Оригинал взят у
winter_borealis в
«Улыбка Реймса» - улыбающийся ангел
Улыбающийся ангел Реймса - единственное в истории средневекового искусства изображение улыбающегося ангела.
Французская провинция Шампань издавна знакома всем как родина знаменитого игристого напитка. Сюда приезжают со всех концов света, чтобы испить «оригинал» шампанского и отведать весь спектр его вариаций. Соответственно, самым крупным винодельческим центром является главный город этой исторической области - Реймс. «Улыбка Реймса» - такое название наверняка известно ценителям изысканных вин. Но знатоки также должны знать, что истинную «Улыбку Реймса» не купить ни за какие деньги, и что увидеть её своими глазами можно лишь в Реймсском соборе Нотр-Дам, посвященном Богоматери.
Собор и памятник Жанне Дарк
«Улыбка Реймса» - это символ и оберег города, который настолько же материален, насколько и абстрактен, почти неуловим, но более чем выразителен. «Улыбка Реймса» - это улыбка ангела, несущего благодать жителям и гостям города. Когда посланец Бога улыбается людям - это так просто для восприятия, но так важно по сути. И тогда холодный камень излучает тепло, и безмолвие весомее слов. Фигура почитаемого всеми «Улыбающегося ангела» встречает посетителей кафедрального собора у одного из его порталов - у границы мира материального и духовного.
Первая церковь в Реймсе появилась еще в начале V века, а восхищающий своей готической «вязью» кафедральный собор был заложен на этом месте в 1211 году. И уже к 1275 году был завершен основной этап строительства грандиозного Нотр-Дам, который не уступает своему парижскому «собрату». Эта величественная Божья обитель, которой с 1991 года опекается ЮНЕСКО, уже успела отметить 800-летие, а желающих побывать здесь становится с каждым годом всё больше и больше. Более полутора миллиона человек в год посещают базилику Реймса и непременно встречаются с ангелом, который дарит им свою улыбку.
Помимо своего блистательного облика и роскошного убранства, кафедральный собор Реймса славен еще и тем, что именно у его алтаря короновались все французские монархи, за исключением немногих. Незримая связь Реймсского собора с правителями началась с того момента, когда в 496 году основатель Франкского королевства Хлодвиг I был крещен Святым Ремигием, о чем свидетельствует надпись на специальной памятной табличке. В 816 году здесь прошла коронация императора Людовика Благочестивого, а постоянным местом для таких церемоний собор стал с 1027 года, начиная с инаугурации Генриха I, который под этими же сводами сочетался браком с Анной Ярославной, дочерью Ярослава Мудрого. Череда коронаций продолжалась вплоть до 1825 года. Такая насыщенная история не могла не отразиться на убранстве кафедрального собора, высокопоставленные прихожане которого увековечены в «Галерее королей» на восточном фасаде базилики.
Фигуры монархов - это лишь малая часть камнерезного убранства Реймсского собора. Здесь представлено самое большое в Европе собрание скульптур. Базилика насчитывает 2303 статуи разнообразных фактур и размеров. В результате проведенных исследований было выявлено, что монохромные скульптуры во времена далекого средневековья были еще и цветными. И сейчас по вечерам, благодаря современным технологиям свето- и цветопроекции, возвращается средневековая палитра, раскрашивая стены и статуи собора в различные цвета и визуально воссоздавая их первозданную красоту.
Здесь, как и полагается настоящему Божьему храму, всё строго выверено: от архитектурных пропорций до декоративных деталей. Многочисленные скульптуры стоят и поодиночке, и рядами, и даже образуют целые сцены по библейским сюжетам. И в каждом случае расположение их неслучайно и подчинено определенным канонам. В этих канонах и заключен секрет той гармонии, которую можно наблюдать невооруженным глазом.
Рядом с изваяниями Иисуса и Марии расположены скульптуры апостолов и святых, статуи королей и епископов, фигуры людей и аллегорий… Но, пожалуй, самыми распространенными персонажами, «задействованными» в убранстве базилики, являются ангелы, присутствующие почти в каждом сюжете скульптурной, витражной или другой композиции. Поэтому вполне заслуженно Реймсский собор иногда называют «собором ангелов», ведь их неисчислимое множество.
Наверное, самым примечательным можно назвать ангела, венчающего самую высокую точку собора над апсидой на высоте 87 метров. Но, при этом, самый известный ангел собора скромно стоит в ряду с другими изваяниями апостолов, епископов и святых у северного портала западного фасада. И лишь его едва уловимая улыбка, магнетически притягивающая взгляд, может заставить остановиться и обратить на него внимание. Этот шедевр готической скульптуры датируется первой половиной XIII столетия. В период Первой мировой войны каменная статуя разбилась, когда упала с высоты четырех метров. Её остатки бережно собрал аббат Жюль Тино и спрятал в церковном тайнике. И только после тщательнейшей реставрации в 1926 году «Улыбающийся ангел» вернулся на фасад кафедрального собора.
Загадочная «Улыбка Реймса» за семь с лишним столетий своего существования получила множество разнообразных интерпретаций. Одно ясно наверняка: Реймсский ангел улыбается не зря, он знает то, чего не знаем мы, и уже готов этим поделиться, а нам осталось только правильно его понять. На его безмолвных устах застыла благая весть, адресованная всем, и личное знамение, предназначенное каждому. И, возможно, именно при личной встрече «Улыбающийся ангел» прошепчет о том, почему он неизменно улыбается. А пока поэтесса Ольга Седакова предлагает свою разгадку таинственной ангельской улыбки в стихотворении «Ангел Реймса», посвященном Франсуа Федье:
Ты готов?
улыбается этот ангел.
Я спрашиваю, хотя знаю,
что ты несомненно готов:
ведь я говорю не кому-нибудь,
а тебе,
человеку, чье сердце не переживет измены
земному твоему Королю,
которого здесь всенародно венчали,
и другому Владыке,
Царю Небес, нашему Агнцу,
умирающему в надежде,
что ты меня снова услышишь.
Снова и снова,
как каждый вечер
имя мое вызванивают колоколами
здесь, в земле превосходной пшеницы
и светлого винограда,
и колос и гроздь
вбирают мой звук.
Но все-таки,
в этом розовом искрошенном камне,
поднимая руку,
отбитую на мировой войне,
все-таки позволь мне напомнить:
ты готов?
к мору, гладу, трусу, пожару,
нашествию иноплеменных, движимому на ны гневу?
Все это, несомненно, важно, но я не об этом.
Нет, я не об этом обязан напомнить.
Не за этим меня посылали.
Я говорю:
ты
готов
к невероятному счастью?
Текст: Богачева Елизавета
Улыбающийся ангел. L'Ange au sourire.