильичевску, Южному. Угроза морю - съедобным и лечебным водорослям, мидиям, остаткам рыбы. Прощание Одессы с былой славой курорта… Что всё это по сравнению с разорванным родством, параличом промышленности, перспективой голода и гражданской войны!

1993.06.18 верховный совет постановил: нефтяному терминалу быть! И даже отвёл под него «в порядке исключения» плодороднейшие земли. При обсуждении официальные доводы не поминались. Главный мотив был: всё равно второй раз никто за нас не проголосует, так что считаться с мнением избирателей незачем, а терминал нужен.

Что их мы не переизберём - несомненно. Но после принятого решения надо избрать тех, кто сможет - и захочет! - его отменить. А значит, тех, кому не нужен не только терминал. Но и основанная на нём, на разрушении природы и экономики, на обмане и ограблении народа «независимость».

Недавно Голливуд познакомил нас ещё с одним производным от корня «termin». Терминатор: завершитель, устройство, специально предназначенное для истребления неугодных. Одесса была неугодна любой власти - и питерскому Павлу I, и днепропетровским Брежневу со Щербицким. Найдено наконец средство покончить с неудобным городом?

Мне возразят: был и «Терминатор-2», где герой Шварценеггера уже не убивал, а защищал. Защищал мальчика Джона Коннора, будущего великого вождя Земли. Того самого, чью мать в первом фильме пытался уничтожить.

Но вспомните: терминатор-2 защищал только Джона Коннора. Для его защиты сокрушал всё вокруг. Калечил любого, вставшего на пути. Не убивал - но лишь повинуясь прямому запрету Джона.

Конечно, терминал защитит великого вождя. Но запретит ли тот нефтяным разливам убивать нашу природу? И сможет ли запретить?

Президент - уже не мальчик. Умеет защищаться. И не только. На его стороне уже многие. Ибо обещано: не будет в Одессе терминала - не дадут и свободной зоны. Так что не стоит писать на деревню дедушке Леониду Макарычу: не приедет и не заберёт нас отсюда. Попробуем быть умнее Ваньки Жукова!


-------------------------

Баку нефть теряет, а Минск - получает



Дмитрий ПАРФЁНОВ
независимый эксперт ТЭК
Падение нефтедобычи в Азербайджане не стало большой новостью, хотя новые технологии разведки и добычи подкорректировали самые пессимистичные прогнозы.

В 2004 году предсказывалась добыча нефти в Азербайджане в 2010 году на уровне 50-60 млн тонн. По официальным данным, в 2010 году было добыто около 51 млн тонн нефти, а экспортировано около 40 млн тонн. Потом начался резкий спад. За 2011 год экспорт нефти из Азербайджана упал на 12,2%, а нефтепродуктов - на 11,7%. В первом полугодии 2012 года добыча нефти в республике сократилась еще на 7%, а экспорт нефтепродуктов − на 22%.

Сокращение азербайджанского нефтяного потока влияет на загрузку нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД). При годовой мощности в 50 млн тонн в 2010 году перекачано 35,2 млн тонн азербайджанской нефти. В 2011 году по трубопроводу было экспортировано на 13% меньше азербайджанского «чёрного золота» - около 32,2 млн тонн, и на 76,1% больше, чем в 2010 году нефти, добытой в Туркмении (более 2,2 млн тонн). Падение экспорта продолжается. В январе-июне 2012 года через БТД прошло 15,8 млн тонн азербайджанской нефти (на 7,8% меньше по сравнению с показателем аналогичного периода 2011 года) и 1,6 млн тонн - туркменской.

Как видно, рост поставок из Туркмении не компенсирует падение добычи в Азербайджане. Из известных планов Ашхабада по добыче нефти можно сделать вывод, что в ближайшие пять лет нефтяной экспортный потенциал республики составит не более 5-6 млн тонн в год.

Не сильно помогает БТД и казахстанская нефть. С 2010 года заработала идущая в Новороссийск труба Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). Расширение её годовой мощности на 35 млн тонн и вряд ли оставит казахской нефти для наполнения БТД. Немудрено, что в апреле 2011 году турецкий акционер управляющего БТД консорциума - Botas - сообщил о понесённых за время работы проекта убытках в размере $31 млн.

Одесса-Броды так и не наполнился азербайджанской нефтью

Если БТД наполняется хотя бы наполовину, то с украинским нефтепроводом Одесса-Броды дела совсем плохи. С самого начала разговоров об этом маршруте в обход России власти Азербайджана поддерживали проект. Вот только нефти для этой трубы у Азербайджана не оказалось. Сооружение 674-километрового трубопровода стартовало в 1996 году и завершилось в 2002-м. Из-за отсутствия контрактов на транспортировку нефти в Европу магистраль мощностью 14,5 млн тонн в год  простаивала в течение двух лет. Пока в 2004 году началась прокачка российского сырья в реверсном направлении для экспорта в Европу. Но Киев при поддержке Баку не потерял надежды на транзит азербайджанской нефти вплоть до Балтики. В этом же 2004-м для строительства участка Броды-Плоцк было создано совместное предприятие «Сарматия». Его учредителями стали пять нефтяных компаний - из Украины, Азербайджана, Грузии, Литвы и Польши.

В 2009 году нефтепровод был переведен для работы в аверсном направлении. Украинские власти планировали перекачивать по нему до 9 млн тонн ежегодно венесуэльской нефти в Беларусь, а в Плоцк в перспективе - до 40 млн тонн. В октябре этого же года в реверсный режим работы были переведены Приднепровские магистральные нефтепроводы (ПМН) для поставок нефти на Кременчугский НПЗ, куда с октября 2007 года перестала поступать российская нефть. НПЗ был захвачен, по утверждению ряда СМИ, группой «Приват» Игоря Коломойского, а российская «Татнефть», которой принадлежало на тот момент более половины капитала предприятия, отстранена от управления.

Грандиозным планам украинских властей не суждено было сбыться. В 2011 году из Одессы на Мозырьский НПЗ в Беларуси вместо 4 млн тонн было перекачано менее 1 млн тонн (это была азербайджанская нефть марки Azeri Light по своп-контракту с венесуэльской PDVSA). В июне 2012 года поставки венесуэльской нефти в Беларусь по Одесса-Броды и через прибалтийские порты были вообще прекращены. Пока неизвестно, как будет расплачиваться Минск за непрокачку нефти, ведь контракт на поставку по Одесса-Броды до конца 2012 года был заключен на условиях «качай или плати».

В настоящий момент по нефтепроводу нечего качать. В прошлом году по нему для принадлежащих «Привату» Надворнянского и Дрогобычского НПЗ поступило всего около 60 тыс тонн азербайджанской нефти, в этом году Дрогобыский НПЗ не работает.

Ранее через ПМН качалась на экспорт российская нефть. В 2007 году, например, было прокачано 24,7 млн тонн нефти. В реверсном режиме работы через ПМН на Кременчугский НПЗ в 2011 году поступило только 640 тыс тонн азербайджанской нефти вместо обещанных 5 млн тонн.

В истории нефтяных взаимоотношений Баку и Киева экспертов изумляют регулярные и очевидно невыполнимые обещания азербайджанской стороны. При резком падении добычи в Азербайджане в марте 2012-го азербайджанский министр энергетики Натиг Алиев сообщил о том, что специалисты Украины, Азербайджана, Грузии, Литвы и Польши завершили разработку ТЭО для продления до польского Гданьска трубопровода Одесса - Броды. Чиновник также в очередной раз повторил, что Баку заинтересован в проекте, реализация которого создаст альтернативный путь поставки каспийского сырья в Европу. А в начале апреля президент Азербайджана Ильхам Алиев в очередной раз заявил, что у Одесса-Броды есть перспективы, но этот проект необходимо «подтолкнуть». Восточная дипломатия!

Украинские НПЗ остановлены…

На июль 2012 года в Украине уверенно работал только один из шести НПЗ − Кременчугский. По Надворнянскому НПЗ нет точных данных о его деятельности, скорее всего, он тоже не работает. Оба НПЗ контролируются группой «Приват».

Из шести украинских НПЗ первым в 2005 году остановился Херсонский - из-за убытков. Предприятием на тот момент владела российская группа «Альянс» (около 60% акций) и казахстанская «Казмунайгаз» (около 20%). Покупка завода в 2007 году украинской группой «Континиум» не помогла. Официально причина закрытия − профилактический ремонт. Который не начался до сих пор.

В октябре 2010 году остановлен принадлежащий ЛУКОЙЛу Одесский НПЗ. Завод не смог конкурировать с нефтепродуктами, поставляемыми на Украину через компанию Коломойского «Ливела» без уплаты акциза, НДС и ввозной пошлины. Когда «Ливела» прекратила свою деятельность, оказалось, что из-за реверса нефтепровода Одесса-Броды завод лишился источника сырья.

С начала 2012 года остановился Дрогобычский НПЗ (принадлежит группе «Приват»).

В марте 2012 года закрылся Лисичанский НПЗ (владелец - ТНК-ВР), завод не выдержал конкуренцию с импортным топливом. С нового года стала нерентабельной и давальческая переработка на Украине казахстанской нефти. Теперь 5 млн тонн этого сырья экспортируется по российскому трубопроводу БТС-2.

На Кременчугском НПЗ в 2011 году при проектной мощности 18 млн тонн было переработано 3,12 млн тонн.

Всего за 2011 год на украинских НПЗ было переработано 9,05 млн тонн нефти, что меньше на 18,4% по сравнению с 2010 годом, а средний показатель использования мощности украинских НПЗ оказался на уровне 17,6% (в 2010 году − 21,1%).

В этом году вся надежда Украины только на собственную нефтедобычу (2,4 млн тонн в 2011 году) − импорт нефти в январе-мае 2012 года сократился до 754,4 тыс. тонн.  Уничтожив собственную нефтепереработку, Украина открыла двери для топлива из Белоруссии и России.

В 2011 году Украина обеспечивала себя на 48,5% бензином собственного производства, на 33,4% - дизельным топливом. В этом году объёмы импорта будут заметно выше - к радости иностранных поставщиков.

…а Белоруссия наращивает экспорт нефтепродуктов

За январь-май из Беларуси в Украину было поставлено 475,9 тыс тонн так называемого биодизельного топлива (ТБД) плюс ежемесячно ввозилось порядка 150 тыс тонн обычного дизеля. Всё бы ничего, но белорусский биодизель производится путем смешения солярки из России и незначительного количества (процентов пять) этилового спирта. Но благодаря такой незатратной махинации экспортируется продукт без уплаты высокой пошлины, которая в июле составляет $243,7 за тонну. И по международным соглашениям, должна бы зачисляться в российский бюджет. Или произведённый белорусским «Нафтаном» и Мозырским НПЗ бензин изящно, росчерком в таможенной декларации, превращается в… «разбавитель». А для всяких там уайт-спиритов пошлины невысокие.

Но «ловкость рук» выгодна и нашим, российским компаниям. Они охотно поставляют топливо в Беларусь, так как тарифы на транспортировку внутри Таможенного союза ниже, чем на экспорт. Здесь топливо превращается в белорусское и реэкспортируется на Украину и через прибалтийские порты. Нефть, нефтепродукты и растворители с начал 2012 года обеспечили 80% прироста экспорта Белоруссии. А их доля в экспорте возросла с 31% до 48%.

СэрэдняАзия, Россия, СНГ, Нефть, Каспий, Украина, Энержи ржи ржи, Газы, transportycoon

Previous post Next post
Up